В ходе Бизнес-конференции Dive in Sales 2015 нашему изданию удалось пообщаться с Максимом Оскаровичем Поташевым, финансовым аналитиком, управляющим партнёром компании «R&P consulting» и магистром интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». В интервью он рассказал о наиболее перспективных отраслях для современного бизнеса, условиях развития в кризис и секретах успеха в ведении дел.
Добрый день, Максим Оскарович, спасибо, что согласились дать интервью нашему изданию. И, в связи с актуальной экономической ситуацией, позвольте спросить, какие направления в современном бизнесе Вы считаете наиболее успешными?
Это хороший вопрос. Я бы сказал, что сейчас два основных направления наиболее успешны и перспективны, и они противоположны. С одной стороны, это направление, связанное с высокими технологиями, потому что в эпоху кризиса очень ценны новые идеи, которые сегодня, может быть, для своей разработки и первоначальной реализации требуют очень больших затрат, но в дальнейшем могут привести к серьёзному успеху. А второе направление, оно должно быть сугубо практическим, да, это производство реальных материальных ценностей, причём достаточно недорогих и доступных для широких слоёв населения, включая пресловутое импортозамещение (улыбается).
Естественно. Вы сейчас упомянули информационные технологии. Как Вы считаете, насколько возможно обойтись без них и при этом остаться конкурентоспособным?
Ну, это зависит от отрасли, от направления деятельности. В принципе, для того, чтобы печь хлеб, нужна только одна «высокая технология» под названием «интернет», и «Google», чтобы найти правильные рецепты (смеётся). Мы живём в мире с абсолютно открытой информационной средой, где можно найти всё, что угодно, было бы такое желание, понимание того, что человек ищет и хотя бы какие-то изначальные мысли.
Продолжая разговор о высоких технологиях. А сложно поспеть за новыми разработками в сфере IT?
Ну, во-первых, не всегда нужно… бежать за этим паровозом. Но, конечно, если человек хочет, условно говоря, создать старт-ап, претендует в дальнейшем на успешность и действительно хочет, чтобы этот старт-ап был связан с информационными технологиями, нужно очень хорошо знать и понимать этот самый рынок, чтобы не повторять чужой путь, чужие ошибки и не пытаться пробиться к склонам уже существующего продукта.
Тогда, к слову о старт—апах, нужны ли бизнес—акселераторы кому—то кроме старт—аперов или это исключительно их прерогатива?
Понимаете, это же, скорее, вопрос терминологии: бизнес-акселератор существует для развития и вывода на определённый уровень нового бизнеса, новый бизнес это и есть старт-ап. И у нас есть некая такая зашоренность, мы понимаем старт-ап только как технологический проект, но это совершенно не обязательно так. Старт-ап – это любая компания, которая стартует сегодня с нуля и, естественно, в любом случае, ей бизнесе акселератор может быть полезен. Просто сложилась такая традиция, что в основном бизнес-инкубаторы, бизнес-акселераторы работают в сфере IT.
Понятно. А в сложившейся кризисной ситуации какая модель поведения наиболее эффективна, чтобы её преодолеть?
Ну, опять же, тут не может быть всеобщих стандартных рецептов и единой модели, потому что компании очень разные. Это зависит и от отрасли, и от размера компании, и от стадии её жизненного цикла: для каждой ситуации свои правила. Но, если говорить об общих правилах, то я бы сказал, что это – социальная ответственность, от этого никуда не деться, потому что кризис рано или поздно кончится, а социум, в котором мы живём, в той или иной степени, в том или ином виде сохранится. И тот, кто сегодня, оказавшись в тяжёлой ситуации, потратит незначительную часть своей прибыли для организации бесплатной столовой, в дальнейшем получит сторицей преданность и лояльность тех людей, которым он помог. Это – с одной стороны. С другой стороны, в тяжёлой ситуации необходимо сохранять оптимизм, потому что кризис, это, вообще говоря, явление не только экономическое, но и психологическое, и негативные ожидания, суммируясь, как раз и порождают кризис цен, поэтому им надо в наименьшей степени поддаваться. Ну и третье, есть уже ставшая банальностью фраза, что китайский иероглиф «кризис» означает «опасность плюс возможность». И действительно, кризис – это большая возможность для тех, кто внимательно смотрит по сторонам и серьёзно задумывается о том, что он делает и что делают другие. Например, кризис – это блестящая возможность для развивающейся компании набрать очень качественный персонал, потому что уменьшаются ценовые запросы, многие квалифицированные специалисты оказываются без работы, и этим можно и нужно пользоваться.
Продолжая обсуждение экономических флуктуаций, скажите, пожалуйста, а как кризис повлиял на сферу консалтинга? Наблюдались ли увеличения оборотов или наоборот?
Понимаете, дело в том, что мы (компания «R&P consulting» – прим. автора) тут в целом не очень показательны. У нас своеобразная бизнес модель, такой «бутиковый консультант», в том смысле, что мы работаем с крупными заказчиками, и у нас их никогда не бывает много. Мы намеренно не стремимся расширять свой портфель проектов, поэтому то небольшое количество заказчиков, которое нам нужно, есть в любой ситуации. Что касается консультантов, работающих на более широком, массовом рынке, там ситуация следующая: крупные заказчики никуда не делись, государственные компании в худшем случае урезали бюджет и финансирование процентов на 20%, но это не является совсем уж критичным для выживания как самой компании, так и консультантов, которые существуют в её орбите. А малому и среднему бизнесу, конечно, тяжело, и их, как заказчиков, стало значительно меньше.
Я правильно понял, что Ваша компания не намерена сейчас расширять рынок?
А мы никогда и не ставили перед собой такой задачи.
То есть для Вас важнее качество, Ваша группа, которая у Вас уже есть, чем расширение до новых?
Нет, ну естественно у нас новые клиенты появляются, но появляются, в основном за счёт рекомендаций от наших же клиентов. Массовую рекламу мы никогда не давали и не будем. Я ещё раз говорю, что это не руководство к действию для кого-то, это наш сознательный выбор.
У меня к Вам есть ещё один такой вопрос: на Ваш взгляд, насколько репутация влияет на успешность человека в бизнесе, на процесс заключения сделок, к примеру?
Репутация здесь, конечно, очень важна, это, безусловно. И, скажем так, крайне важна негативная репутация. Если она сложилась, её очень трудно переламывать, на это требуются гораздо большие усилия, чем на то, чтобы завоевать позитивную репутацию. Поэтому, конечно, репутации надо уделять большое внимание.
А есть какие—то секреты для формирования мотивации для команды, для работников?
Знаете, это очень длинный разговор, секретов много.
Возможно, что—то главное?
Не бывает в бизнесе главного и второстепенного. Бывают, конечно же, приоритеты, но даже на первом уровне, на уровне верхнего приоритета, всегда есть несколько факторов, на следующем уровне ещё какие-то, и выделять из них что-то одно всегда неправильно, это всегда ошибка.
Понимаю Вас, тогда последний вопрос: какова была цель участия в данном мероприятии (Dive in Sales 2015) и вообще в подобных конференциях, форумах, выступлениях для Вас лично?
Для меня лично это, во-первых, способ пообщаться с коллегами, с профессионалами в области маркетинга, узнать что-то новое, расширить свой кругозор, свой потенциал. Во-вторых, возможность пообщаться со слушателями, понять, что людей волнует. Это обратная связь, которая совершенно необходима.
Большое спасибо, Максим Оскарович, что уделили нам время!
Автор: Кирилл Кривошеев