Юриспруденция открывает огромное количество возможностей для самореализации: каждый, кто её изучает, может найти что-то своё. В настоящее время выпускники нашего факультета работают в различных сферах: консалтинг, инхаус, государственная служба – и это только «верхушка айсберга» потенциальных вариантов построения юридической карьеры. Многие другие возможности остаются за кадром: например, работа юриста в СМИ. О том, что представляет собой работа в редакции юридического журнала, читайте в интервью с выпускником факультета права, аспирантом кафедры судебной власти и заместителем главного редактора журнала «Юрист компании» Дмитрием Смольниковым.
Расскажите, пожалуйста, как проходило Ваше поступление в университет. Какие экзамены Вы сдавали, с какими сложностями столкнулись?
Не могу сказать, что я столкнулся с какими-то сложностями, поскольку я поступал по результатам олимпиады и уже весной 2011 года я знал, что поступлю в магистратуру. Поэтому мне оставалось только ждать, когда же наступит этот день.
А бакалавриат?
Тогда всё было очень волнительно. У нас в Туле можно было подать документы сразу на пять специальностей. Если ты проходишь на бюджетное место первой специальности, то остальные четыре автоматически отсекаются. Если не проходишь на первую, то попадаешь на вторую, и так далее по порядку. Первые четыре направления, которые я выбрал, были гуманитарные, и только последнее – экономика. Первой в списке я указал юриспруденцию, и мне очень повезло, что я на нее прошёл.
В какой момент Вы поняли, что хотите заниматься именно гражданским и арбитражным процессом?
Уже после первого года обучения в Туле у меня появилась мечта – поступить в аспирантуру. У нас она была только по уголовному процессу (об аспирантуре в другом вузе я как-то не задумывался). На третьем курсе нас разделили по кафедрам. Их было три: теории государства и права, гражданского права и уголовного права и процесса. Разумеется, я выбрал третью кафедру. А потом нам предложили стать бакалаврами. Из 80 студентов согласились человек десять, среди которых был и я. Тогда я думал, что так и останусь в Туле и защищу две диссертации – магистерскую и кандидатскую.
Когда я попал на зимнюю школу в 2011 году, я узнал, что в Вышке открывается новая магистерская программа на кафедре судебной власти, и эта программа показалась мне близкой. Я ведь кардинальных различий между уголовным, гражданским и арбитражным процессом не вижу. Я сторонник теории судебного права (её авторы – профессора Н.Н. Полянский и М.С. Строгович), согласно которой существует единство процесса, единые процессуальные принципы, институты и принципы организации судебной власти. Согласитесь, обвинительное заключение мало чем отличается от иска, а судьи руководствуются одними и теми же процессуальными принципами. У нас даже достаточность доказательств в уголовном и гражданском судопроизводстве определяется одинаково, что, к слову, уже не так хорошо. Даже когда я был на кафедре уголовного процесса, я не ограничивался изучением сугубо уголовно-процессуальных институтов, мне нравились смежные институты, например, диспозитивность в уголовном процессе, злоупотребление процессуальными правами. У меня и бакалаврская работа была по досудебному соглашению о сотрудничестве и согласию обвиняемого с предъявленным обвинением в уголовном процессе. Поэтому я решил, что кафедра судебной власти будет для меня наиболее подходящей, так как там есть блок тех отраслей права, которые мне интересны.
А какие отрасли права, помимо гражданского и арбитражного процесса, Вам еще интересны?
Гражданское право, конечно. Без него никуда. Однако здесь необходимо понимать, что если ты учишься в аспирантуре, то ты должен быть всецело отдан одной теме, исключительно одной отрасли. Немного обидно, что в период масштабной гражданско-правовой реформы я занят исключительно диссертацией, и не все изменения удаётся отслеживать, понимать, откуда они пришли. Хотя интерес к гражданскому праву больше вынужденный: если бы я мог позволить себе заниматься только процессом, то я бы занимался только им.
То есть понимание того, какие отрасли права нравятся, пришло почти сразу?
Я думаю, да. Для меня решающей стала зимняя школа: когда я услышал про магистерскую программу, где можно сразу изучать различные отрасли процессуального права и основы судебной власти, у меня что-то внутри «щёлкнуло», и я подумал, что по-другому свою жизнь не вижу.
Не жалеете о том, что выбрали Вышку?
Конечно, нет. Ни на минуту.
Что больше всего понравилось, запомнилось за время обучения в магистратуре?
