Молодой и амбициозный сотрудник ФБР Нейт Фостер (по признанию многих – сильная роль Дэниэла Рэдклиффа), занятый на кабинетной работе, стремясь проявить себя в «настоящем деле», соглашается на предложение агента Анджелы Зампаро (Тони Коллетт) внедриться в неонацистскую группировку для проверки информации о готовящемся теракте. Неумело притворяясь бывшим пехотинцем, он постепенно втирается в доверие сначала к радикалам, затем к тихому семьянину Джерри (Сэм Трэммел), испытывающему стойкую неприязнь к «неарийским» этносам, а после и к идеологам движения – оратору Далласу Вульфу (Трэйси Леттс), которого некоторые скинхеды считают новым пророком. Непрерывно балансируя на грани риска быть раскрытым, Нейту предстоит предотвратить террор радикалов.

Парадоксально, что в наше время фильму, в котором нет ни перестрелок, ни масштабных операций, удается держать привередливого зрителя в напряжении. Деятельность ФБР представляется не в жанре «боевик», а в качестве напряженной работы по сбору информации, сопоставления фактов, борьбы с эмоциями. Порой персонажи вообще сомневаются, что у подозрительных скинов имеется собственно «состав преступления». Подобные компоненты обычно и являются главными составляющими политического триллера. Эмоции в скучной, на первый взгляд, ленте действительно бьют через край. За это отвечает актерский ансамбль и умело смонтированные псевдодокументальные эпизоды, которые, пересекаясь с документальными вставками о ку-клус-клане и нацистской Германии (привет, Лени Рифеншталь!), создают необходимый эффект. Референсы в сторону Третьего рейха, понятно, неизбежны.

Скажем прямо, картина Даниэля Рагуссиса не привносит чего-то кардинально нового, вряд ли что-то в состоянии превзойти «Американскую историю X». Но здесь проблема представляется под другим углом, ключевой темой становится не нетерпимость и ее преодоление, а ее истоки. Они, по мнению авторов ленты, таятся в том, что жители спокойной пригородной Америки ощущают себя жертвами социальной несправедливости, жертвами неминуемой глобализации. В силу разных обстоятельств — недостатка ли образования или предрасположенности к банальному шовинизму — люди неправильно истолковывают причины, экстраполируя свои комплексы и неприятности на какие-либо меньшинства. «Чужие» в их интерпретации становятся угрозой для спокойной жизни. Формула проста и известна давно, а ее переменные варьируются с течением времени: «Бей [вставить национальность], спасай [вставить страну]».

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Фильм интересен именно тем, что показывает весь спектр движения неонацистских радикалов с их извращенными понятиями: бритыми наголо молодчиками; политически подкованными и хорошо организованными радикалами; новыми пророками «расовой войны» и тихими интеллектуалами, наслаждающимися классической музыкой (что, как известно зрителю, уже намёк на злодейскую сущность), с их извращенной логикой. И вы будете удивлены, узнав, от кого исходит подлинная угроза.

В начале картины показано, как Нейт работает с исламистским радикалом, и такая перекличка слишком очевидна – нетерпимость возникает с разных полюсов. Возможность разрубить этот гордиев узел взаимных обид и противоречий появляется лишь только при попытке диалога.

Автор: Анатолий Волохов