— Ты всего лишь машина. Только имитация жизни. Робот сочинит симфонию? Робот превратит кусок холста в шедевр искусства?
— А Вы?

“Я, робот”, реж. Алекс Пройас, 2004

В медиа появляется всё больше новостей, связанных с продажами картин, которые написал искусственный интеллект (ИИ). Мир изменился: искусственный интеллект научился творить.

Пьер Фотрел (Pierre Fautrel), соучредитель художественного коллектива Obvious, рядом с картиной «Портрет Эдмона де Белани» («Portrait of Edmond de Belamy»), произведением искусства, созданным ИИ и проданным на аукционе за $432,500. (Timothy A. Clary / AFP / Getty)

Разбираемся, может ли искусственный интеллект сравниться с живым художником, является ли объект, созданный ИИ, «искусством» и можно ли воспринимать произведение в отрыве от автора.

Спойлер: и да, и нет. Но давайте по порядку.

Как работает ИИ?

Порождающие состязательные сети (generative adversarial networks) — это нейросеть, которая состоит из обучающей выборки (материала, который используется для обучения ИИ) и двух систем: генератора и дискриминатора. Задача генератора — создавать новые объекты, похожие на объекты из обучающей выборки, а дискриминатор решает, принадлежит ли сгенерированный объект к классу объектов из доступной ему обучающей выборки, и даёт соответствующий сигнал генератору.

Возникает важный вопрос по поводу творческого труда такого ИИ. Одной из особенностей ИИ является его способность к автономному самообучению на основе имеющейся обучающей выборки, поэтому возможности компьютерных программ на основе искусственного интеллекта выходят далеко за пределы простого воспроизведения и систематизации информации1.

Получается, что искусственный интеллект обучается на определенной базе данных. Его мышление ограничивается только информацией, которую он обрабатывал. Глобально это значит, что при написании произведения ИИ будет опираться лишь на стилистику, форму и сюжеты, которые содержатся в базе данных, т.е. когда-то были созданы людьми. Значит, возможность принятия ИИ индивидуальных творческих решений заведомо ограничена.

ИИ — это скорее инструмент, с помощью которого его создатели реализуют свои планы и идеи

В 2017 году ученые из Лаборатории искусственного интеллекта и искусства Ратгерского университета в Нью-Джерси разработали креативно-состязательную сеть (creative adversarial network). Принцип работы схож с предыдущей системой, только дискриминатор пытается соотнести созданные работы с имеющимися в его базе данных стилями и направлениями. Благодаря этому взаимодействию генератор учится создавать работы, которые не совпадают ни с одним из стилей, известных дискриминатору.

Но почему даже в таком случае мы не хотим называть процесс творчеством? Ведь создается нечто новое. 

assorted-color photo frame lot

Дело в процессе создания 

Нужна целая команда, чтобы создать ИИ, и ещё одна команда, чтобы обучить его. И даже ещё одна команда, чтобы задать ИИ цель творчества, сформулировать идею, которую он реализует. 

Получается, что ИИ — это скорее инструмент, с помощью которого его создатели реализуют свои планы и идеи, прямо как фотокамера. А акт творчества — это разработка и обучение ИИ, который, в свою очередь, сгенерирует произведение. Некий перформанс, не правда ли?   

С субъектом творчества разобрались. Теперь отойдем от процесса создания произведения и оценим лишь его суть.

Объект творчества или нет? 

Как писатели рассматривают творчество?

Герман Гессе, размышляя о писательстве, говорит, что «это пребывание в тишине, с широко открытыми глазами, в ожидании доброго часа, когда же он настанет, работа, пусть даже она доводит до изнеможения бессонными ночами, драгоценна и перестает быть «работой»2. А всех остальных «писателей», которые рассматривают свою деятельность как профессию, он причисляет к ремесленникам, так как они во многом оправдывают ожидания публики и издателей — продолжают писать в том же ключе и плодят сущности. 

