Корреспонденту THE WALL удалось взять интервью у главного специалиста по разработке электронных продуктов Альфа Банка Дмитрия Андронова, в рамках которого он рассказал о развитии электронных технологий в банковской сфере, услугах, оказываемых через интернет, и влиянии продукта на технологии.

Здравствуйте, Дмитрий, я хотел бы начать с такого вопроса, скажите, как повлияло на работу Вашего отдела заявление Visa об отказе от гарантированного обслуживания операций по картам российских банков?

Честно говоря, никак. Мы [в отделе] занимаемся разработкой высокоуровневых решений для бизнеса и юридических лиц, поэтому конкретно для нас это является небольшим риском. Подобными проблемами у нас занимается отдел эквайринга и обслуживания карт.

А с какими сложностями сталкивается банковский сектор в России? Есть ли какие-нибудь ограничения для иностранных банков? Сложнее ли им в этом плане? Создаёт ли для них затруднения закон о хранении данных пользователей на российских серверах?

Во-первых, тяжело начинать знакомиться со своим клиентом напрямую, потому что многие не готовы идти на контакт с представителями банка и рассказывать о том, какие проблемы у них есть. Поэтому необходимо строить доверительные отношения между клиентами и банками. Во-вторых, конкретно для международных банков довольно сложно начать своё присутствие здесь, так сказать, заговорить с людьми на одном языке. Что же касается закона о хранении информации, то это исключительно техническая задача, которую при желании можно решить в короткий срок.

Понятно. А Вы можете примерно оценить процент услуг, которые Ваш банк оказывает через интернет: выдача кредитов и т.д.?

Мы стараемся довести эту долю до порядка 50-55% и начать продавать большую часть услуг именно через интернет-каналы.

А есть ли какие-то электронные продукты, которые вы разработали или технологии, которые вы использовали, позаимствовав опыт у банков, работающих за рубежом?

Мне тяжело точно ответить на этот вопрос, честно говоря, каждая страна имеет свою рыночную модель и образы поведения клиентов с банками, так что некоторые модели просто нереально брать из-за границы, они нам не подходят.

У меня к Вам есть такой вопрос: насколько полно реализованы банковским сектором существующие технологии передачи данных, такие как, например, Интернет и NFC при разработке приложений?

«Технология не движет продукт, а ровно наоборот – продукт движет технологию»

Вы знаете, здесь важнейшую роль играют не сами технологии, здесь скорее идёт разработка клиентского опыта и, уже в свою очередь, удовлетворение потребностей клиента с помощью технологий. Важно понимать, что технология не движет продукт, а ровно наоборот – продукт движет технологию. Когда у банка и клиента возникает потребность обменяться как-то друг с другом, технология приходит на помощь, но не наоборот, не бывает так, чтобы банки или люди подстраивались под технологию.

Возможно, Вы знаете статистику, сколько примерно [Альфа] банк выделяет денег на проекты вроде AlfaLab и разработку электронных продуктов?

По моему опыту, R&D [research and development] занимает порядка 5-10% бюджета.

И тогда последний к Вам вопрос: какие критерии являются для Вас главными при отборе студентов в Отдел по разработке электронных продуктов? Есть ли преобладание выпускников какого-то университета?

Среди критериев можно выделить «незашоренность», готовность работать «в полях», то есть непосредственно с клиентами и готовность смотреть шире на мир. Что же касается университетов, то я не могу сказать о доминировании какого-то из них над другими.

Большое спасибо, хорошего вечера!

Автор: Кирилл Кривошеев