Каждый поклонник живописи сталкивался с фамилией Брейгель, причём в различных контекстах. Миру известны целых 5 художников, носящих эту фамилию, которая успела стать легендарной. Кратко опишем основные особенности манеры и стиля каждого из них.

Брейгель (Брёгел) — семейство фламандских живописцев эпохи Возрождения.

Питер Брейгель Старший

Первый и самый значительный живописец этой фамилии — Питер Брейгель Старший по прозвищу «Мужицкий» (1525-1569) –талантливый живописец и график, мастер жанровых сцен и пейзажа. О его жизни известно немного, однако, вероятно, он происходил из простой крестьянской семьи, а образование получил в Антверпене.

В своём творчестве Брейгель всегда пытается осмыслить жизнь общества и его пороки, судьбу отдельно взятого человека и Нидерландов в целом, которые боролись за свою независимость от испанского короля. Его полотна удивительно точно способны передать биение сердца, стихию своей эпохи.

Побывав в Италии на ранних этапах своего творчества и вдохновившись масштабностью и значительностью альпийских гор, Питер Брейгель Старший приобрел собственную манеру изображения объемных пространств, запечатленных как бы с большой высоты и отстраненно.

Живописец всегда стремился уловить основные черты народного характера, в которых по его мнению и была представлена сама жизнь, а в составлении своих ярких образов он нередко обращался к народным притчам и пословицам, иносказаниям. Основная идея творчества Брейгеля гласит, что в невероятной крестьянской простоте, где-то даже невежественности и глупости, чувствуется истинная мощь народных масс. Холодная саркастичность, живая фантазия и гротеск, тщательная прорисовка каждого силуэта – все это о мощи и о пороке простого человека.

К примеру, «Крестьянский танец» (1568) – яркий пример становления брейгелевского мировоззрения.

«Крестьянский танец» (1568) Источник: http://smallbay.ru/bruegel.html

В «Жатве» (1565) живописец уже подтверждает сформировавшийся взгляд на народ, показывая бескрайнюю родную землю в неразрывной связи со своим народом.

«Жатве» (1565) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/

«Триумф смерти» (1562) и «Избиение младенцев» (1566) же стали плачем живописца по своим соотечественникам, терпевшим издевательства и неограниченность власти испанской знати.

«Триумф смерти» (1562) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/

«Избиение младенцев» (1566) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/

Вершиной его творчества стала картина «Слепые /«Притча о слепых» (1568) – через возрастающее физическое уродство Брейгель необычайно точно передает слепоту духовную, которая говорит о неизбежной трагедии Человека. (Притча о слепых гласит, что если слепой поведет за собой слепого, оба упадут в яму)

«Слепые /«Притча о слепых» (1568) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1029566649/

Питер Брейгель Младший

Питер Брейгель Младший по прозвищу «Адский» (1564 – 1637) — сын Питера Брейгеля Старшего.

Его первые картины были копиями произведений отца. Важно заметить, что манера письма едина у всех Брейгелей (подбор цветов и склонность к изображению масштабных пространств как бы сверху).

Однако впоследствии он выработал свою собственную стилистику, которую можно считать сочетанием сюжетов полотен Иеронима Босха, настроения Питера Брейгеля Старшего и собственного взгляда на «эпизодичность жизни». Кроме того, Питер Брейгель Адский несколько «ближе» к событиям своей картины, отцовская манера творить «сверху» отчасти стирается.

Своё прозвище получил благодаря увлечению темой Страшного Суда на первых этапах живописи. Впоследствии, живопись его всё более тяготела к повседневным эпизодам: событиям из сельской жизни, дракам, свадьбам и т.д.

Перепись в Вифлееме (1566) хорошо иллюстрирует, как именно Питер Брейгель Младший приспосабливает евангельский текст к реалиям своего временииспользует евангельский эпизод для освещения проблемы произвола властей в нидерландских деревнях той поры.

«Перепись в Вифлееме» (1566) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Грабители с большой дороги» (1585) — пример таланта художника в создании жанровых сцен.

«Грабители с большой дороги» (1585) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

Драка картежников (1620) также подтверждает становление персональной манеры изображения лиц, эмоций и общего объема пространства Питера Адского, повествуя о проблеме пустячных бытовых ссор с криминальным исходом.

«Драка картежников» (1620) Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Извлечение камня глупости» напрямую связана с фигурой Иеронима Босха и сюжетами его полотен – у последнего была картина, изображающая эту же ситуацию. (Существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камень глупости.)

