ГМИИ А.С. Пушкина с 31 января по 9 апреля представляет выставку современного японского художника Ясумасы Моримуры, посвящённую истории автопортрета в мировом искусстве. Такая история искусства стала возможна благодаря концепции японца, работающего в жанре апроприации (присвоения). Он примеряет на себя или кого бы то ни было образы художников разных эпох, рассказывает историю искусства в ролях. Якумаса выступает как автор, модель и писатель. Возле некоторых автопортретов можно послушать истории, рассказанные будто самими художниками, хотя Моримура сочинил текст за них. Большая часть работ расположена в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков.

«Это огромное удовольствие собрать вместе всех этих художников, писавших автопортреты, и послушать их истории. Каждый художник расскажет свою»

Выставка Моримуры состоит из нескольких разделов. В основном разделе «истории искусства в автопортретах» Моримура примеряет на себя и других людей образы Леонардо да Винчи, Дюрера, ван Эйка, Караваджо, Рембрандта, Курбе, Бёклина, Энсора, ван Гога, Руссо, Магритта, Дали. Некоторые фотографии Моримуры можно увидеть в залах основной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX веков, а серию фотографий «Лица Рембрандта» по рисункам голландского живописца, 12 работ серии «Новые «Капричос» – в главном здании.

Ясумаса Моримура не переписывает историю искусства, а наделяет её голосом. Так, Дюрер от лица Моримуры говорит: «Я постоянно сталкивался с тем фактом, что моя рука далека от совершенства. Это наш удел, удел человеческих существ, пребывать в вечном несовершенстве. Так почему мы вынуждены стремиться к совершенству? Снова и снова мы спрашиваем «почему?», и неважно, сколько прошло времени, мы никогда не найдем ответов».

Автор: Наталия Белова