На конференции “АРТtalk. Искусство после” нам удалось пообщаться с ведущими экспертами в сфере искусства и узнать у них, каким они видят будущее. Мы уже публиковали интервью с основателем галереи “Триумф” Дмитрием Ханкиным и комплексный материал о моде после пандемии, теперь делимся с вами полной версией разговора с Александром Васильевым — историком моды, искусствоведом, неподражаемым телеведущим и обладателем одной из самых больших частных коллекций костюмов.
Какие общие fashion-тенденции, по вашему мнению, задала дизайнерам пандемия коронавируса? Останутся ли они с нами надолго?
Я думаю, что развитие моды унисекс, возможность обратить мужские элементы одежды в женские и наоборот — одна из главных тенденций на сегодняшний день.
При выборе одежды стала очень важна практичность. Гигиена заставляет людей постоянно обращаться к стиральной машинке. Многие дизайнеры, создавая свои модели, не учитывали необходимость ежедневной стирки. Особенно в России дизайнеры много внимания уделяют внешним эстетическим качествам. “Украшательство” — и беда, и сила русского дизайна. Где-то вышивка, где-то кружевце, где-то цветочки, где-то рюши — к сожалению, все это к машинной стирке не имеет никакого отношения, а химчистки в период самоизоляции были закрыты. Конечно, можно вызывать чистку на дом, но не все могут себе это позволить.
Работа в онлайн режиме привела к тому, что многие сейчас думают об одежде в основном как о верхней составляющей. На мой взгляд, за этим последует снижение спроса на платья, комбинезоны, костюмы и рост продаж блузок, свитеров, пуловеров и свитшотов.
Стоит отметить, что во время пандемии стал возникать вопрос необходимости моды. Зачем переодеваться, если никто вас не видит, кроме вашего кота? Сейчас возможность выйти на улицу, посидеть на террасе кафе воспринимается как радость. Но театры закрыты, больших вечеринок пока не устраивают. Конечно, каждому человеку хочется чего-то свеженького, новенького, но острой необходимости в этом нет, так как выходить в люди не приходится так часто, как это было раньше.
Как мы знаем, карантин сильно повлиял на модную индустрию, в частности это выразилось в отмене показов по всему миру. Однако многие дизайнеры нашли в этом плюсы с точки зрения заботы об окружающей среде и экономии природных ресурсов. Как вы считаете, возможен ли в будущем полный переход отдельных показов и fashion week в интернет-пространство, когда мы будем следить за происходящим через экраны телефонов и ноутбуков?
Вероятно, так и случится. И мы к этому приноровимся, но приятней было раньше. Вот вам хотелось бы танцевать на королевском балу? Да, конечно! Хотелось бы побывать на потрясающем показе мод в Париже? Безусловно! Просмотр таких мероприятий по видеосвязи все-таки не может заменить тех эмоций, которые мы получаем во время личного присутствия.
Как обладателя одной из самых больших частных коллекций костюмов, хочу вас спросить про винтаж. Как вы считаете, появилась ли у людей за время самоизоляции осознанность в плане шоппинга и как следствие, возрастет ли в ближайшем будущем популярность секонд-хендов? Смогут ли секонд-хенды всерьез конкурировать с масс-маркетом?
Масс-маркет, в отличие от секонд-хенда, лишает людей уникальности. Большие бренды, такие как ZARA, H&M, все равно не могут предложить такого вариатива, хотя он у них огромен. Винтажные вещи всегда придают образу уникальность, делают его запоминающимся, а современная мода по крою все время повторяет старое. Мы, к сожалению, не изменили своей конфигурации, я имею в виду, что наша конструкция состоит из двух ног, двух рук, туловища и головы. Мы уже все, что могли, это мое глубокое убеждение, сшили на эту конфигурацию. У нас было на это несколько тысяч лет, за это время мы попробовали в одежде и религиозность, и сексапильность, и бедность, и богатство, и принтоманию, и гранж, мы очень многое пережили. Поэтому в будущем секонд-хенды вполне смогут конкурировать с масс-маркетом.
Какой модный дом вы считаете самым передовым в плане трендов, таким мощным «двигателем прогресса» в мире моды?
На мой взгляд, основное направление современной моды было подсказано Демной Гвасалиа, модельером Balenciaga и Vetements. Он предложил стиль некрасивых 90-х годов и это то, что публике больше всего понравилось. Мода на уродливые 90-е годы.
Мне лично как поклоннице ваших ювелирных украшений (к слову, я сегодня как раз в сережках бренда ALEXANDRE VASSILIEV), интересно: как отразилась самоизоляция непосредственно на ваших проектах?
Если говорить о моих проектах, то упали продажи серебряных украшений и духов, зато возросли продажи онлайн-лекций и мастер-классов. Книги продавались средне. Все выставочные проекты, конечно, пришлось перенести. В Прибалтике раньше сняли ограничения, поэтому я сейчас уже открылся в трех музеях в Литве, а в одном музее в Латвии вскоре открываюсь вместе с итальянской выставкой. В России я пока открылся только в Калининграде. Раньше у меня было по 20 выставок в год. Может, придется несколько снизить темп, но несмотря на мою любовь к работе, я это обожаю.
Очень много новых поступлений в моей коллекции одежды, хотя это, конечно, не результат пандемии. Например, гардероб Галины Волчек мне передала ее семья после ее ухода. Два концертных платья Эдиты Пьехи 70-х годов, леопардовая шуба звезды советского кино Людмилы Хитяевой, много вещей мне подарила Екатерина Рождественская. Я очень рад!
Давно собираюсь основать музей моды в Москве. Для такого масштабного проекта мне нужна государственная поддержка, но Минкультуры это не интересно. Мне сказали, что я обращаюсь не в то министерство. Надеюсь, когда-нибудь это все-таки осуществится.
Текст: Алла Андреева
Фото предоставлено интервьюируемым