В 2014 году вышел сборник фантастических повестей и рассказов «Дети холодного мира». В аннотации издатель пишет: «Ты хочешь, чтобы твоих детей у тебя отобрали? Ты хочешь, чтобы их отдали в другую семью? Ты хочешь, чтобы их отправили в интернат? Ты хочешь, чтобы их украли, убили, разобрали на органы? Ты хочешь, чтобы твои дети так озверели, чтобы воспитывать их пришел спецназ? У тебя что, нет детей? А ты уверен, что в будущем они у тебя не появятся?»[1]. Как видно из этого текста, книга посвящена «ужасам», которые, по мнению авторов, могут стать реальностью при введении ювенальной юстиции. В российском обществе дискуссии по этому поводу начались еще полтора десятка лет назад, но противники всегда были громче сторонников. Издание такого сборника рассказов показывает, насколько отрицательное отношение сложилось в обществе относительно ювенальной юстиции. Уж если писатели, в большинстве своем далекие от власти, собрались вместе и попытались обличить происходящее, то проблема действительно существует.

Система ювенальной юстиции представляет собой сеть учреждений и организаций, совместно работающих с несовершеннолетними правонарушителями. Эти учреждения включают в себя полицию, специализированные суды (или специализированные составы в обычных судах), пенитенциарии и различные социальные службы, а их деятельность регулируется комплексом законодательных актов, регламентирующих особенности работы с несовершеннолетними[2]. При этом ювенальная юстиция – не новация в современном российском законодательстве. В нашей стране она действовала с начала ХХ века до революции, которая смела старый правопорядок (в том числе и созданную систему судов для несовершеннолетних) и установила новый. Стоит отметить, что такого противодействия, как сейчас, со стороны общества ювенальная система не вызывала, а в архивных публикациях можно увидеть множество положительных отзывов специалистов.

Нужно понимать, что ювенальная юстиция – не новация в современном российском законодательстве

Почему же борьба против введения ювенальной юстиции разыгралась сегодня? Виной тому видится порой чрезмерное развитие подобных структур на Западе, где общественный порядок переворачивается с ног на голову. Представьте себе, что работник в социальной иерархии стоит выше, чем руководитель; чиновник обладает большими полномочиями, чем президент. Очевидно, к чему это приведёт. Однако именно это и произошло в Европе (в большей степени) и в Америке (в меньшей) в отношении семьи: дети получили больше прав, чем родители, а институт семьи терпит нападки со стороны различных социальных служб, которые пытаются перетянуть на себя роль воспитателя и наставника. Конечно, ювенальная система содержит в себе и положительные стороны (которых, всё же, скорее больше, чем отрицательных), однако рядовые россияне узнают в основном о шокирующих для нашей ментальности отрицательных европейских примерах: где-то родителей приговаривают к лишению свободы за то, что их ребенок прогулял занятия в школе[3], где-то детей забирают в воспитательный центр на основании «бедности» семьи[4]. Именно этого и боится большинство семей в современном российском обществе. Наделение детей и социальных служб чрезмерно обширным набором прав вызывает два вопроса. Первый: правильно ли это в принципе? Второй: могут ли эти права быть эффективно и разумно реализованы? В российских реалиях ответ на них видится отрицательным. Для того чтобы понять почему, нужно обратиться к истории.

В начале ХIX века в Америке вследствие стремительной урбанизации и индустриализации начали рушиться традиционные институты социального контроля, что привело к росту «детской преступности» и появлению специального института ювенальной юстиции, который был создан в 1825 году в Нью-Йорке, а впоследствии и первого в мире ювенального суда в Чикаго в 1899 году[5]. Примерно в то же самое время в Стокгольме в 1878 году проходит Второй международный пенитенциарный конгресс, участники которого решают, что малолетних преступников необходимо не наказывать, вырывая из обыденной среды и обрекая на длительное общение с другими преступниками, а перевоспитывать, создавая тем самым для них шанс стать частью обычного общества[6]. С этого момента начинается распространение концепции ювенальной юстиции практически во всех странах Старого света и Северной Америки. Естественно, во второй половине XIX века в Европе также росли города, развивались образование и наука, что приводило к серьезным социальным изменениям, порождавшим рост преступности, в том числе детской. Идея создания ювенальной юстиции не возникла из воздуха, а была обусловлена конкретными причинами: изменением общественной мысли и усложнением криминальной обстановки.

