В некоторых патриархальных культурах «женское обрезание» до сих пор остается актуальной и обязательной операцией. Это оперативное вмешательство, не обусловленное медицинскими показаниями, при котором частично или полностью удаляют внешнюю часть женских гениталий. Несмотря на признание международным сообществом процедуры обрезания нарушением прав человека, операция была проведена 200 миллионам женщин в более 30 странах на трех континентах. Эта практика распространена во многих районах Африки, в некоторых странах Азии и Ближнего Востока. В России женское обрезание практикуется на Северном Кавказе, особенно в сельской местности, где зачастую традиция преобладает над здравым смыслом.

Оперативное вмешательство без медицинских показаний может лишить человека если не здоровья, то, по крайней мере, полноценной сексуальной жизни. Операции проводятся в детском возрасте, что наносит не только физический, но и психологический вред ребенку. По данным ЮНИСЕФ, среди женщин, подвергавшихся процедуре, 44 миллиона девочек младше 15 лет. 

Отец отправил ребёнка к матери в Чечню в окровавленном платье и в угнетенном эмоциональном состоянии

Весной 2019 года внимание российской общественности привлекло обрезание 9-летней девочки в Ингушетии. По сообщению портала Кавказ.Реалии, инцидент произошел, когда ребенок поехал в гости к отцу (родители девочки в разводе). Отец и его вторая жена отвезли свою общую дочь и нашу героиню в клинику «Айболит» в Магасе, где девочке, несмотря на истерику, сделали надрез на клиторе без анестезии. Во время операции её держали мачеха и сотрудница клиники, которые говорили, что без этого она умрет, что со всеми проводят эту процедуру. Вскоре отец отправил ребёнка к матери в Чечню в окровавленном платье и в угнетенном эмоциональном состоянии, а когда мать попыталась выяснить его мотивы, он ответил лишь: «Чтобы не возбуждалась».

Гинеколог действовал незаконно, так как у ребёнка не было представителя, то есть согласие на оперативное вмешательство никто не давал.  По факту возбудили уголовное дело — это первый подобный случай в России. Пытаясь оправдать свою деятельность, врач, проводивший процедуру, приписывал девочке болезни, которых у неё не было. Судебное дело продолжается до сих пор. Мать девочки придала дело огласке, что в исламских кругах обычно делать не принято. С точки зрения психологии это важный шаг: ребёнок будет знать, что его тело принадлежит ему, и тот, кто причинил ему вред, должен быть наказан. Однако в начале июля этого года следствие отказалось возбуждать уголовное дело в отношении клиники, где пострадавшей сделали калечащую операцию. Проверив клинику, правоохранители не нашли факта преступления. Защита это решение будет обжаловать.

Как появилась эта процедура?

Происхождение явления женского обрезания неизвестно, но в исторических источниках упоминаются случаи удаления женских половых органов в Древнем Египте и у инков. Из храма Амаруканча XV-го века до нас дошла легенда о драконе, усмиряющем скорпиона. Дело в том, что жало скорпиона у инков ассоциировалось с женским клитором, поэтому у девочек его стали вырезать. В XIX веке клиторидэктомия распространилась в США. Медики считали, что подобная практика «излечивает» женщину от мастурбации и истерии. В Коране тема женского обрезания не поднимается, в это нелегко поверить в силу широкого распространения клиторидэктомии среди мусульман. Одобрение процедуры можно найти разве что в некоторых хадисах, поэтому обычай принято связывать с доисламскими традициями. Справедливо заметить, что калечащие операции встречаются не только у мусульман, но и у представителей других ортодоксальных религий и культур.

Если в браке мужчина способен контролировать жизнь своей супруги, то её сексуальная неполноценность позволяет ему доминировать над её телом

У нас под носом

В маленьких поселениях Ингушетии и Дагестана популярность обрезания, вероятно, связана со страхом изоляции от общества. Как и когда это возникло и развилось в среде северокавказских народов, отследить не удаётся. Отказ от операции может вызвать травлю со стороны соседей и родственников. Причиной этому послужили патриархальные убеждения: женщина не должна получать удовольствие от секса, желание склоняет женщину к измене. Кроме того, снижение женского либидо, которое является одним из последствий операции, позволяет не опозорить семью, сохраняя девственность до брака. Если в браке мужчина способен контролировать жизнь своей супруги, то её сексуальная неполноценность позволяет ему доминировать над её телом. 