Рэй Брэдбери, описывая становление в качестве писателя, говорит, что пришёл к своему стилю через тернистый путь подражаний. 

green leafed plant

Фернандо Пессоа в своем произведении «Книга Непокоя» отдаленно размышлял о творчестве. «Так мы и живем, и лишь сущие пустяки позволяют нам считать себя выше животных. Наше отличие от них в деталях, чисто внешних: мы можем говорить и писать, мы обладаем абстрактным мышлением, чтобы отвлекаться от конкретного и воображать невозможные вещи. Речь и письмо не добавляют ничего нового к нашему основному инстинкту — жить, не зная, каким образом. Наше абстрактное мышление не служит ничему, кроме создания систем или идей, тогда как идея животного — пребывание на солнышке». 

Почему люди создают? Творчество, во многом, о боли. О нежелании принять этот мир. О стремлении к чему-то идеальному, зачастую иллюзорному. О желании создать свой мир, чтобы не жить в настоящем, или изменить мир, показав, что или кто является главным. Притупить боль, с которой иначе никак не справишься. Или помочь своим творчеством другому с такой же болью.

У ИИ нет осмысленности в деяниях. Он мыслит категориями нулей и единиц

Совсем неважно, грустно или нет читателю при восприятии произведения. Возможно, и мотив создания не так важен. Важно другое — цель создания, точнее, потребность создавать с определенной целью. Поэтому и нельзя говорить, что искусственный интеллект занимается творчеством. Ведь у него просто не может быть потребностей, в том числе и потребности создавать. Нет осмысленности в деяниях. Он мыслит категориями нулей и единиц.

Но все ли писатели воспринимают процесс написания столь возвышенно? Эдгар Аллан По в «Философии творчества» пишет: «Большинство писателей — поэты в особенности — предпочитают, чтобы все думали, что они сочиняют под влиянием наития свыше, в минуту ясновидения и экстаза — и они содрогнулись бы при мысли, что публике будет дозволено заглянуть за кулисы и — увидеть там неопределенные и с трудом выработанные зародыши мысли, <…> иметь возможность наблюдать осторожность автора в выборе и в исключениях, досадливость помарок и приписок — словом, увидеть колеса, цепи и блоки для перемены декораций».

Вдохновение как магия. Она впечатляет, пока не узнаешь, как это произошло. Читая произведение, мы задаемся вопросом, что побудило писателя это написать, какие глубинные страдания привели к созданию. Но что, если всего этого нет, а есть только изнурительная и длительная работа?

Процесс обучения ИИ в каком-то смысле может быть похож на тот процесс, который происходит в человеке до момента создания произведения. Как ИИ, так и человек не создают произведение с чистого листа. Муза мертва, а вдохновение не рождается в пустоте.

white printer paper

Роль зрителя

Творчество рождается, когда вы воспринимаете этот объект, толкуете его. Во многом, по этой причине картины, написанные ИИ, популярны. Каждый из нас пытается их толковать, воспринимать. Именно тогда созданное искусственным интеллектом становится творчеством — когда зритель наделяет его осмысленностью, наполняет его идеей. Ибо творчество — это не только про создание, это и про восприятие, и про познание созданного.

Рэй Брэдбери подтверждает:

«Хранить книги – не преступление, Монтэг. Преступление – их читать! Да, все верно. Книги у меня есть, но я их не читаю. Какая ирония, правда? Иметь тысячи книг – повернуться спиной к ним ко всем и сказать: «Нет». Эти книги умирают на полках. Почему? Потому что я так хочу. Я не даю им поддержки и не даю им надежды на то, что их будут читать. Эти книги ничем не лучше обычной пыли»3.

Если коротко — любой результат творчества является лишь вещью, если его не воспринимают.

Михаил Веллер пошел немного дальше, утверждая, что процесс создания литературного произведения делится на три этапа: 

  • Познать;
  • Сказать;
  • Быть услышанным. 

Но что дальше? Произведение создано, а какова его жизнь? Веллер, руководствуясь любовью к трехступенчатому делению, выделял следующие этапы4:

  • Прочитано;
  • Понято;
  • Оценено.

