В 2019 году аудитория Instagram выросла до 1 миллиарда активных пользователей в месяц. В 2013 эта цифра едва доходила до отметки в 90 миллионов. Маркетологи отмечают, что новый всплеск популярности социальной сети вызвали сториз и AR-маски, которые может использовать любой пользователь.
Рустам Мирзахмедов, сооснователь и руководитель компании Instafilter, рассказал нам всё об ушках в сториз, танцующих бананах и перспективах развития AR-возможностей в Instagram.
![](https://sun9-10.userapi.com/c855032/v855032475/18cdcd/rv3h1d0DLc4.jpg)
Разберемся в терминах
AR-фильтры — это технология, с помощью которой виртуальные объекты проникают в физический мир и могут взаимодействовать с людьми и предметами. Это и банальные «ушки» в сториз, и целые виртуальные игры, когда вы с помощью движений глаз или рта можете управлять персонажем.
Маски — это специальные виртуальные объекты, которые можно наложить на фото или видео.
AR-игры — виртуальные сюжеты с возможной драматургией и сценарием.
С чего все началось?
В 2016 году Instagram запустил первые сториз. Они по функциям полностью копировали Snapchat, за исключением масок и фильтров. Дополненная реальность (AR) была недоступна. Анализируя развитие сториз, эксперты поняли, что в них можно легко и быстро делиться AR-масками, в отличие от специальных устройств (очков) или браузеров (привязка к стационарному компьютеру). Такая дополненная реальность открывала новые возможности для бизнеса.
В 2017 году в сториз появились первые маски. По сравнению с сегодняшними они были совсем примитивными — можно было наложить на фото или видео стикеры и эмодзи. Например, рассказывает пользователь смешную историю, а у него над головой — смеющийся смайл. Или рядом изображен котик. Или мультипликационный герой.
![](https://blog.ingate.ru/upload/iblock/048/maski-v-stories_kartinka.png)
Программа могла также накладывать на разные части лица изображения: на глаза — очки, на лоб — корону, на нос — заячий нос плюс заячьи ушки на макушку. Но даже такие простые виртуальные фишки взорвали сториз и стали использоваться миллионами пользователей каждый день.
До середины 2018 года маски оставались несложными: сердечки, короны, знаки зодиака, звездное небо над головой. К тому же создавать их могли только авторизованные пользователи, которых называли creators, подчеркивая именно творческую составляющую. Чтобы создавать маски, необходимо было подать заявку. К концу 2018 года креаторов стало так много, что получить заветную кнопку было почти нереально.
Первые AR-фильтры запускали звезды шоу-бизнеса. Чаще всего они просто улучшали лицо. Например, Ким Кардашьян запустила свой фильтр, который создавал эффект длинных ресниц и накрашенных губ.
Демократия в сториз
В 2019 году доступ к созданию масок получили все пользователи Instagram. Так свершилась настоящая революция в мире маркетинга — теперь маркетологи могут создавать рекламные кампании можно создавать прямо в сториз. Как это работает?
Началось все с бьюти-блогеров, которые использовали маски для рекламы косметики. Например, Кайли Дженнер предложила своим подписчицам примерить новую линейку помад одноименного бренда.
Рианна пошла дальше и привлекла внимание к своей благотворительной организации Clara Lionel Foundation через создание ультра-популярной маски Diamond, когда на голове появляется диадема из алмазов.
![](https://sun9-52.userapi.com/c855616/v855616475/19bdd1/0dbnndU5Iag.jpg)
Тренд на авторские маски начала берлинский дизайнер Йоханна Ясковска, которая придумала эффект металлического лица. Этот тренд очень понравился известным блогерам. Например, Елена Шейдлина создала фильтры с глазами и языками или маской инопланетянина.
![](https://i.pinimg.com/originals/8d/46/00/8d460033b51838e256a1ec963053a308.jpg)
Что получили первопроходцы?
Конечно, в 2018 году блогеры сняли сливки. Instagram тогда выдавал «права» на работу с фильтрами. Чтобы получить заветную маску в сториз, пользователям предлагали подписаться на аккаунт. За один месяц количество новых подписчиков увеличивалось с тысячи до нескольких миллионов.
Сейчас вы можете добавить фильтр просто из сториз друга, например. А подписка лишь добавляет маску в ваши базовые настройки сториз. Если раньше пользователи приходили на оригинальные фильтры, то теперь — это рекламный инструмент, и он работает на интерес. То есть если маска интересная, на нее подпишутся.
Но маски перестают быть единственным AR-инструментом в соцсетях. Среди пользователей набирают популярность новые возможности дополненной реальности, например, AR-игры.
Новое поколение AR-фильтров в сториз
Началось все, как обычно, с блогеров. Известная пара Наталья и Мурад Османн (#followmeto) создали фирменный AR-фильтр, который меняется в зависимости от времени суток. Суть его в том, что самолет облетает землю. В течение суток меняется пейзаж: рассвет или звездное небо, например.
В 2019 году «Теремок» запустил маску, которая превращала лицо человека в огромный блин, и заработал более миллиона просмотров.
ДоДо-пицца создали целую игру в рамках своей «кричааааааащей» кампании. Суть ее заключается в том, чтобы помочь ДоДо-птице перепрыгнуть препятствия, широко открывая ее рот. А в 2018 году они же получили более 8 тысяч новых подписчиков благодаря танцующей ДоДо-птице, которая развлекала пользователей в ожидании заказа.
Главное достоинство этих фильтров — доступность. Не нужно скачивать отдельное приложение. Достаточно просто иметь доступ в социальную сеть. Плюс фильтры не тормозят работу смартфонов и быстро загружаются.
Настоящее и будущее AR-масок:
- Фильтры становятся арт-объектами.
Уходит в прошлое глянец. Все меньше популярности у модных «гламурных» фильтров. На первое место выходят необычные «артхаусные» маски. Например, танцующие бананы или дополнительные рога-глаза-языки на лице. - Геймификация прочно входит в нашу жизнь.
Бренды и блогеры начинают выстраивать новую коммуникацию с пользователями через игры, а не через полезный контент. Чем интереснее фильтр, тем больше охваты. - Cоциальные сети идут по пути упрощения.
Всё легче создать свою маску и выложить в сеть, получить охваты и шеринг. Главное, чтобы это было интересно.
- С 2019 года пользователям доступны AR-эффекты на любые поверхности.
Теперь вы можете устроить баттл на столе или экране смартфона, запустить котиков на кровать или веселых инопланетян в ванну. - В 2020 году появится возможность вшивать виртуальные эффекты в динамические объекты.
А это новый вид творчества — игры от пользователей, необычные истории и персонажи. - Маски станут неотъемлемой частью социальной жизни.
Их будут выпускать к праздникам и поводам. Например, 3 сентября более миллиона пользователей посмотрели фильтр с изображением Шуфутинского. Каждый бренд будет иметь собственный фильтр и AR-игру. То есть виртуализация бизнеса будет продолжаться и выходить на новый уровень.
Автор: Рустам Мирзахмедов
Фото обложки: sntch.com