В 2014 году вышел сборник фантастических повестей и рассказов «Дети холодного мира». В аннотации издатель пишет: «Ты хочешь, чтобы твоих детей у тебя отобрали? Ты хочешь, чтобы их отдали в другую семью? Ты хочешь, чтобы их отправили в интернат? Ты хочешь, чтобы их украли, убили, разобрали на органы? Ты хочешь, чтобы твои дети так озверели, чтобы воспитывать их пришел спецназ? У тебя что, нет детей? А ты уверен, что в будущем они у тебя не появятся?»[1]. Как видно из этого текста, книга посвящена «ужасам», которые, по мнению авторов, могут стать реальностью при введении ювенальной юстиции. В российском обществе дискуссии по этому поводу начались еще полтора десятка лет назад, но противники всегда были громче сторонников. Издание такого сборника рассказов показывает, насколько отрицательное отношение сложилось в обществе относительно ювенальной юстиции. Уж если писатели, в большинстве своем далекие от власти, собрались вместе и попытались обличить происходящее, то проблема действительно существует.
Система ювенальной юстиции представляет собой сеть учреждений и организаций, совместно работающих с несовершеннолетними правонарушителями. Эти учреждения включают в себя полицию, специализированные суды (или специализированные составы в обычных судах), пенитенциарии и различные социальные службы, а их деятельность регулируется комплексом законодательных актов, регламентирующих особенности работы с несовершеннолетними[2]. При этом ювенальная юстиция – не новация в современном российском законодательстве. В нашей стране она действовала с начала ХХ века до революции, которая смела старый правопорядок (в том числе и созданную систему судов для несовершеннолетних) и установила новый. Стоит отметить, что такого противодействия, как сейчас, со стороны общества ювенальная система не вызывала, а в архивных публикациях можно увидеть множество положительных отзывов специалистов.
Почему же борьба против введения ювенальной юстиции разыгралась сегодня? Виной тому видится порой чрезмерное развитие подобных структур на Западе, где общественный порядок переворачивается с ног на голову. Представьте себе, что работник в социальной иерархии стоит выше, чем руководитель; чиновник обладает большими полномочиями, чем президент. Очевидно, к чему это приведёт. Однако именно это и произошло в Европе (в большей степени) и в Америке (в меньшей) в отношении семьи: дети получили больше прав, чем родители, а институт семьи терпит нападки со стороны различных социальных служб, которые пытаются перетянуть на себя роль воспитателя и наставника. Конечно, ювенальная система содержит в себе и положительные стороны (которых, всё же, скорее больше, чем отрицательных), однако рядовые россияне узнают в основном о шокирующих для нашей ментальности отрицательных европейских примерах: где-то родителей приговаривают к лишению свободы за то, что их ребенок прогулял занятия в школе[3], где-то детей забирают в воспитательный центр на основании «бедности» семьи[4]. Именно этого и боится большинство семей в современном российском обществе. Наделение детей и социальных служб чрезмерно обширным набором прав вызывает два вопроса. Первый: правильно ли это в принципе? Второй: могут ли эти права быть эффективно и разумно реализованы? В российских реалиях ответ на них видится отрицательным. Для того чтобы понять почему, нужно обратиться к истории.
В начале ХIX века в Америке вследствие стремительной урбанизации и индустриализации начали рушиться традиционные институты социального контроля, что привело к росту «детской преступности» и появлению специального института ювенальной юстиции, который был создан в 1825 году в Нью-Йорке, а впоследствии и первого в мире ювенального суда в Чикаго в 1899 году[5]. Примерно в то же самое время в Стокгольме в 1878 году проходит Второй международный пенитенциарный конгресс, участники которого решают, что малолетних преступников необходимо не наказывать, вырывая из обыденной среды и обрекая на длительное общение с другими преступниками, а перевоспитывать, создавая тем самым для них шанс стать частью обычного общества[6]. С этого момента начинается распространение концепции ювенальной юстиции практически во всех странах Старого света и Северной Америки. Естественно, во второй половине XIX века в Европе также росли города, развивались образование и наука, что приводило к серьезным социальным изменениям, порождавшим рост преступности, в том числе детской. Идея создания ювенальной юстиции не возникла из воздуха, а была обусловлена конкретными причинами: изменением общественной мысли и усложнением криминальной обстановки.