«Извлечение камня глупости» Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Сбор урожая» лишний раз подтверждает заинтересованность Питера Адского в изображении жизни крестьян.

«Сбор урожая» Источник: http://art-assorty.ru/3799-piter-breygel-mladshiy-kartiny.html

Ян Брейгель Старший

Ян Брейгель Старший «Бархатный», «Цветочный» (1568 – 1625) — фламандский художник, второй сын Питера Брейгеля Мужицкого, брат Питера Брейгеля Адского. Его также называли «Бархатным» и «Цветочным» за любовь к цветочным мотивам. Это отличает его манеру от стилистики других членов знаменитой семьи.

Несмотря на большое влияние манеры письма, характерной для его отца и брата, в его картинах есть нечто своё, принадлежащее только ему одному — Яну Цветочному. Известная стилистика отца служит лишь оживлением основы картин Яна Брейгеля Бархатного — оживлением великолепных пейзажей.

Тонкая цветовая гармония, фантастические сюжеты с элементами реализма – всё это Ян Брейгель Старший. Художник знаменит цветочными натюрмортами, поражающими своей детализированностью –крайне необычные и редкие цветы для тех мест, где родился и жил Ян Брейгель Старший, росли в королевской оранжерее, куда доступ был открыт всем. Помимо этого, Брейгель Бархатный писал картины на мифологические темы, аллегории, модные в то время и был очень дружен с Питером Паулем Рубенсом, и множество картин на мифологические темы написал вместе с ним.

«Рай» (1616) рассказывает о многообразии природного мира. Здесь создание таинственного воображаемого пейзажа – главная задача художника, поэтому Адам и Ева были вычеркнуты из сюжета.

«Рай» (1616) Источник: http://smallbay.ru/artholland/bruegel_jan.html

«Аллегория зрения» (1617) изображает прекрасных дев и малышей-купидонов в окружении ряда различных предметов, призванных радовать глаз, однако это лишь иллюзия радости и ясности вокруг.

«Аллегория зрения» (1617) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/

«Букет» (1606) – это красивые цветы, предназначение которых – вдохновлять.

«Букет» (1606) Источник: http://smallbay.ru/artholland/bruegel_jan.html

«Ной собирает животных в ковчег» (1613) – известный библейский сюжет в декорациях необычайной природы Яна Бархатного.

«Ной собирает животных в ковчег» (1613) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/

«Чувства слуха, осязания и вкуса» (1618) – одна из картин, посвященных основным человеческим чувствам.

«Чувства слуха, осязания и вкуса» (1618) Источник: https://gallerix.ru/storeroom/1253397642/

Ян Брейгель Младший

Ян Брейгель Младший (1601-1678) – сын Яна Бархатного и внук Брейгеля Мужицкого. Учился живописи у своего отца и почти полностью повторил его стилистику и основные темы живописи.

Произведения Яна Младшего отличают от работ Яна Старшего по немного более низкому качеству и иному характеру освещенности. Полотна Яна Младшего продолжают обращаться к теме аллегорий, пейзажей натюрмортов и иным композициям, которые отличаются большим количеством мелких деталей. Лучшие работы художника– это крупные и красочные пейзажи.

«Аллегория войны» (1649) Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Крестьянское подворье» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Морской берег с руинами замка» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Пожар в деревне» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

«Сгон животных в Ноев ковчег» Источник: http://art-assorty.ru/3770-yan-breygel-mladshiy-kartiny.html

Абрахам Брейгель

Абрахам Брейгель (1631-1697) — итальянский художник эпохи барокко, фламандец по происхождению. Был вторым сыном Яна Брейгеля Младшего и самым одарённым из всех детей. Художественное образование начал осваивать в мастерской отца, продолжил в Антверпене и через 2 года отправился в Рим, где и остался жить.

Абрахам Брейгель специализировался на создании цветочных и фруктовых натюрмортов, на создании натюрмортов с одной фигурой, как правило, женской. Его творчество – декоративное и роскошное – впитало в себя любовь к природным краскам Яна Брейгеля Младшего.

«Букет в бронзовой вазе» (1670) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

«Венок цветов» (1660) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

 

«Молодая дама выбирает смоквы» (1669) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

 

«Натюрморт» (1669) Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

«Фруктовый натюрморт» Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3266779/post121790078/

Автор: Анастасия Платетская