В кинотеатре «35 мм» с 3 по 15 ноября проходит ежегодный российско-итальянский кинофестиваль RIFF, организованный с целью укрепления отношений в области культуры между Италией и Россией. О малоизвестных моментах в итало-российском сотрудничестве и о том, как фестиваль меняет представления посетителей об итальянском кино, корреспондент THE WALL побеседовал с организаторами фестиваля, директорами газеты Mosca Oggi Александром и Ириной Букреевыми.

Александр, Ирина, добрый день! Итальянское кино всегда было и остаётся популярным среди российских зрителей. Судя по количеству посетителей, Ваш фестиваль пользуется невероятным успехом. Расскажите, пожалуйста, немного об истории возникновения фестиваля RIFF.

Дело в том, что до российского зрителя редко доходят художественные фильмы из Италии, а документальные и короткометражные – тем более. Это наш второй кинофестиваль. Предыдущий проходил в замечательном кинотеатре «Факел», но желающих было так много, что в этот раз мы проводим фестиваль в более вместительном «35 мм». Фестиваль действительно достаточно популярен, билеты раскупаются задолго до сеанса.

Как вы сотрудничаете с итальянскими партнёрами?

Мы сотрудничаем как с правообладателями фильмов, так и с кинофестивалями в целом. Все фильмы на RIFF – победители итальянских кинофестивалей, которых в стране очень много. Всё, что представлено здесь, — высококачественное кино. Мы очень признательны Рокко Каландриелло, директору Lucania Film Festival, за то, что именно благодаря нему мы можем показать такие замечательные фильмы, а также Джиджи Кампаниле, который был на открытии фестиваля. У нас есть и работы российских режиссёров. Например, мультфильм сестёр Полиектовых «Мой дедушка был вишней». Этот мультфильм идёт с успехом по всему миру. На днях в Индии он получил главный приз на кинофестивале. А скоро в Санкт-Петербурге он выйдет на больших экранах. Этот мультфильм как раз входит в детскую программу. Я не знаю, есть ли какие-то фестивали, которые делают детскую программу. А мы делаем, и она пользуется большим спросом, потому что существует большая нехватка фильмов, на которые можно пойти с детьми.

Какие ещё существуют фильмы российских режиссёров об Италии? Чем, в целом, характеризуется российско-итальянское сотрудничество в области кинематографа?

Например, Ульяна Ковалёва – продюсер российско-итальянских фильмов «Десять зим» и «Приключения маленьких итальянцев». А в целом про российско-итальянское сотрудничество в сфере кино и культуры можно рассказывать долго. У нас исторически тесные взаимоотношения. Приведу несколько малоизвестных фактов. Например, де Сика, великий итальянский режиссёр, начал свою карьеру в русском театре Павловой в Италии, где играл казака. Тони Сервилло поставил оперный спектакль «Борис Годунов». Марчелло Мастроянни получил 2 Серебряные Пальмовые ветви, одна из которых – за роль в фильме Никиты Михалкова «Очи чёрные». Конечно, стоит упомянуть и такие фильмы как «Подсолнухи» и «Невероятные приключения итальянцев в России».

«Де Сика, великий итальянский режиссёр, начал свою карьеру в русском театре Павловой в Италии, где играл казака»

 Всё-таки международной фабрикой фильмов считается Голливуд. Как Вы считаете, итальянское кино способно если не вытеснить голливудские фильмы, то занять достойную нишу в российском кинопрокате?

Голливуд – бесспорно, лидер по производству кино. Но если мы посмотрим статистику, то США занимают первое место в мире по кинопроизводству, а второе место занимает Италия. У Голливуда большая роль, но в итальянском кино много новаторства. В некоторых картинах нашего фестиваля переплетаются художественный фильм с документальным и с театральной обстановкой. Такие вещи удивительны, интересны. Итальянцы действительно большие новаторы.  На самом деле, спрос есть, и есть спрос в том числе и со стороны итальянцев на российское кино. Многие итальянцы приезжают, восхищаются, предлагают показывать российские картины в Италии, говорят: «Давайте, делайте!» Мы с удовольствием! (смеётся) Такой фестиваль ещё не проходит, но вполне возможно, что пройдёт.