Запомнилось всё. Прежде всего, это совершенно иной подход к образованию. Всё-таки в бакалавриате за четыре года нужно заложить какие-то базовые знания, на которые всё остальное будет потом наслаиваться. Магистратура предполагает осознанный выбор: ты понимаешь, что хочешь заниматься именно этой отраслью права как научной. Запомнился и звёздный состав преподавателей кафедры судебной власти: он отличается наличием настоящих профессионалов и тех личностей, которые уже внесли свой вклад в развитие юриспруденции. Занятия проходили иначе. Например, у нас был курс по адвокатуре в формате мастер-классов. Организатором всего этого стал адвокат Борис Фатыхович Абушахмин (часть занятий проходила у него в адвокатском бюро). К нам приходили различные специалисты, например, Каринна Акоповна Москаленко, Лариса Абрамовна Мове, Елена Юлиановна Львова. Каждый делился своим опытом, своими секретами и просто интересными историями из практики. Запомнилась и жизнь в общежитии, так как я до этого никогда там не жил. Те два года были очень насыщенные.
Когда Вы были студентом магистратуры, Вы участвовали в написании учебника о пересмотре судебных актов. Как так вышло?
Действительно, к работе над нашей кафедральной монографией я приступил, будучи магистрантом, а закончил, став аспирантом. Почему так вышло? В первую очередь, это доверие со стороны Тамары Георгиевны Морщаковой. Надеюсь, я его оправдал. К тому же, изначально этот сборник замышлялся как проект «учитель-ученик», то есть он изначально предполагал участие студентов, аспирантов и преподавателей. Ну и, наконец, я был возмутителем спокойствия и настойчиво предлагал обновить монографию.
Думаю, Вы в курсе изменений нашего учебного плана: в этом году состоится выпуск последних специалистов, со следующего учебного года выпускаться будут только бакалавры. Как Вы относитесь к этой реформе? Считаете ли Вы, что бакалавры будут конкурентоспособны на рынке юридических услуг, или все же посоветуете большинству поступать в магистратуру?
В целом я отношусь к реформе положительно. Поскольку я сам являюсь «продуктом» этой реформы, я не могу никоим образом осуждать разделение «бакалавриат-магистратура» и возможность последующего выбора иной специальности. Но мне всегда казалось, что есть такие «моноспециальности», когда невозможно сменить профиль после окончания бакалавриата. Например, переход из технических специальностей в юриспруденцию видится несколько странным. Возможно, имеет смысл разделять бакалавриат на некие направления (гуманитарные, технические и др.). Но с другой стороны, наверное, никто не должен мешать человеку получить любое магистерское образование, которое он хочет.
Я считаю, что бакалавры будут конкурентоспособны, хотя бы потому, что есть некоторые должности, которые предполагают наличие высшего юридического образования, но не требуют углубленных знаний, которые можно получить только в магистратуре. Например, судебные приставы должны иметь высшее юридическое образование. Понятно, почему: несмотря на то, что их работа скорее техническая (рядовому приставу-исполнителю не нужно всегда разрешать сложные споры, формировать сложные правовые позиции), им нужно применять ограничительные меры, выступать в суде. Приставам-исполнителям нужен необходимый юридический базис, чтобы они были немножко «испорчены» юриспруденцией и относились к категории прав более уважительно, а это даёт только образование. Нужно ли им получать магистерское образование? Я думаю, нет, бакалавриата будет достаточно. У нас есть также дознаватели, секретари суда, помощники судей, которые тоже должны знать, что такое право. Но нужно ли им обязательно магистерское образование для исполнения своих должностных обязанностей? Наверное, нет. Поэтому я надеюсь, что бакалавры станут полноценными специалистами, а среди «студентов» не будет погони за «корочками». Мне кажется, что четырёх лет вполне достаточно, чтобы освоить основные дисциплины.
К тому же разделение «бакалавриат-магистратура» помогает сделать выбор, нужно вам юридическое образование в дальнейшем или нет. Это и большая мобильность. Это возможность поступить из региона в столицу, в зарубежные вузы. Но большинству я советую всё-таки сейчас поступать в магистратуру, в том числе для того, чтобы глубже понять, чем они занимаются.
Как Вы считаете, в наше время выпускники лучше подготовлены, чем несколько лет назад? Изменилось ли качество юридического образования? Как, в лучшую или в худшую сторону?
Студенты, конечно, стали более мобильными. Студенты Вышки более открытые, свободомыслящие люди, которые понимают, для чего им нужно получение знаний. Они получают их не для «корочки», а потому что этого хотят. Я знаю, некоторые из студентов не планируют в будущем заниматься юриспруденцией, но они ответственно относятся к получению этого образования. Это очень хорошее качество.
Студентов Вышки отличает и то, что они получают знания от профессионалов: когда ты учишься в регионе, ты только их учебники читаешь, а в Вышке имеешь возможность общаться с профессорами лично. Несмотря на то, что юриспруденция – это такая сфера, где все необходимые знания можно получить, читая книги и журналы, живое общение с носителями этих ценностей оказывает гораздо большее влияние, чем одно лишь чтение книг.