Любое законодательство строится на основе определенной идеологии. Рассмотрим, как она изменялась на протяжении времени, и к каким изменениям в ювенальной юстиции привела в итоге. В период с конца XVIII до начала XIX века в Западной Европе доминирующее положение занимала либеральная философия. Её приверженцы понимали человека как рациональное существо, обладающее свободой воли, и предполагала построение государства по модели laissez—faire[7]. Эти идеи знаменитый Чезаре Беккариа адаптировал к уголовному праву, в результате чего криминальное поведение стало пониматься как рационально и свободно совершенное действие индивидом, который решил, что его выгода от совершения преступления перевешивает потенциальные издержки наказания. Ответственность за совершенное, таким образом, полностью перекладывалась на виновного, а государство на основе принципов формального равенства и пропорциональности должно было лишь назначить наказание и обеспечить его исполнение. Развитие капитализма в XIX веке повлияло и на ход политической мысли. Государству теперь отводилась большая роль в регулировании всех сфер общественной мысли. Вместе с этим изменилось и отношение к преступлению. Идеологи социального дарвинизма дополнили либеральное понимание ответственности за преступное деяние влиянием различных эксплицитных человеку факторов: биологических, психологических и внешнего окружения[8]. Так как государство теперь считалось ответственным за регулирование и поддержание мирной жизни общества, то естественно, что его задачей стало теперь не только наказание, но и воспитание преступника, его реабилитация. После того, как мир перенес ужасные потрясения множества военных конфликтов, в промежуток между 1960-ми и 1970-ми годами сформировалась наиболее радикальная из всех философия «новых левых». Теперь всю ответственность за совершаемые преступления несет общество, которое, в свою очередь, строит капиталистическое государство. Главная его задача на сегодня – перевоспитать преступника и повлиять на социальную структуру, которая породила его. Поэтому в большинстве стран была отменена смертная казнь, а лишение свободы в качестве наказания назначается лишь в наиболее серьезных случаях[9].
С изменением идеологии, изменяется и уголовная политика. Этим процессам подвержена и ювенальная юстиция во всех странах. Вначале она была введена лишь как отдельный суд для несовершеннолетних, который максимально входил в их положение и назначал наиболее подходящее наказание (стараясь избежать лишения свободы). Постепенно стало приходить понимание того, что к ребёнку нужен особый подход не только после совершения преступления, но и до этого. А чтобы осуществить эту идею, были созданы различные службы социальных работников, которые стали выявлять неблагополучные семьи с детьми и оказывать им помощь. Именно с этой целью в Германии в 1939 году была создана служба опеки Jugendamt, которая при этом получила полную независимость (кроме партийной) от всех служб контроля и право изъятия детей из семей без решения суда[10]. Схожая ситуация наблюдается практически во всех странах Европы и Северной Америки[11]. Изначально разумная и нужная идея ювенальной юстиции вследствие перегибов в реализации фактически превратилась в средство государственного контроля и принуждения, прикрывающееся правами человека.
Ювенальная юстиция, таким образом, представляет собой взаимосвязанную систему специализированных судов и органов по делам несовершеннолетних (которые по-разному именуются в различных странах), которые должны с максимально возможным вниманием разбирать все дела, которые касаются «детских преступлений». На словах в этом вроде бы нет ничего плохого, однако во множестве государств это приводит к излишнему вмешательству публичной власти в частную жизнь, чего особенно стоит опасаться в России. Необходимо отметить, что ювенальная система предполагает работу не только по предупреждению несовершеннолетних от совершения правонарушения, их перевоспитания и наказания, но также предполагает и участие соответствующих органов во всех делах, которые в которых могут затрагиваться права несовершеннолетних. Однако, как представляется, стремление к «предупреждению» преступлений приводит к тому, что чаще всего ювенальные дела переходят в область уголовного права. Ввиду значительного объема даже этой стороны ювенальной юстиции, в данной статье мы подробно разбираем ту часть системы, которая затрагивает проблему правонарушений. Области гражданского или семейного права – темы, требующие отдельного рассмотрения.
Если мы обратимся к законодательным основам[12] действия системы ювенальной юстиции в Англии, то увидим, что в ее основе лежит идея заботы о ребёнке, его правах и нравственном развитии. Для тех, кто еще не достиг возраста 14 лет, была разработана концепция care proceedings, согласно которой возникающие проблемы разрешаются не в суде, а социальными работниками при помощи бесед с ребёнком. Дела старших детей также, согласно законодательству, предпочтительнее разбирать мирным путем, но в исключительных случаях социальный работник, полицейский или офицер Национального общества защиты детей от насилия могут передать дело в ювенальный суд. Критерием необходимости этого является их собственное усмотрение, а исключительными являются те случаи, в которых ребёнок (опять-таки, на взгляд самих работников): подвержен моральной опасности, не подчиняется родителям или опекунам, не получает соответствующего своему возрасту образования, что-либо угрожает его развитию, а также иные обстоятельства, список которых остается открытым[13]. Подобные положения закона подвержены широчайшему толкованию, в результате чего стремление к заботе о правильном развитии ребёнка перерастает в навязывание государством родителям своих представлений о том, как нужно воспитывать своих детей. Схожим образом действует система ювенальной юстиции и в Шотландии. Управляют ей так называемые «докладчики», которые единолично и независимо принимают решение о необходимости рассмотрения положения ребёнка в семье, его воспитания и совершенных им противоправных поступков в ювенальном суде[14]. Узнать о необходимости вмешательства «докладчик» может либо самостоятельно, либо в результате сообщения самого ребёнка, переживающего за него знакомого или социального работника. После этого он должен провести расследование, привлекая к нему по мере необходимости различные службы (от полиции до детективных агентств), и решить, стоило ли дело передачи в ювенальный суд. Говорить о функционировании системы ювенальной юстиции в США довольно проблематично, так как они состоят из 51 самостоятельной юрисдикции (50 штатов и Округ Колумбия), каждая из которых делится на округи и города. Все они обладают возможностью вводить в действие собственное законодательство, вследствие чего оно разнится от штата к штату. Если же говорить в общих чертах, система ювенальной юстиции в Америке, как и в Англии или Шотландии, строится на идее как можно более своевременного исправления и воспитания совершившего или могущего совершить правонарушение ребёнка, однако в этот процесс более активно вовлекаются полиция и суд, а их действия достаточно четко регламентированы законодательством[15], вследствие чего ограничивается возможность произвола.