Такой подход может оказаться спорным, но главное, на что стоит обратить внимание: жизнь объекта творчества зарождается в момент его восприятия. С этой точки зрения произведение, созданное ИИ, является творчеством.

black framed eyeglasses on book page

Роль эмоций

У искусственного интеллекта нет эмоций, поэтому какой бы совершенной ни была техника создания, например, стихотворения, оно будет, скорее, имитацией, неким ремеслом. Искусственный интеллект может познать форму, но пустая красота не вызывает отклика. 

Герман Гессе писал об этом. Нет, искусственный интеллект он не застал. Однако застал другое. Гессе ввел категорию «красивого» стихотворения, которое отвечает требованиям о форме и размере, и «плохого» стихотворения, являющегося отражением состояния поэта, его первозданных эмоций, однако имеющее недостатки в форме. У «красивых стихов» одна цель — быть красивыми, в них нет даже тени изначального, первобытного, священного и чистого назначения поэзии. 

В такой коннотации нечто, созданное искусственным интеллектом, будет являться механическим, с привкусом ремесла, а у созданного человеком больше шансов воплотить своё произведение в чувственной сфере. 

Как может использоваться ИИ 

Просто представьте, что Джордж Мартин умрёт, так и не дописав «Игру Престолов», а ему на помощь придет искусственный интеллект. Или вы хотите читать произведения определенного автора, новых работ не предвидится, а искусственный интеллект дарует вам как будто бы произведения этого автора, так похожие по стилистике. 

Вариаций множество, но есть одно ключевое сходство: всё это будет лишь игрой в имитацию. Однако не является ли само искусство игрой в имитацию? 

Изначально, ещё до того, как стало возможным создание искусственного интеллекта, люди творчества воспринимали его как инструмент. Инструмент, который выступает в качестве посредника между создателем и зрителем, связующее звено для углубленного взаимодействия.

Так Джек Бёрнем писал: «На всем протяжении существования европейского искусства художников не покидало стремление преодолеть психологические и физические барьеры между искусством и реальностью — не только изобрести форму искусства, которая выглядела бы правдоподобно-реальной, но пойти дальше и создать образы, которые способны к разумному взаимодействию со своими создателями»5.

И к чему, собственно, пришли? 

Если человек творит, в первую очередь, чтобы придать своим чувствам определенную форму, то искусственный интеллект «создаёт», так как у него нет выбора. Однако, если все отбросить, важно лишь восприятие.

Какая разница, Гессе или искусственный интеллект, если вы получаете удовольствие от произведения, вас завораживает форма и содержание написанного?

В конечном итоге, не является важным, кто создал. Не является до тех пор, пока созданное несёт ценность для вас. Какая разница, Гессе или искусственный интеллект, если вы получаете удовольствие от произведения, вас завораживает форма и содержание написанного? 

Но если вы — человек, и вы переживаете о творческом будущем человечества, выдыхайте. Пока ИИ не настолько развит, чтобы творить не от безвыходности, а по велению эмоций, он будет продолжать воссоздавать уже созданное. И только человек продолжит придумывать что-то кардинально новое. Продолжит быть истинным изобретателем и творцом. 

К слову, если хотите попробовать создать своё произведение искусства с помощью искусственного интеллекта, то тут есть список из парочки инструментов, которые вам в этом помогут.

Автор: Гиорги Соселия
Обложка: картина, созданная ИИ, https://aiartists.org/ai-generated-art-tools


  1. П. Ролинсон, Е. А. Ариевич, Д. Е. Ермолина. Объекты интеллектуальной собственности, создаваемые с помощью искусственного интеллекта: особенности правового режима в России и за рубежом // Закон, 2018. № 5. // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Гессе Г. Магия Книги. 2017.
  3. Бредбери Р. Дзен в искусстве написания книг. 2014.
  4. Веллер М.И. Песнь торжествующего плебея. 2006.
  5. Кристина Пол. Цифровое искусство. 2018.