Rochester schoolroom and pupils c 1906 (Picture from Galleries of Justice Museum)

Любое законодательство строится на основе определенной идеологии. Рассмотрим, как она изменялась на протяжении времени, и к каким изменениям в ювенальной юстиции привела в итоге. В период с конца XVIII до начала XIX века в Западной Европе доминирующее положение занимала либеральная философия. Её приверженцы понимали человека как рациональное существо, обладающее свободой воли, и предполагала построение государства по модели laissezfaire[7]. Эти идеи знаменитый Чезаре Беккариа адаптировал к уголовному праву, в результате чего криминальное поведение стало пониматься как рационально и свободно совершенное действие индивидом, который решил, что его выгода от совершения преступления перевешивает потенциальные издержки наказания. Ответственность за совершенное, таким образом, полностью перекладывалась на виновного, а государство на основе принципов формального равенства и пропорциональности должно было лишь назначить наказание и обеспечить его исполнение. Развитие капитализма в XIX веке повлияло и на ход политической мысли. Государству теперь отводилась большая роль в регулировании всех сфер общественной мысли. Вместе с этим изменилось и отношение к преступлению. Идеологи социального дарвинизма дополнили либеральное понимание ответственности за преступное деяние влиянием различных эксплицитных человеку факторов: биологических, психологических и внешнего окружения[8]. Так как государство теперь считалось ответственным за регулирование и поддержание мирной жизни общества, то естественно, что его задачей стало теперь не только наказание, но и воспитание преступника, его реабилитация. После того, как мир перенес ужасные потрясения множества военных конфликтов, в промежуток между 1960-ми и 1970-ми годами сформировалась наиболее радикальная из всех философия «новых левых». Теперь всю ответственность за совершаемые преступления несет общество, которое, в свою очередь, строит капиталистическое государство. Главная его задача на сегодня – перевоспитать преступника и повлиять на социальную структуру, которая породила его. Поэтому в большинстве стран была отменена смертная казнь, а лишение свободы в качестве наказания назначается лишь в наиболее серьезных случаях[9].

С изменением идеологии, изменяется и уголовная политика. Этим процессам подвержена и ювенальная юстиция во всех странах. Вначале она была введена лишь как отдельный суд для несовершеннолетних, который максимально входил в их положение и назначал наиболее подходящее наказание (стараясь избежать лишения свободы). Постепенно стало приходить понимание того, что к ребёнку нужен особый подход не только после совершения преступления, но и до этого. А чтобы осуществить эту идею, были созданы различные службы социальных работников, которые стали выявлять неблагополучные семьи с детьми и оказывать им помощь. Именно с этой целью в Германии в 1939 году была создана служба опеки Jugendamt, которая при этом получила полную независимость (кроме партийной) от всех служб контроля и право изъятия детей из семей без решения суда[10]. Схожая ситуация наблюдается практически во всех странах Европы и Северной Америки[11]. Изначально разумная и нужная идея ювенальной юстиции вследствие перегибов в реализации фактически превратилась в средство государственного контроля и принуждения, прикрывающееся правами человека.