Системы ювенальной юстиции существуют во множестве стран и строятся на схожих идеях, однако в результате, как мы видим, они приводят к излишней заботе государства о частной жизни людей. Наделение социальных служб практически полной самостоятельностью и независимостью в принятии решений о качестве воспитания ребёнка и его окружения приводят к многочисленным случаям изъятия детей у вполне благополучных родителей[16], а в результате — к постепенному подрыву института семьи. Однако именно она составляет основу общества, вследствие чего ей и должно принадлежать главенствующее право на воспитание детей.
В России ювенальная юстиция пока что существует в большей степени формально в виде положений законодательства и позиций высших судов о необходимости внедрения ювенальных технологий и особого учета интересов детей во всех делах с их участием. В нашей стране права детей изначально учитывались законодателем, им придавалось особое значение. Вследствие этого создание отдельных судов для несовершеннолетних представляется нецелесообразным как по социальным, так и по финансовым причинам. Подтверждением тому является начавшийся несколько лет назад и не получивший дальнейшего развития проект по открытию ювенальных судов в Ростовской, Московской областях и некоторых других регионах. При этом работа социальных служб вызывает множество вопросов[17], вследствие чего можно говорить о необходимости их реформирования.
Автор: Сергей Марков
Фото: http://www.americanlegislator.org
[1] Сборник фантастических повестей «Дети холодного мира» ушел на верстку в издательство «Шико». [Электронный реусрс]. URL: http://volodihin.livejournal.com/1029649.html (дата обращения: 23.05.2015).
[2] Shahidullah S. Crime Policy in America: Laws, Institutions and Programs. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=whWL6D83FBUC&pg=PA113&dq=%22juvenile+justice+system+is+a%22&hl=en&ei=5QFHTYHSG-rc4waQxqA4&sa=X&oi=book_result&ct=result#v=onepage&q=%22juvenile%20justice%20system%20is%20a%22&f=false (дата обращения: 01.06.2015).
[3] В Германии разгорается скандал вокруг уроков полового воспитания. [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/news/world/240344 (дата обращения: 01.06.2015).
Кроме того, см. по теме: Nolan S. Outrage as five-year-olds get sex-education book on how to achieve orgasms and put on a condom in Germany. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2315185/Five-year-olds-Germany-given-sex-education-book-achieve-orgasms-condom.html (дата обращения: 01.06.2015), Russel H. Danish Professor Has Compelling Reason for Arguing Porn Belongs in the Classroom. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 01.06.2015).
[4] Алексеева А., Алехина М. Неестественный отбор. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newizv.ru/society/2013-06-04/183472-neestestvennyj-otbor.html (дата обращения: 01.06.2015).
[5] Wejers I. The Double Paradox of Juvenile // European Journal on Criminal Policy and Research. Vol. 7, 1999, p. 330.
[6] Там же.
[7] Laissez-faire (фр. позвольте делать) — экономическая доктрина, разработанная экономистами классической школы и предполагающая минимальное вмешательство государства в экономику.
[8] McGarell E. The Ideological Bases and Functions of Contemporary Juvenile Law Reform: The New York State Experience // Contemporary Crises, Vol. 13, 1989, p. 164–166.
[9] Там же.
[10] Привалов А. Война с последним союзником. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2011/02/vojna-s-poslednim-soyuznikom/ (дата обращения: 01.06.2015).
[11] Подробно ювенальные системы различных стран описаны в статье Janeksela G. Descriptive Analysis of Five Juvenile Justice Systems: United States, Scotland, England, India and South Africa // Internetional Review of Modern Sociology, Vol. 21, № 1 (Spring 1991), p. 1–19.
[12] В Англии фундаментом системы ювенальной юстиции является The Children and Young Persons’s Act, изданный ещё в 1969 году.
[13] The Children and Young Persons’ Act, 1969, amended 1975, Chapter 54, Section 1.
[14] Janeksela G. Descriptive Analysis of Five Juvenile Justice Systems: United States, Scotland, England, India and South Africa // Internetional Review of Modern Sociology, Vol. 21, № 1 (Spring 1991), p. 5–6.
[15] Там же, p. 4.
[16] См. по этой теме подробное интервью финского правозащитника Йохана Бекмана: http://www.youtube.com/watch?t=1228&v=pIruU0V_b_s
[17] Марков Д. Как работает опека. [Электронный ресурс]. URL: http://zyalt.livejournal.com/1353797.html (дата обращения: 01.06.2015).