Галерея «MSK Eastside» ориентирована на молодых, амбициозных и талантливых художников. Она становится платформой для развития зарождающихся талантов, занимается их продвижением и даёт шанс представить свои работы широкой аудитории. Помимо этого, в галерее проходят выставки всемирно известных художников. Команда галереи интернациональная – художники Зак и Джабах Кахадо, галерист Уилдрик Батчес и партнёры – Марина Кахадо и Мадина Канокова-Кахадо.
Мы побеседовали с художниками Заком и Джабахом Кахадо и с партнёром галереи Мадиной Каноковой-Кахадо.
Братья Кахадо родились в Нью-Йорке, затем переехали работать и жить в Москву. Зак создает инсталляции и произведения современного искусства в смешанной технике, а также известен как куратор. Джабах признан одним из самых прогрессивных и влиятельных молодых фотографов и художников. Вместе и по отдельности братья организовали огромное количество выставок, а помимо этого ещё успевают представить публике новые таланты.
Предлагаю начать с традиционного вопроса. Какова история открытия галереи? Ведь первая галерея была открыта в лофт-пространстве «Фабрика», а вторая, открывшаяся недавно, находится в центре Москвы – в Леонтьевском переулке.
Обе площадки были открыты в связи с необходимость и запросом на это со стороны зрителя. Расширение – это естественный процесс. Первая наша площадка является, скорее, экспериментальной, она для молодых художников и кураторов. А в Леонтьевском уже более авторитетная, бросающая вызов, провокационная. Здесь мы будем выставлять другое современное искусство, то есть не экспериментальные работы, а работы авторов, которые уже имеют вес в современном искусстве. Здесь всё больше нацелено на реализацию бизнес-процесса. Если говорить конкретно об открытии второй площадки – мы стремились оптимизировать пространство на «Фабрике». Мы расширили формат, потому что круг наших художников тоже растет. Назовём это формой эволюции галерей.
«Мы открыты для всех. Наши гости очень разные люди, среди них – коллекционеры, арт-критики, дизайнеры, художники и даже музыканты. Каждая выставка формирует и создаёт свою аудиторию.»
На кого нацелена ваша галерея? Какова её основная аудитория?
Мы открыты для всех. Наши гости очень разные люди, среди них – коллекционеры, арт-критики, дизайнеры, художники и даже музыканты. Каждая выставка формирует и создаёт свою аудиторию. Что-то подходит больше для молодёжи, а есть то, что нацелено на более взрослое поколение.
Одно из основных направлений выставляемого искусства – стрит арт и пост-граффити). Почему?
Опять же, появление граффити/пост-граффити – тоже естественная история. Очень удивительно, что Россия долго оставалась в стороне. Нам хорошо знакомы современные художники граффити. Они известны своим «вторжением в городскую среду». Также эти художники представляли себя на уличных фестивалях стрит-арта. А мы решили перенести этот вид искусства на музейный уровень. Мы делаем это не потому, что сейчас это мейнстрим, а потому, что мы относим граффити к одной из форм современного искусства. Некоторые считают, что граффити это хулиганство и вандализм, мы же показываем, что это искусство. Искусство, сделанное на другом материале. Художники используют ткань, дерево, железо, а художники граффити творят на стенах. Например, 2 года назад было очень трудно показать искусство граффити в музее. Сейчас мы очень рады тому, что нам это удалось. На наших выставках присутствуют фотографии, работы в смешанной технике и видео-инсталляции. Мы стали пионерами в продвижении этого искусства. И мы продолжаем делать успешные проекты.
Как вы выбираете художников для выставок? Есть ли у вас специальный подход? Или это внутреннее чутье?
Джабах: Мы команда, но и каждый из нас имеет своё мнение. Мы выбираем исходя из того, что нам нравится. Но это не единственный критерий. Мы смотрим на мастерство художника и не стремимся выбирать только модных художников. Мы изучаем детали творчества. Смотрим, что было сделано, в каком направлении движется художник, какие у него дальнейшие планы. Мы общаемся с художниками, пытаемся получить как можно больше информации прежде, чем сделать выбор. Мы любим тех, для кого искусство – стиль жизни.
Зак: Да, не хобби, а именно жизненный путь. Вы можете и сами видеть, что некоторые стремятся к тому, чтобы быть «cool». Они не посвящают себя полностью искусству. Мы рады видеть художников, для которых искусство не пустая трата времени. Художники присылают нам digital версию своего портфолио, а мы смотрим, анализируем, и если видим что-то интересное, просим их представить оригиналы.