Мы знаем, что Вы работали в качестве заместителя главного редактора в редакции «Закон.ру», расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее?
Когда я поступил в магистратуру, я понял, что первые полгода я не смогу где-то работать. Нужно было подтягивать собственные знания, сидеть в библиотеках, готовить тезисы для выступлений, то есть вникать и стараться соответствовать уровню вуза. Но после первой сессии я решил найти работу, которая позволила бы мне профессионально развиваться, приносила деньги и которая при этом не отрывала бы меня от учебы. Зимой 2011 года, после экзамена по уголовному процессу у профессора Пашина, я шёл к учебной части и увидел объявление, что портал «Закон.ру» ищет юриста-эксперта для написания новостей правового характера, анализа судебной практики, законопроектов. Я отправил резюме, мне сразу на него ответили. Вначале я был редактором-экспертом, потом через несколько месяцев появилась должность юриста-эксперта. Затем меня повысили до заместителя главного редактора, что было выражением доверия со стороны работодателя и его оценкой моих профессиональных качеств.
В первую очередь портал «Закон.ру» – это СМИ, поэтому нужно было постоянно писать правовые новости. Но подавать их нужно было для особой публики, для людей, у которых есть юридическое образование, либо для тех, кто его получает. Два года моей работы там пришлись на пик деятельности Высшего Арбитражного Суда. Все обсуждения, заседания Президиума ВАС нужно было освещать. У меня была такая рубрика «Интересные дела Президиума ВАС»: мы отслеживали всю практику, и из того, что рассматривалось, еженедельно выбирали громкие дела, которые могли стать прецедентом. Это был больше цивилистический блог, но все важные поправки в УПК, в УК и КоАП мы также освещали. Работа на «Закон.ру» предполагала также посещение различных юридических мероприятий и описание того, что там было. Параллельно я был выпускающим редактором в журнале «Московский юрист».
Вы закончили магистратуру Вышки в 2013, после этого около года занимались частной практикой, как же получилось, что Вы стали заместителем главного редактора журнала «Юрист компании»?
Я закончил магистратуру, поступил в аспирантуру и подумал, а не заняться ли мне серьёзной юридической деятельностью? Сейчас я понимаю, что это было несколько поспешно с моей стороны, так как аспирантура требует многого. И если ты целый день занимаешься какими-то правовыми проблемами, то писать вечером что-то по своей тематике совершенно не хочется. Я хочу обратить внимание на то, что работа – это прекрасно и здорово, но она отнимает очень много сил и требует очень большой отдачи. Поэтому если есть возможность, лучше растянуть своё пребывание в юности и потратить её на образование. Это очень хорошее вложение. Есть те пробелы, которые потом никогда не восполнишь. Я на своем опыте убедился, что не могу разрываться между аспирантурой и практической деятельностью, и поэтому мне пришлось сделать в каком-то смысле шаг назад, уйти в ту сферу, которая была мне более знакомой, и пойти в редакцию журнала «Юрист компании».
Как Вы оказались в редакции ЮК?
Просто отправил резюме. Главный редактор связалась со мной, в конце августа мы пообщались, а с первого сентября я приступил к работе. К тому времени меня уже знали, были в курсе, чем я занимался на «Закон.ру», поэтому с трудоустройством было несколько проще.
Чем-то отличаются Ваши обязанности как заместителя главного редактора «Юриста компании» от обязанностей в редакции «Закон.ру»?
Да, конечно. У нас тоже есть сайт с новостными лентами, с новостной рассылкой и прочим, но в основном мы делаем журнал. Наш журнал имеет исключительно практико-ориентированную направленность, это предполагает решение конкретных проблем. Если есть какие-то поправки, то мы их детально описываем, говорим, на что обратить внимание. Мы анализируем, кому они полезны, чем вызваны, на что направлены, какие риски влекут за собой.
«Юрист компании» – это журнал готовых решений. Поскольку мы несём ответственность за то, что советуют наши авторы, мы не можем опубликовать статью только потому, что так считает отдельный юрист. Поэтому все проблемы, все статьи, которые к нам приходят, мы анализируем и пытаемся понять, а объективную ли точку зрения даёт автор, либо он сказал только о том, как он сам видит эту проблему. Тогда мы меняем статью, дополняем её примерами из практики сами. Конечно, не обходится и без литературного редактирования. К сожалению, многие пишут очень сложно, считая, что это авторский стиль. На самом деле стиль есть лишь у единиц.
Работают ли студенты нашего факультета в редакции ЮК?
Непосредственно в редакции журнала – нет. Но, если не ошибаюсь, руководитель юридической справочной системы «Юрист» Николай Чудаков – выпускник нашей alma mater.
Что больше всего Вам нравится в работе редактора в целом и в работе в редакции ЮК в частности?
