С самого рождения человек вступает в общество и становится его неотъемлемой частью. Тем не менее, чтобы сформироваться как личность и найти свое место в обществе, необходимо научиться правильно жить среди людей. Процесс усвоения индивидом общественных ценностей и норм, а также определенных образцов поведения называется социализацией. Индивид всегда стремится к успешному функционированию в обществе, что невозможно без процесса социализации.

В детстве нас учат жить родители, именно они первыми рассказывают о том, как поступать можно, а как нельзя. Позже ребенок становится членом различных социальных групп, в которых индивиды действуют, опираясь на определенные социальные нормы поведения. Одним из наиболее важных первичных институтов социализации является школа. Это первый значимый опыт общественной жизни для ребенка. Но для становления личности такого опыта недостаточно. Важнейшим вторичным социальным институтом является вуз. Именно получение высшего образования в большей части обеспечивает успех человека, как в общественной жизни, так и в профессиональной сфере. Таким образом, невозможно отрицать огромную роль, которую образование в целом (как школьное, так и вузовское) играет в воспитании детей и их приспособлении к общественной жизни.

Образование было, есть и будет одним из центральных показателей развития общества. Именно обучение способствует формированию личностей, необходимых обществу на данный момент его исторического развития. «Идея общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором»[1] всегда являлась основной в образовании. Но следует отметить, что цели образования на разных исторических этапах имели некоторые различия. Например, с появлением Советского Союза, а вследствие этого, с возникновением нового типа организации общества, были изменены и цели обучения. «В новом социалистическом государстве упор в воспитании, и через это – в образовании, стал делаться на осознании личностью новой формации собственной причастности к общему процессу государственного и общественного развития. По мнению идеологов, в человеке необходимо было взрастить интерес к общественному, а также понимание приоритетности общественного перед личным»[2]. Данный пример иллюстрирует тот факт, что образовательный процесс составлял основу социализации личности в советское время. Именно обучение способствовало наилучшему приспособлению индивида к жизни в постоянно развивающемся обществе.

Говоря о современном обществе, необходимо отметить, что образование как процесс социализации также имеет целью воспитание личности, индивидуальности, способностей к творческой деятельности и саморазвитию. Школа и вуз развивают в человеке качества, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Тем не менее, в современной жизни такие образовательные институты, как школа и вуз, играют разные роли. В школе детей учат правильно взаимодействовать друг с другом, работать в команде, усваивать основные правила организации деятельности. С социологической точки зрения, обучение в школе формирует в человеке умение правильно играть свои социальные роли так, чтобы не возникло их столкновения, осознавать общие схемы поведения, сформированные вследствие дифференциации общества и принадлежности индивидов к разным социальным группам. Немаловажен и негативный социальный опыт, как, например, межличностные социальные конфликты. Благодаря такому опыту ребенок будет способен в будущем находить наиболее приемлемые для себя пути выхода из конфликта.

Роль высших учебных заведений имеет несколько отличный характер. Высшее образование помогает детям стать непосредственно личностью, то есть полноценным членом общества, имеющим определенный социальный статус и обладающим социально значимыми чертами. Это определяет обучение в вузе как процесс вторичной социализации. Социальные знания и опыт, полученные в первичных социальных институтах, то есть в школе и семье, являются лишь основой, без которой невозможна вторичная социализация, направленная на становление личностных качеств индивида и возможность получения высокого социального статуса. Например, многие подростки, закончившие школу, оказываются на «распутье». Они не уверены в своем будущем и в том, какой жизненный путь им следует выбрать. На данном этапе они еще не являются полноценной частью общества, поскольку не занимают определенного положения в его социальной структуре и, соответственно, не видят четкого направления своего дальнейшего развития. В значительной степени именно дальнейшее обучение может помочь пересмотреть свои взгляды и жизненные позиции. Также следует обратить внимание на то, что высшее образование является возможностью именно профессиональной социализации. «Профессиональное образование – это образование, в процессе которого организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на профессиональное развитие личности и специфику будущей профессиональной деятельности»[3].