Изначально разумная и нужная идея ювенальной юстиции вследствие перегибов в реализации фактически превратилась в средство государственного контроля и принуждения, прикрывающееся правами человека

Ювенальная юстиция, таким образом, представляет собой взаимосвязанную систему специализированных судов и органов по делам несовершеннолетних (которые по-разному именуются в различных странах), которые должны с максимально возможным вниманием разбирать все дела, которые касаются «детских преступлений». На словах в этом вроде бы нет ничего плохого, однако во множестве государств это приводит к излишнему вмешательству публичной власти в частную жизнь, чего особенно стоит опасаться в России. Необходимо отметить, что ювенальная система предполагает работу не только по предупреждению несовершеннолетних от совершения правонарушения, их перевоспитания и наказания, но также предполагает и участие соответствующих органов во всех делах, которые в которых могут затрагиваться права несовершеннолетних. Однако, как представляется, стремление к «предупреждению» преступлений приводит к тому, что чаще всего ювенальные дела переходят в область уголовного права. Ввиду значительного объема даже этой стороны ювенальной юстиции, в данной статье мы подробно разбираем ту часть системы, которая затрагивает проблему правонарушений. Области гражданского или семейного права – темы, требующие отдельного рассмотрения.

Если мы обратимся к законодательным основам[12] действия системы ювенальной юстиции в Англии, то увидим, что в ее основе лежит идея заботы о ребёнке, его правах и нравственном развитии. Для тех, кто еще не достиг возраста 14 лет, была разработана концепция care proceedings, согласно которой возникающие проблемы разрешаются не в суде, а социальными работниками при помощи бесед с ребёнком. Дела старших детей также, согласно законодательству, предпочтительнее разбирать мирным путем, но в исключительных случаях социальный работник, полицейский или офицер Национального общества защиты детей от насилия могут передать дело в ювенальный суд. Критерием необходимости этого является их собственное усмотрение, а исключительными являются те случаи, в которых ребёнок (опять-таки, на взгляд самих работников): подвержен моральной опасности, не подчиняется родителям или опекунам, не получает соответствующего своему возрасту образования, что-либо угрожает его развитию, а также иные обстоятельства, список которых остается открытым[13]. Подобные положения закона подвержены широчайшему толкованию, в результате чего стремление к заботе о правильном развитии ребёнка перерастает в навязывание государством родителям своих представлений о том, как нужно воспитывать своих детей. Схожим образом действует система ювенальной юстиции и в Шотландии. Управляют ей так называемые «докладчики», которые единолично и независимо принимают решение о необходимости рассмотрения положения ребёнка в семье, его воспитания и совершенных им противоправных поступков в ювенальном суде[14]. Узнать о необходимости вмешательства «докладчик» может либо самостоятельно, либо в результате сообщения самого ребёнка, переживающего за него знакомого или социального работника. После этого он должен провести расследование, привлекая к нему по мере необходимости различные службы (от полиции до детективных агентств), и решить, стоило ли дело передачи в ювенальный суд. Говорить о функционировании системы ювенальной юстиции в США довольно проблематично, так как они состоят из 51 самостоятельной юрисдикции (50 штатов и Округ Колумбия), каждая из которых делится на округи и города. Все они обладают возможностью вводить в действие собственное законодательство, вследствие чего оно разнится от штата к штату. Если же говорить в общих чертах, система ювенальной юстиции в Америке, как и в Англии или Шотландии, строится на идее как можно более своевременного исправления и воспитания совершившего или могущего совершить правонарушение ребёнка, однако в этот процесс более активно вовлекаются полиция и суд, а их действия достаточно четко регламентированы законодательством[15], вследствие чего ограничивается возможность произвола.

http://flaglerlive.com

Стремление к заботе о правильном развитии ребёнка перерастает в навязывание государством родителям своих представлений о том, как нужно воспитывать своих детей

Системы ювенальной юстиции существуют во множестве стран и строятся на схожих идеях, однако в результате, как мы видим, они приводят к излишней заботе государства о частной жизни людей. Наделение социальных служб практически полной самостоятельностью и независимостью в принятии решений о качестве воспитания ребёнка и его окружения приводят к многочисленным случаям изъятия детей у вполне благополучных родителей[16], а в результате — к постепенному подрыву института семьи. Однако именно она составляет основу общества, вследствие чего ей и должно принадлежать главенствующее право на воспитание детей.