Я свободолюбивый человек и не люблю неоправданных жёстких рамок. Редакция даёт свободу творчества, она позволяет взглянуть на проблемы шире. Ты всегда погружён в мир последних изменений, ты знаешь всё, что происходит. Ты находишься в постоянном потоке свежей судебной практики, законодательных изменений, обсуждений, конференций, свежих идей. Всё это через тебя проходит, ты этим живёшь, это становится частью твоей жизни. В редакции можно реализовать больше своих творческих начал, и это воодушевляет. Поэтому мне нравится эта работа.
Планируете ли Вы и дальше строить свою карьеру в сфере СМИ или же сменить род деятельности? Например, на работу в юридической фирме?
Я никогда наперёд не загадываю, поскольку жизнь всегда преподносит сюрпризы. На данном этапе меня эта работа полностью устраивает. Для меня важно, чтобы работа оправдывала мои ожидания. Пока должность заместителя главного редактора, работа в редакции все мои амбиции удовлетворяет. Будет ли она удовлетворять их через два года или даже год, я не знаю.
В этом году Вы также начали преподавать на факультете права ВШЭ. Что больше всего нравится в преподавательской деятельности?
Я в штате не числюсь, это исключительно моя педагогическая практика. Нравится, опять же, то, что преподавательская деятельность – творческая. Это желание передать те знания, то видение, которое у тебя есть. Часто студенты задают вопросы, о которых сам не задумываешься. Ты всегда чувствуешь непосредственную отдачу: если у студентов лица скучающие, значит, что-то не то, нужно давать что-то интересное. Если у них глаза горят, значит, всё здорово.
Возникли ли у Вас какие-либо сложности при работе со студентами?
У меня – никаких. Может быть, у студентов возникли (смеётся). Я знаю, что они считают меня очень требовательным.
Планируете ли и дальше преподавать?
Мне бы хотелось, конечно.
Как, на Ваш взгляд, можно охарактеризовать студентов факультета права Вышки?
Свободомыслящие, творческие. Единственное, меня немного тревожит, что им тяжело чётко выражать свои мысли на бумаге. Умение чётко формулировать свои мысли очень важно для юриста.
Чем Вы занимаетесь в свободное время, есть ли у Вас хобби?
Если бы оно было… И время, и хобби (смеётся). Хобби у меня нет, так как у меня никогда не было каких-то долгих привязанностей к чему-либо. Если у меня есть свободное время, я стараюсь провести его с пользой для себя: почитать художественную литературу, сходить в театр, поплавать в бассейне, просто прогуляться.
Есть ли у Вас глобальная цель в жизни?
Выбрать для себя какую-то глобальную цель – это значит обеднить свою жизнь. У меня есть определенные жизненные принципы, которыми я руководствуюсь, и есть определенный жизненный путь, которого я придерживаюсь. Это путь постоянного самосовершенствования. Лучше просто ставить перед собой задачи, выполнять их и постоянно развиваться.
Немного о Вашей студенческой жизни в магистратуре: общаетесь ли Вы с кем-нибудь из однокурсников? Как часто?
К сожалению, редко, так как у меня очень мало времени. Я знаю, что они часто собираются, и меня зовут, но я все время занят. В целом я знаю, кто чем занимается, периодически мы переписываемся, поздравляем друг друга с важными датами. Я надеюсь, что в этом году получится встретиться.
Если бы можно было изменить что-то в студенческие годы, с первого курса и до окончания магистратуры, что бы Вы изменили?
Наверное, ничего. Меня в принципе всё устраивает. Единственное, я бы, наверное, сразу поступал в бакалавриат в Москву. Тула, к сожалению, не даёт таких возможностей для реализации, в том числе в юридической профессии.
Часто жалеете о принятых решениях?
Никогда не жалею. Но я всегда анализирую принятые мной решения и думаю о том, а мог ли я в тот момент принять другое решение, если бы я обладал большим количеством информации или большим опытом.
Есть ли принцип, которым Вы руководствуетесь по жизни?
У меня нет жизненного кредо, которое можно было бы сформулировать в одном красивом слове или в поговорке. Но у меня есть принципы, которыми я живу: это честность перед собой, порядочность по отношению к другим и профессиональная грамотность.
В заключение, какое наставление могли бы Вы дать будущим юристам?
Наставление у меня будет одно: чтобы процесс образования длился на протяжении всей жизни. Он не должен заканчиваться торжественной церемонией вручения диплома и подкидыванием конфедераток в магистратуре. Хочется также пожелать студентам всегда ставить перед собой цели, быть всегда немного недовольными достигнутым результатом, чтобы был стимул развиваться дальше и не бояться кардинально менять свою жизнь.
Автор: Елена Черкасова
Фото: Анастасия Белякова