В современном обществе высшее образование играет роль социального лифта. Этот факт могут подтвердить жизненные примеры, иллюстрирующие, как одаренный ребенок из неблагополучной семьи поступает в хороший институт, достигает больших успехов и пробивается в высший класс. В некоторых случаях обучение действительно дает возможность получения престижной работы с высокой оплатой труда и как следствие высокого социального статуса. Тем не менее, перемещение вверх в социальной структуре современной России является маловероятным. Несмотря на это, положение на российском рынке труда, характеризующееся в данный момент переизбытком работников физического и низкоквалифицированного труда, требует, казалось бы, наличия средне- и высококвалифицированной рабочей силы. Однако создание рабочих мест для лиц такой квалификации происходит достаточно медленно, и, соответственно, даже наличие надлежащего образования не позволяет получить социальные гарантии успешной профессиональной жизни в дальнейшем.

Для определения места, которое занимает высшее образование в системе ценностей молодежи, были проведены исследования в 2004-2010гг[4]. В результате были получены данные, согласно которым «необходимость получения высшего образования…определяется атрибутивной значимостью, т.е. получением диплома»[5]. Таким образом, российская молодежь рассматривает вузы не как возможность получения знаний, а как возможность построить успешную карьеру. Причем во многих случаях молодые люди заканчивают вузы не ради получения квалификации и определенных навыков для будущей профессии, а только ради диплома. Такое отношение, безусловно, снижает уровень профессиональной социализации в стране и приводит к наличию преимущественно низкоквалифицированной рабочей силы на рынке труда. Но жизненный опыт показывает, что студенты, проходящие обучение в вузах только ради диплома, сталкиваются впоследствии с невозможностью успешного функционирования в качестве работника. Не обладая минимальными профессиональными знаниями и навыками, они оказываются неспособными выполнить предъявляемые работодателем требования. Тем не менее, профессиональная социализация и добросовестное обучение в вузе имеют в целом положительное влияние на дальнейшую карьеру. Одно из социологических исследований показало, что «рост профессионального образования положительно влияет на трудовую социализацию: чем выше уровень профессионального образования, тем более высока удовлетворенность работой»[6]. Это показывает, что профессиональная подготовка необходима для успешной карьеры. Более того, именно в вузе происходит знакомство с будущей профессией. Обучение позволяет овладеть трудовыми навыками, профессиональным языком. «Цель профессионального образования – формирование способности, возможности и готовности к будущей профессиональной деятельности»[7]. Кроме того, человек, прошедший профессиональную социализацию, способен на саморазвитие и самостоятельное построение своего карьерного пути, что помогает ему достичь успеха в жизни.

Очевидно, что высшее образование является важной ступенью социализации. Однако оно доступно не всем. Так, для определенных социальных групп профессиональная социализация становится проблемой и дальнейшее развитие в обществе оказывается затруднительным. Индивиды, не прошедшие социализацию такого типа, как правило, не могут реализовать себя в профессиональной сфере и общественной жизни.

Дети с ограниченными физическими и социальными возможностями даже в современном мире зачастую не имеют доступа к высшему образованию, что делает полноценное развитие личности для них затруднительным. Процесс обучения для них весьма сложен, в значительной степени из-за того, что специализированных учреждений, в которых они могли бы обучаться, мало, а процесс интеграции детей-инвалидов в стандартный образовательный процесс влечет за собой множество трудноразрешимых проблем. В то же время нельзя отрицать значимость образования для инвалидов и людей с ограниченными способностями. «Полноценное высшее профессиональное образование является мощным средством социальной защиты человека с ограниченными физическими возможностями, повышения его социального статуса, гражданственности и активного участия в общественной жизни»[8]. Для людей с ограниченными возможностями социализация крайне необходима. Без получения такого социального опыта велика вероятность маргинализации инвалидов. Поэтому остро стоит проблема о совместном обучении инвалидов и здоровых детей. «Однако его внедрение, судя по опыту, сталкивается …с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках…»[9]. Немаловажную роль в создании таких стереотипов играют социальные дистанции, которые неизбежно появляются между детьми с ограниченными физическими возможностями и здоровыми. Это говорит о том, что люди заведомо определяют свое поведение по отношению к инвалидам, основываясь на общепринятых нормах.

