Последнее время Москву захлестнула мода на произведения Франсиско Гойи. Офорты испанского мастера увидели посетители выставок «Свидетельства» в музее современного искусства «Гараж» и выставки «Капричос» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Кульминационной точкой «гойемании» стала экспозиция «Франсиско Гойя: красный монолит», действовавшая в течение двух февральских дней в Музее Декоративно-Прикладного и Народного Искусства. Накануне открытия выставки, 22 февраля, состоялся закрытый вечер при поддержке Aльфа-Банка, Lamborghini Москва и Посольства Испании в РФ, который посетил наш корреспондент.
В рамках экспозиции были представлены офорты из четырех серий Гойи: «Пословицы», «Ужасы войны», «Коррида» и «Капричос» первого издания, ранее никогда не бывавшие в России. Почему их всех объединили под названием «красный монолит»? Красный цвет – доминанта в работах Гойи, хоть его не увидишь на черно-белых офортах. Образ красного символизирует страсть, сопротивление, надрыв, власть, – категории, которые можно чувствовать в произведениях испанского мастера.
Темы для серий работ Гойя брал из испанской истории рубежа XVIII — XIX веков. Он был свидетелем героической борьбы испанского народа с наполеоновским нашествием, двух испанских революций и реакции во время правления Фердинанда VII, а также французской революции 1789 года. В офортах Гойи отражены ужасы войны: телеги с мертвецами, повешенные и забитые люди, женщины, подвергающиеся насилию. Неприятие войны художником читается в названиях офортов: «Я видел это!», «Невозможно видеть это!»
Имя Гойи осталось в истории искусства как символ независимости, как революционная идея изменить общество через раскрытие его пороков и недостатков. Посмотрите на офорты художника, и вы почувствуете его нелюбовь к бестолковой бюрократии и отсталому дворянству, ненависть к засилью церкви и инквизиции и, конечно же, протест против войны.
Автор текста и фото: Елена Дмитриева