На экранах – первый за 10 лет полнометражный фильм Мэла Гибсона. Рассказываем на примере картины об истинной отваге и проявлении милосердия в страшные времена, а также ставим точку в вопросе о том, что важнее: талант или имидж киносоздателя.

Ещё несколько лет назад казалось, что карьере автора «Храброго сердца» (за него Гибсон был удостоен статуэтки «Оскар» за режиссуру) пришёл конец: пресса регулярно сообщала об антисемитских высказываниях, жалобах подруг с обвинениями в побоях, повсеместной грубости и некорректности. Несмотря на это, в 2016 году, поклонники и простые зрители имеют шанс стать свидетелями долгожданного возвращения режиссёра на экраны.

Сюжет нового фильма Гибсона рассказывает историю реально существовавшего человека – Десмонда Досса (Эндрю Гарфилд). Десмонд стал первым в истории американской армии уклонистом по религиозным убеждениям, награждённым Медалью почёта – высшей воинской награды США.

Начиналась история юноши, впрочем, вполне заурядно. Выращенный с братом в семье вечно прикладывающегося к бутылке отца (Хьюго Уивинг) и заботливой матери (Рэйчел Гриффитс), терпеливо сносящей все выходки супруга, он сумел, тем не менее, вырасти искренним и глубоко верующим христианином. Познакомившись с очаровательной Дороти (Тереза Палмер), работающей в больнице, он также решается попробовать свои силы в медицине. В это же самое время всех молодых людей призывают на войну, пути Господни, как известно, неисповедимы. Не в силах видеть, как уходят товарищи, Десмонд также примыкает к их числу и едет на сборы.

С этого момента заканчивается вводная часть картины, имеющая все шансы усыпить зрителя, но только с той целью, чтобы дальнейшее повествование разбудило его и заставило сидеть на краю кресла в напряжении последующие два часа.

Отправной точкой сюжета является отказ Десмонда на сборах брать оружие и убивать врагов. Вместо этого он, к удивлению окружающих, заявляет, что подобное запрещает ему религия, и вместо этого он желал бы стать санитаром и помогать раненым бойцам, применив все свои навыки, без любых дурных умыслов. Подобный манифест приводит к всеобщему смятению и конфликту, где Десмонду придётся стоять до конца на защите своих принципов, а затем впервые стать участником сражения на полях Окинавы.

Примечательно, что проект был в разработке на протяжении долгого времени – 14 лет. Изначально предполагалось сделать документальный фильм об удивительной жизни главного героя. После смерти Досса в 2006 году продюсер Билл Механик все же выкупил права на производство художественной версии и предложил стать режиссером Гибсону. Тот отказался (причем дважды — как, впрочем, и от «Храброго сердца» в свое время), но затем все же дал свое согласие.

Идея вселенского милосердия, которую Гибсон вкладывает в своего героя – не единственная в фильме, хотя и является основополагающей заповедью для самого постановщика. Он также напоминает, что война – это не просто страшное дело, о котором мы должны вспоминать раз в году майским днём. Это – выжигающая всё сущее на земле чума. «В мире дети хоронят отцов, на войне отцы хоронят детей», – страшная фраза, произнесённая одним из солдат после смертельного боя, производит неизгладимое впечатление. Гибсон не прибегает к форме проповедования и не произносит через героев исполненные вязнущего на зубах пафоса реплики. Все необходимое для осмысления уже на экране. Остаётся лишь беззвучно наблюдать.

Гарфилд («Социальная сеть», «Воображариум доктора Парнаса», предстоящая историческая драма Мартина Скорсезе «Молчание») отыгрывает, вероятнее всего, лучшую на данный момент роль в карьере. Открытость, юношеская влюбленность и беззаботность в первой половине ленты сменяется напряжением, страхом, выдержкой, и отвагой во второй. Преступить заложенные с детства догматы для него противоестественно. Лишь с помощью веры, как источника самообладания и непрестанного смирения, ему удалось не убежать с поле боя, а продолжать спасать раненых. Отчаяние и постоянное желание протянуть руку помощи умирающим однополчанам претворяется в емкую фразу, произнесенную шёпотом в бою: «Ещё одного…»

Современному обществу такой посыл может показаться смехотворным и навязанным, однако единственный вид пропаганды, которую позволяет себе Гибсон в фильме – это пропаганда анти-насилия — пацифизма, столь редкого в наши дни. Как и герои недавней «Ярости» Дэвида Эйра, Досс — фигура частная, действующая в рамках одной баталии. Однако именно этим конкретным повествованием о конкретном человеке, его вкладе и подвиге, достигается необходимый эффект. Вкупе с детальной проработкой сцен боя и щемящим музыкальным сопровождением Руперта Грегсона-Уильямса, «По соображению совести» являет собой пример одной из наиболее проникновенных военных драм последних лет. О былых же проступках постановщика мы вправе забыть как страшный сон. Уникальный дар рассказчика и прославление гуманности и человеколюбия – вот те черты, что ставят Гибсона в один ряд с выдающимися деятелями кинематографа нашего времени.

                                                                                                                      Автор: Егор Козкин

                                                                                                                Источник фото: IMDB, Amazon