Также интересен вопрос социализации применительно к бывшим осужденным. Несмотря на то, что в России доля несовершеннолетних, содержащихся в местах лишения свободы, снижается, тем не менее, на начало 2013 года их численность составляла 4 тысячи человек (в возрасте до 18 лет)[10]. Особо пристальное внимание следует уделять возможным способам поддержки освободившихся подростков, чтобы избежать возникновения рецидивов. Очевидно, что человек, осужденный за преступление и отсидевший в тюрьме, после освобождения не способен стать полноценным членом общества. Для него весьма проблематично найти работу и устроиться в жизни. Главной проблемой является отсутствие профессиональных знаний, а также социальных навыков, необходимых в рабочей сфере, не говоря о том, что работодатель неохотно возьмет на работу бывшего преступника. Кроме того, как упоминалось ранее в отношении детей-инвалидов, так же и в данном случае, возникают социальные дистанции, способствующие отчуждению бывших преступников от всего общества. После освобождения уже не имеет значения, какую социальную позицию занимал человек до попадания в тюрьму, общество будет отныне воспринимать его как бывшего преступника. Особенно тяжелой такая ситуация будет для подростков и молодежи, ведь они вступают в возраст, в котором обязаны занять определенную позицию в социальной структуре, что станет весьма проблематичной задачей для бывших заключенных. Интересен и факт, упомянутый Э.Гоффманом в статье «Моральная карьера душевнобольного пациента», что в случае с преступником, как и с душевнобольным, общество начинает рассматривать человека с социологической точки зрения как нарушителя закона лишь с момента его попадания в тюрьму. Человек же, совершающий преступления безнаказанно, для общества преступником не является[11]. Важным процессом для адаптации бывшего осужденного является процесс воспитания. «Проблему преступности невозможно решить только применением насилия по отношению к преступнику, а следует скорее заботиться о его исправлении»[12]. Автор диссертации о социализации осужденных В.Т. Волов говорит о том, что на сегодняшний день за границей распространено дистанционное обучение заключенных, способствующее развитию их профессиональных навыков. В России же существует лишь несколько университетов, пытающихся организовать в исправительных учреждениях образовательный процесс. Автор отмечает положительное влияние образования на заключенных. Помимо получения профессиональных навыков, наблюдается и духовный рост заключенных. Благодаря полученным знаниям происходит переоценка ценностей и взглядов на жизнь. Также автор отмечает, что у людей, прошедших обучение во время пребывания в исправительном учреждении, уровень рецидива ниже по сравнению с остальными осужденными. Так, обучение может стать для заключенных-подростков одним из способов вернуться в общество и стать его полноценным членом.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что высшее образование, как один из наиболее важных этапов социализации личности, позволяет детям занять свою позицию в социальной структуре общества. В связи с этим особое внимание следует уделять вопросу о доступности высшего образования всем социальным группам. Тем не менее, ситуация такова, что определенные группы оказываются исключенными из полноценного образовательного процесса, что может иметь значительные негативные последствия для всего общества, такие как, например, маргинализация целых групп населения, которые рискуют выпасть из социальной структуры общества.

Автор: Юлия Керша

Источник фото: http://www.studinter.ru/img/tovargal/1415_5.jpg

[1] Песегова Е.В. «Векторы социализации: миссия образования в пространстве Российской истории» // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2009. № 2. С. 116-120.

[2] Там же.

[3] Ирба (Киселева) О.С. «Современное образование как условие профессиональной социализации личности» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №80. С. 411-415.

[4] Гневашева В.А., Сукталиева Э.В. «Высшее профессиональное образование в системе ценностей современной молодежи» // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 126-130.

[5] Там же.

[6] Савостова М.Н. «Влияние профессионального образования на трудовую социализацию личности» // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 16. С. 135-137.

[7] Там же.

[8] Сулимина Н.В. «Образование как целенаправленный процесс формирования, развития личности и ее социализации» // Аграрный вестник Урала. 2007. № 1. С. 57-59.

[9] Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. «Инклюзивное образование детей-инвалидов. Проблемы и перспективы образовательной интеграции детей-инвалидов в России» [Электронный ресурс] // URL http://www.socpolitika.ru/rus/social_policy_research/applied_research/document745.shtml#header2 , дата обращения (15.12.2012).

[10] Щербакова Е., «В местах лишения свободы на 1 апреля 2014 года содержалось 675 тысяч человек» [Электронный ресурс] // URL http://demoscope.ru/weekly/2014/0595/barom06.php , дата обращения (24.05.2015).

[11] Николаев В.Г. 2001.01.019. Гоффман Э. «Моральная карьера душевно-больного пациента (перевод)» // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал. 2001. № 1. С. 100-141.

[12] Волов В.Т. Автореферат докторской диссертации по социологии. «Управление социализацией осужденных в системе высшего образования в условиях исправительного учреждения» [Электронный ресурс] // URL http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-sotsiologiya/a71.php , дата обращения (15.12.2012).