Существует распространённое мнение, что современного искусства уже не существует. Я имею ввиду, искусства, которое транслирует наше поколение. Но вы продвигаете молодых художников, и собираетесь продолжать это делать?
Джабах: Мы работаем с художниками, потому что верим в их творчество. А это значит, что мы их будем поддерживать и продвигать на новый уровень. Я не арт-критик, и не могу сказать, что современного искусства нет.
Зак: А как тогда назвать искусство наших дней? Post contemporary?
Может быть. Многие сравнивают искусство наших дней с работами 50-60-х гг. И не видят идей, посылов в современном творчестве.
Сейчас много художников. Появились новые медиа. Тот же digital art. Но мы всё же приверженцы того, что сделано «руками». В рассуждениях слишком много философии. Это чепуха. Не стоит слишком углубляться в философию. Мы живём в современное время. Не стоит забывать о визуальном восприятии. И если картина вызывает у зрителя реакцию и чувства внутри – это уже искусство.
«Мы работаем с художниками, потому что верим в их творчество. А это значит, что мы их будем поддерживать и продвигать на новый уровень.»
В галерее проходила выставка Зака Кахадо «The laws of Chaos and the end of illusion». Могли бы вы рассказать о ней подробнее?
Зак: В первую очередь это о статусе-кво. Так я вижу ситуацию. Всё пронизано ощущением борьбы, жестокости, насилия. Хаос. Это то, что с чем мы сталкиваемся и в реальном мире и по телевидению. Я хотел показать, насколько современное искусство включено в геополитику и может отразить проблемы прав человека и социальных отношений. Это исторический диалог между материальным и символическим. Картины апокалиптичны. Это то, что происходит сейчас. Всё в огне. Поэтому в технике я использовал «сжигание». Эта техника применяется мною с 2009 г. Чтобы придать работам объем, я сделал работы многослойными. Это как театр абсурда. Ведь то, что происходит сейчас, совсем не поддаётся пониманию. И, к сожалению, абсурд стал частью нашей жизни. Нет ничего рационального. Что происходит в мире?! Все страдают, страдает человечество. Складывается ощущение, что мы не учимся на ошибках прошлого. Поэтому я решил поднять эти проблемы в своём творчестве. Это моё видение, и, надеюсь, что мне удалось пробудить определённые чувства в сердцах и головах смотрящих.
Признаюсь, выставка вызывает сильные эмоции. Заставляет задуматься.
Если это работает, я счастлив. Это значит, что мне удалось достигнуть своей цели. К сожалению, я не могу поддержать жертв, но я могу призвать людей «открыть глаза и сердца».
Как вы оцениваете арт-рынок? Если есть спрос, значит рынок функционирует и существует?
Джабах: Конечно, объемы продаж пока ещё малы. Рынок находится в стадии развития и это проблема для таких институций как частные галереи. Наша команда из 5 человек постоянно встречается с коллекционерами, новыми людьми в искусстве. Они нам доверяют, и они начинают с нами работать. А это очень важно. Если у галереи нет коллекционеров – галереи не существует. Таковы правила арт-рынка. Мы никуда не спешим. Это наша жизнь.
Зак: Кризис или нет, это наш стиль жизни и мы в любом случае будем продолжать работать. Мы верим в нашу работу. Если это выдающееся искусство, мы будем его показывать. И найдутся люди, которые захотят его купить. В России, например, существует аукцион «VLADEY», который помогает развитию отечественного арт-рынка. Галереи, музеи, коллекционеры, покупатели – все мы объединены рынком. И каждый участник прилагает усилия для его развития.
«Кризис или нет, это наш стиль жизни и мы в любом случае будем продолжать работать. Мы верим в нашу работу. Если это выдающееся искусство, мы будем его показывать. И найдутся люди, которые захотят его купить.»
Какие у вас дальнейшие планы?
Все горизонты открыты, и нет ничего невозможного. В этом месте и на Бауманской мы планируем провести ещё 45 выставок молодых художников, которые представят совершенно разные работы. В плане 2016 года галерее на Фабрике еще 4 выставки. В галерее в Леонтьевском переулке – 8 выставок. Мы сами проводим фестиваль – ежегодную групповую выставку “The new wave uncut”. И в этом году будет уже третья по счету выставка. В целом, на 2016-2017 у нас очень много планов!
Автор: Ксения Оленина
Фото предоставлены интервьюируемыми