«США занимают первое место в мире по кинопроизводству, а второе место занимает Италия»

 

То есть российское кино тоже может занять место в сердцах итальянцев?

Они просто пока не знают о российском кино. Знают те итальянцы, которые живут здесь. Но и наши зрители пока не знают, что в Италии есть потрясающие фильмы. Но мы работаем в этом направлении.

А какой Ваш любимый фильм?

Один из самых любимых – «Отвратительные, грязные, злые» Этторе Скола, «Мелкий, мелкий буржуа» Марио Моничелли. Вообще нужно говорить о любимых итальянских режиссёрах. Например, фильмы де Сика, Моничелли, Скола можно смотреть бесконечно. Феллини, само собой. Мой любимый фильм у него – «Маменькины сынки».

Какие фильмы из программы RIFF вы посоветуете посмотреть читателям THE WALL в оставшуюся неделю кинофестиваля?

Например, «Мечты о солёном озере». Это документальный фильм, снятый итальянскими режиссёрами о современном Казахстане. Там проводится параллель между экономическим подъёмом Казахстана в наши дни и Италии в 1960-ые годы. Очень интересен фильм «Озеро идолов». Его съёмки происходили в Тоскане, там, где жили этруски. Этот фильм сделан в жанре триллера и детектива. Этот жанр вообще не доходит до России. Мы стараемся привозить их, показать, что существуют ещё и такие фильмы. Итальянское кино у иностранного зрителя ассоциируется, в первую очередь, с комедиями и мелодрамами, но в Италии снимается и большое количество детективов, триллеров и боевиков. Фильм «Мать» — обязательно. Он просто восхитительный. Сами итальянцы шутят: «Как понять, что фильм восхитительный? – Если его в Италии не взяли в прокат». Так вот фильм «Мать» показали во время чемпионата мира по футболу. То есть фактически показов не было. И продюсеры отказывались его брать, считая, что итальянской публике это малоинтересно. И фильм взяли французы, он  с успехом прошёл во Франции, с успехом прошёл в США, и тут как раз, видя этот успех, фильм выпустили в широкий итальянский прокат. Фильм очень понравился зрителям. Разговор с режиссёром после фильма длился два с половиной часа.

«Итальянцы шутят: «Как понять, что фильм восхитительный? – Если его в Италии не взяли в прокат»

 Кто-нибудь из итальянских режиссёров или актёров приезжал на фестиваль?

Да, например, Анджело Мареска. Эдоардо Лео, который приезжает в Россию и презентует свои фильмы уже в четвёртый раз. В России его очень любят. Ещё приезжали Микеле Манцолини и Федерико Ферроне, авторы чудесного фильма «Поезд едет в Москву». Это очень интересный фильм, документальный. Он показывает взгляд итальянцев на СССР в 1957 г. Итальянцы ведь воспринимали Советский Союз как нечто непостижимое, таинственное. И когда эти итальянцы сюда приехали, они увидели «нормальную страну». Об этом рассказывал один итальянский дедушка, герой фильма, который в 1957 г. был самым молодым.

Вы являетесь директорами газеты Mosca Oggi. Расскажите о ней, пожалуйста, нашим читателям. Как возникла идея её создания?

Mosca Oggi уже 3 года. Газета появилась совершенно случайно. В России итальянцев много: по данным Ростуризма, только в Москве официально проживают на постоянной основе около 3000 итальянцев. И ещё 35 000 итальянцев приезжают в Москву ежегодно. И в Москве проходит много итальянских событий: кинопоказов, выставок, театральных постановок. Но не было издания, которые бы всё это собирало и освещало. И поэтому появилась Mosca Oggi. Мы ориентируемся на людей, изучающих итальянский язык, а также на итальянцев, которые живут в Москве. Что интересно, Mosca Oggi читают даже итальянцы, которые живут в Италии. Газета развивается, имеет большое количество читателей.

Большое спасибо за то, что уделили нам внимание!

 

Автор:Наталия Клименко

Автор фото: Кирилл Кривошеев