Многим женщинам на Северном Кавказе запрещено наслаждаться не только сексом, но и жизнью в целом. Представляя кавказскую женщину, мы рисуем образ человека, который всегда занят домашними делами, ублажением мужа и воспитанием детей. В действительности так и есть, по рассказу путешественниц, побывавших на Кавказе, абсолютное большинство женщин здесь берут на себя роли кухарок, официанток и уборщиц, пока их мужья, восседая во главе стола, развлекают туристок. Здесь многим женщинам до сих пор запрещают заниматься спортом, уезжать далеко за пределы дома и получать полноценное образование.

Возможно, это навеяно страхом консервативных слоев перед феминизмом, ведь, если у женщины прорежется голос, она будет требовать равных прав и хорошего к себе отношения. В условиях же законсервированности в тесном патриархальном кругу женщина не имеет возможности развиваться, винить её в покорности семье и смиренности перед мужчиной в таком случае жестоко. 

Для возбуждения дела необходимо заявление лица или её представителей. Но здесь родители кладут девочек под нож по своей воле, а пострадавшие, в свою очередь, являются несовершеннолетними.

Для полноты картины стоит упомянуть о похищениях невест — унизительный обычай, уходящий корнями в далёкое прошлое, но практикующийся и поныне. Несмотря на запрет, вышедший в 2013 году, встречаются случаи варварства, когда мужчина с друзьями сажает в машину понравившуюся девушку и увозит в неизвестном направлении. Если семья девушки религиозна (что бывает почти во всех случаях), она вынуждена отдать дочь замуж за похитителя, ведь на Кавказе «испачканную» девушку никто другой не «подберёт».

О работе «Правовой инициативы»

В России недавно прошла первая онлайн-конференция, посвященная проблеме женских калечащих операций. Встреча была организована «Правовой инициативой» и проектом Gender Team. Спикерка Ольга Гнездилова рассказала о том, что в законодательстве нашей страны нет норм, запрещающих клиторидэктомию. К примеру, в европейских странах калечащие процедуры — это отдельный вид преступления. В России эти операции не рассматриваются по статьям причинения вреда здоровью, так как у каждой из них свои нюансы. Кроме того, для возбуждения дела необходимо заявление лица или её представителей. Но здесь родители кладут девочек под нож по своей воле, а пострадавшие, в свою очередь, являются несовершеннолетними.

Антрополог и исламовед Ахмет Ярлыкапов объяснил, почему некоторые мусульмане одобряют операции, хоть о них в Коране ничего не написано. Оказалось, что люди соотносят клиторидэктомию с обрезанием крайней плоти у мальчиков, но ученый отмечает, если бы мужчина утратил эректильную функцию при подобной операции, он бы мог рассчитывать на применение статьи о причинении тяжкого вреда здоровью. Если же женщина теряет функцию возбуждения, считается, что она получает лишь лёгкий вред.

В 2016 году в Госдуму внесли законопроект об уголовной ответственности за женское обрезание, но его не приняли

В пресс-центре «Правовой инициативы» нам рассказали, что с каждым годом количество дел и обращений по противодействию дискриминации женщин и детей в России увеличивается. Предполагают, что это связано с плохой работой действующих правовых механизмов по защите женщин от семейного насилия. В 2016 и 2018 годах Юлия Антонова опубликовала отчёты по проблеме калечащих операций, где женщины, подвергнувшиеся насилию, рассказывали о последствиях КО, о «сильных болях, инфицировании, шоке, психологических травмах, долговременных гинекологических проблемах и осложнениях при родах, которые в дальнейшем негативно сказываются на матери и ребенке».

В 2016 году в Госдуму внесли законопроект об уголовной ответственности за женское обрезание, но его не приняли. Более того в России до сих пор можно найти клиники, в которых открыто практикуются операции, где можно за несколько тысяч искалечить женщине жизнь. Несмотря на развитие общества, опасных практик не становится меньше, а унизительные традиции продолжают вытеснять женщину из разряда имеющих голос и право. Если мы не будем громко и постоянно говорить об этой проблеме, то не сможем донести до законодателей, правоохранителей и большинства людей в России, что это реальная угроза для девочек, чьё будущее может быть искалечено вместе с телом.

Автор: Диана Садретдинова
Фото: CHUTTERSNAP