В России ювенальная юстиция пока что существует в большей степени формально в виде положений законодательства и позиций высших судов о необходимости внедрения ювенальных технологий и особого учета интересов детей во всех делах с их участием. В нашей стране права детей изначально учитывались законодателем, им придавалось особое значение. Вследствие этого создание отдельных судов для несовершеннолетних представляется нецелесообразным как по социальным, так и по финансовым причинам. Подтверждением тому является начавшийся несколько лет назад и не получивший дальнейшего развития проект по открытию ювенальных судов в Ростовской, Московской областях и некоторых других регионах. При этом работа социальных служб вызывает множество вопросов[17], вследствие чего можно говорить о необходимости их реформирования.

Автор: Сергей Марков

Фото: http://www.americanlegislator.org

 

[1] Сборник фантастических повестей «Дети холодного мира» ушел на верстку в издательство «Шико». [Электронный реусрс]. URL: http://volodihin.livejournal.com/1029649.html (дата обращения: 23.05.2015).

[2] Shahidullah S. Crime Policy in America: Laws, Institutions and Programs. [Электронный ресурс]. URL: https://books.google.ru/books?id=whWL6D83FBUC&pg=PA113&dq=%22juvenile+justice+system+is+a%22&hl=en&ei=5QFHTYHSG-rc4waQxqA4&sa=X&oi=book_result&ct=result#v=onepage&q=%22juvenile%20justice%20system%20is%20a%22&f=false (дата обращения: 01.06.2015).

[3] В Германии разгорается скандал вокруг уроков полового воспитания. [Электронный ресурс]. URL: http://www.1tv.ru/news/world/240344 (дата обращения: 01.06.2015).

Кроме того, см. по теме: Nolan S. Outrage as five-year-olds get sex-education book on how to achieve orgasms and put on a condom in Germany. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2315185/Five-year-olds-Germany-given-sex-education-book-achieve-orgasms-condom.html (дата обращения: 01.06.2015), Russel H. Danish Professor Has Compelling Reason for Arguing Porn Belongs in the Classroom. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 01.06.2015).

[4] Алексеева А., Алехина М. Неестественный отбор. [Электронный ресурс]. URL: http://www.newizv.ru/society/2013-06-04/183472-neestestvennyj-otbor.html (дата обращения: 01.06.2015).

[5] Wejers I. The Double Paradox of Juvenile // European Journal on Criminal Policy and Research. Vol. 7, 1999, p. 330.

[6] Там же.

[7] Laissez-faire (фр. позвольте делать) — экономическая доктрина, разработанная экономистами классической школы и предполагающая минимальное вмешательство государства в экономику.

[8] McGarell E. The Ideological Bases and Functions of Contemporary Juvenile Law Reform: The New York State Experience // Contemporary Crises, Vol. 13, 1989, p. 164–166.

[9] Там же.

[10] Привалов А. Война с последним союзником. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2011/02/vojna-s-poslednim-soyuznikom/ (дата обращения: 01.06.2015).

[11] Подробно ювенальные системы различных стран описаны в статье Janeksela G. Descriptive Analysis of Five Juvenile Justice Systems: United States, Scotland, England, India and South Africa // Internetional Review of Modern Sociology, Vol. 21, № 1 (Spring 1991), p. 1–19.

[12] В Англии фундаментом системы ювенальной юстиции является The Children and Young Personss Act, изданный ещё в 1969 году.

[13] The Children and Young Persons’ Act, 1969, amended 1975, Chapter 54, Section 1.

[14] Janeksela G. Descriptive Analysis of Five Juvenile Justice Systems: United States, Scotland, England, India and South Africa // Internetional Review of Modern Sociology, Vol. 21, № 1 (Spring 1991), p. 5–6.

[15] Там же, p. 4.

[16] См. по этой теме подробное интервью финского правозащитника Йохана Бекмана: http://www.youtube.com/watch?t=1228&v=pIruU0V_b_s

[17] Марков Д. Как работает опека. [Электронный ресурс]. URL: http://zyalt.livejournal.com/1353797.html (дата обращения: 01.06.2015).