В 2019 году аудитория Instagram выросла до 1 миллиарда активных пользователей в месяц. В 2013 эта цифра едва доходила до отметки в 90 миллионов. Маркетологи отмечают, что новый всплеск популярности социальной сети вызвали сториз и AR-маски, которые может использовать любой пользователь.
Рустам Мирзахмедов, сооснователь и руководитель компании Instafilter, рассказал нам всё об ушках в сториз, танцующих бананах и перспективах развития AR-возможностей в Instagram.
Разберемся в терминах
AR-фильтры — это технология, с помощью которой виртуальные объекты проникают в физический мир и могут взаимодействовать с людьми и предметами. Это и банальные «ушки» в сториз, и целые виртуальные игры, когда вы с помощью движений глаз или рта можете управлять персонажем.
Маски — это специальные виртуальные объекты, которые можно наложить на фото или видео.
AR-игры — виртуальные сюжеты с возможной драматургией и сценарием.
С чего все началось?
В 2016 году Instagram запустил первые сториз. Они по функциям полностью копировали Snapchat, за исключением масок и фильтров. Дополненная реальность (AR) была недоступна. Анализируя развитие сториз, эксперты поняли, что в них можно легко и быстро делиться AR-масками, в отличие от специальных устройств (очков) или браузеров (привязка к стационарному компьютеру). Такая дополненная реальность открывала новые возможности для бизнеса.
В 2017 году в сториз появились первые маски. По сравнению с сегодняшними они были совсем примитивными — можно было наложить на фото или видео стикеры и эмодзи. Например, рассказывает пользователь смешную историю, а у него над головой — смеющийся смайл. Или рядом изображен котик. Или мультипликационный герой.
Программа могла также накладывать на разные части лица изображения: на глаза — очки, на лоб — корону, на нос — заячий нос плюс заячьи ушки на макушку. Но даже такие простые виртуальные фишки взорвали сториз и стали использоваться миллионами пользователей каждый день.
До середины 2018 года маски оставались несложными: сердечки, короны, знаки зодиака, звездное небо над головой. К тому же создавать их могли только авторизованные пользователи, которых называли creators, подчеркивая именно творческую составляющую. Чтобы создавать маски, необходимо было подать заявку. К концу 2018 года креаторов стало так много, что получить заветную кнопку было почти нереально.
Первые AR-фильтры запускали звезды шоу-бизнеса. Чаще всего они просто улучшали лицо. Например, Ким Кардашьян запустила свой фильтр, который создавал эффект длинных ресниц и накрашенных губ.
Демократия в сториз
В 2019 году доступ к созданию масок получили все пользователи Instagram. Так свершилась настоящая революция в мире маркетинга — теперь маркетологи могут создавать рекламные кампании можно создавать прямо в сториз. Как это работает?
Началось все с бьюти-блогеров, которые использовали маски для рекламы косметики. Например, Кайли Дженнер предложила своим подписчицам примерить новую линейку помад одноименного бренда.
Рианна пошла дальше и привлекла внимание к своей благотворительной организации Clara Lionel Foundation через создание ультра-популярной маски Diamond, когда на голове появляется диадема из алмазов.
Тренд на авторские маски начала берлинский дизайнер Йоханна Ясковска, которая придумала эффект металлического лица. Этот тренд очень понравился известным блогерам. Например, Елена Шейдлина создала фильтры с глазами и языками или маской инопланетянина.
Что получили первопроходцы?
Конечно, в 2018 году блогеры сняли сливки. Instagram тогда выдавал «права» на работу с фильтрами. Чтобы получить заветную маску в сториз, пользователям предлагали подписаться на аккаунт. За один месяц количество новых подписчиков увеличивалось с тысячи до нескольких миллионов.
Сейчас вы можете добавить фильтр просто из сториз друга, например. А подписка лишь добавляет маску в ваши базовые настройки сториз. Если раньше пользователи приходили на оригинальные фильтры, то теперь — это рекламный инструмент, и он работает на интерес. То есть если маска интересная, на нее подпишутся.
Но маски перестают быть единственным AR-инструментом в соцсетях. Среди пользователей набирают популярность новые возможности дополненной реальности, например, AR-игры.
Новое поколение AR-фильтров в сториз
Началось все, как обычно, с блогеров. Известная пара Наталья и Мурад Османн (#followmeto) создали фирменный AR-фильтр, который меняется в зависимости от времени суток. Суть его в том, что самолет облетает землю. В течение суток меняется пейзаж: рассвет или звездное небо, например.
В 2019 году «Теремок» запустил маску, которая превращала лицо человека в огромный блин, и заработал более миллиона просмотров.
ДоДо-пицца создали целую игру в рамках своей «кричааааааащей» кампании. Суть ее заключается в том, чтобы помочь ДоДо-птице перепрыгнуть препятствия, широко открывая ее рот. А в 2018 году они же получили более 8 тысяч новых подписчиков благодаря танцующей ДоДо-птице, которая развлекала пользователей в ожидании заказа.
Главное достоинство этих фильтров — доступность. Не нужно скачивать отдельное приложение. Достаточно просто иметь доступ в социальную сеть. Плюс фильтры не тормозят работу смартфонов и быстро загружаются.
Настоящее и будущее AR-масок:
- Фильтры становятся арт-объектами.
Уходит в прошлое глянец. Все меньше популярности у модных «гламурных» фильтров. На первое место выходят необычные «артхаусные» маски. Например, танцующие бананы или дополнительные рога-глаза-языки на лице. - Геймификация прочно входит в нашу жизнь.
Бренды и блогеры начинают выстраивать новую коммуникацию с пользователями через игры, а не через полезный контент. Чем интереснее фильтр, тем больше охваты. - Cоциальные сети идут по пути упрощения.
Всё легче создать свою маску и выложить в сеть, получить охваты и шеринг. Главное, чтобы это было интересно.
- С 2019 года пользователям доступны AR-эффекты на любые поверхности.
Теперь вы можете устроить баттл на столе или экране смартфона, запустить котиков на кровать или веселых инопланетян в ванну. - В 2020 году появится возможность вшивать виртуальные эффекты в динамические объекты.
А это новый вид творчества — игры от пользователей, необычные истории и персонажи. - Маски станут неотъемлемой частью социальной жизни.
Их будут выпускать к праздникам и поводам. Например, 3 сентября более миллиона пользователей посмотрели фильтр с изображением Шуфутинского. Каждый бренд будет иметь собственный фильтр и AR-игру. То есть виртуализация бизнеса будет продолжаться и выходить на новый уровень.
Автор: Рустам Мирзахмедов
Фото обложки: sntch.com