Аукционный дом Phillips является одним из наиболее успешных международных аукционных домов, специализирующихся на продажах произведений современного искусства таких художников, как Энди Уорхол, Дэмьен Хёрст, Марк Куинн, Джефф Кунс и других. Операционный директор российского представительства Phillips в Москве рассказала нам об особенностях работы аукционного дома.

Наталья, аукционный дом Phillips известен продажами произведений современного искусства. Как работы художников попадают на аукцион?

В Phillips обращаются не только клиенты, которые желают купить работы, но и люди, которым интересно выставить произведения искусства на продажу. Это могут быть как многолетние клиенты, так и только пришедшие в мир искусства. После того, как человек принял решение выставить работу на продажу, специалисты Phillips в главных офисах в Лондоне или Нью-Йорке оценивают её и предлагают ориентировочную стоимость, то есть устанавливают так называемый «эстимейт». Как известно, у эстимейта бывает нижняя граница и верхняя (минимальная и максимальная цена – прим. автора). Далее предполагаемая цена согласовывается с клиентом, эксперты оценивают состояние работы, рекомендуют её отреставрировать, если это необходимо, произведение фотографируют для каталога и, в конечном итоге, она может быть выставлена на аукцион.

Недавно Phillips проводил аукцион под названием New Now (“Новое сейчас”), есть ли отличительная особенность этого аукциона?

Аукционы New Now отличаются тем, что наравне с недорогими работами уже известных художников здесь представлены произведения наиболее молодых авторов. Такой аукцион позволяет привлечь новую аудиторию, новых коллекционеров. Есть некий стереотип: чтобы начать коллекционировать, нужно иметь много денег, хотя на самом деле, очень качественные и перспективные работы можно приобрести за приятную цену.

Марк Куинн

Ожидаются ли в будущем новые проекты по продвижению современного искусства?

Аукционы не имеют своей целью продвигать современное искусство. В основном они работают с вторичным рынком современного искусства, с художниками, спрос на которых уже сформирован. Помимо аукционов Phillips проводит предаукционные выставки, которые обычно проходят в офисах, где есть галереи, например, в Лондоне или Париже. Посетители могут прийти и ознакомиться с работами, необязательно покупая их. Тем самым создаётся возможность увидеть творчество того или иного современного художника. В России Phillips поддерживает различные выставки. Например, в ЦУМе прошла выставка современного художника Вадима Захарова. Цель такой поддержки больше образовательная. Показать публике, что есть современное искусство, как его нужно трактовать, в чём заключается его смысл. Но суть не в продвижении отдельных актуальных художников.

«Eсть некий стереотип: чтобы начать коллекционировать, нужно иметь много денег, на самом деле, очень качественные и перспективные работы можно приобрести за приятную цену»

Проводит ли Phillips какие-либо образовательные программы?

Phillips часто организует так называемые Public talks – разговоры на которые приглашаются, как правило, очень известные специалисты и кураторы. Все заинтересованные лица могут прийти и поучаствовать в таких дискуссиях о современном искусстве. В России Phillips сотрудничает с Мариной Добровинской, которая организует курсы современного искусства Phillips в МАММ, где можно послушать лекции о творчестве художников и арт-рынке.

Королева Елизавета II в исполнении Энди Уорхола

Если говорить о художниках, по каким критериям Phillips выбирает их работы?

Аукционный дом должен быть уверен, что работы, взятые на реализацию, продадутся. Картины художника должны быть подлинны и иметь очень хороший провенанс (история владения художественным произведением – прим. автора). Многие коллекционеры и галереи, которые занимаются продвижением какого-либо художника, как правило, организуют выставки его работ в известных музеях, показывают на различных биеннале и ярмарках. Таким образом, Phillips отслеживает тенденции в современном искусстве и анализирует перспективы различных авторов.

Как правило, вечерние и дневные аукционные торги проводятся в главных офисах в Лондоне и Нью-Йорке, каким образом российские покупатели участвует в торгах, если не могут присутствовать лично?

Было бы желание, участвовать можно из любой точки мира. Можно участвовать в торгах, например, по телефону. В этом случае интересы клиента в зале представляет специалист Phillips. Ещё один вариант – онлайн торги. Phillips известен очень мощной онлайн платформой. Любой желающий может посмотреть онлайн трансляцию торгов, зарегистрировать свой лот и точно так же участвовать в процессе, как и любой находящийся в зале.

«Очень часто коллекционеры покупают произведения искусства именно в периоды экономических кризисов. В большинстве случаев работы признанных художников сохраняют свою инвестиционную привлекательность.»

В связи с мировой экономической ситуацией, а вместе с тем и с ситуацией на арт-рынке, на какой процент снизились продажи за рубежом и в России?

Если посмотреть, как развивается рынок искусства, то можно увидеть, что он зависим от мирового рынка в целом. Но здесь есть свои нюансы. Очень часто коллекционеры покупают произведения искусства именно в периоды экономических кризисов. В большинстве случаев работы признанных художников сохраняют свою инвестиционную привлекательность. Это означает, что даже спустя 10 или 20 лет, когда кризис минует, эти вложения будут оправданы и принесут существенную прибыль. На сегодняшний день можно сказать, что рынок продаж предметов современного искусства скорее «отрезвляется». Сейчас реже встречаются покупки за «бешенные» деньги, коллекционеры хорошо знают, сколько стоит тот или иной художник.

Какова покупательная способность у российских коллекционеров на данный момент?

Российские коллекционеры хорошо разбираются в искусстве, и никакой кризис не является препятствием их страсти к приобретению новых произведений. Некоторые коллекционеры стали действительно реже покупать, но при этом появились новые, только начинающие свой путь. Российские коллекционеры вошли во вкус, и им нравится современное искусство.

Если у людей есть деньги покупать дорогие работы, то вряд ли экономический кризис может затронуть их покупательную способность.

Автор: Кристина Леонова

Фото взяты с сайта аукционного дома