Ежедневно миллионы людей встречаются друг с другом, общаются, передают знания, контактируют. Взаимодействуя каждый день, они неосознанно формируют своеобразные практики, которые в будущем снова с успешностью применяют. Подобные практики в результате постоянного повторения закрепляются в сознании и создают так называемый «фрейм». Можно предположить, что всё межличностное взаимодействие зиждется именно на этих фреймах. Но так ли это на самом деле, или человек способен общаться с другими без заданных им же самим практик, и фреймы ему не нужны?
Термин «фрейм» сам по себе нельзя со стопроцентной уверенностью отнести только к социологии. Следы теории фреймов также можно найти в лингвистике, психологии, кибернетике и в исследованиях, посвящённых искусственному интеллекту. Это межпредметное явление, и, соответственно, к нему существуют различные подходы. Российский социолог В. Вахштайн, активно разрабатывающий теорию фреймов, утверждает,[1] что существует два направления развития этой теории:
1) социолого-психологическое направление;
2) кибернетико-лингвистическое направление.
Оба этих течения развиваются параллельно, но не пересекаются друг с другом. Наиболее яркими представителями первого подхода являются И. Гофман и Г. Бейтсон, второго – М. Минский и Ч. Филмор.
«Фреймы — единицы информации, на которых человек строит для себя прогнозы на будущее и конструирует своё последующее поведение»
Согласно первому подходу, фрейм изначально определялся как метакоммуникативное образование, независимое от его содержания и контекста сообщения.[2] Такая трактовка термина являлась лишь основой для последующего формирования И. Гофманом определения, которое в настоящее время используется в социологии. Учёный считал, что фрейм в одно и то же время является и синонимом ситуации, и её определением, а также матрицей возможных событий в этой ситуации.[3] Помимо этого, И. Гофман предполагал,[4] что фрейм может содержать в себе и такую функцию, как средство интерпретации ситуации. Таким образом, согласно социолого-психологическому подходу, фрейм – это не что иное, как ситуация, которая и является своим собственным определением.
Что же касается кибернетико-лингвистического подхода теории фреймов, то он стал формироваться, прежде всего, благодаря М. Минскому. Разрабатывая свою теорию искусственного интеллекта, он использовал термин «фрейм», чтобы с его помощью определить статистическую информационную структуру. Чуть позже он начал определять это явление как единицы информации, на которых человек строит для себя прогнозы на будущее и конструирует своё последующее поведение.
Общие черты, присущие как кибернетико-лингвистическому, так и социолого-психологическому направлению заключаются в том, что:
- Фрейм во всех подходах представляет собой определённую структуру.
- Фрейм строится на знаниях и ожиданиях от ситуации.
- Фрейм представляет какую-либо значимость для субъекта, который попадает в него.
Помимо этого, И. Гофман выделил черты, присущие каждому фрейму.[5]
Во-первых, эти феномены являются достаточно изменчивыми, но в то же время им свойственна стабильность. Это противоречие можно достаточно легко объяснить. Изменчивость фреймов заключается в том, что они формируются для каждого человека и для каждой ситуации совершенно по-своему. Постоянство же этого явления связано, прежде всего с тем, что конкретная ситуация создаёт свой собственный фрейм, который достаточно трудно изменить.
Во-вторых, эти паттерны поведения создаются человеком неосознанно, и при каждой попытке как-либо на них повлиять они разрушаются. Однако подобные ситуации происходят достаточно редко, и через определённый период времени фрейм восстанавливается, стоит лишь человеку перестать пытаться контролировать своё поведение.
«При формировании фрейма сознание опирается на какой-то идеальный тип, который должен существовать в обществе, однако же этот тип создаётся самим человеком благодаря культуре, доминирующей в обществе»
Согласно И. Гофману каждую минуту происходит фреймирование реальности — постоянно формируются всё новые и новые фреймы. Процесс их создания социолог представляет следующим образом:[6] вне нашего сознания существует определенный идеальный тип фрейма, который каждый человек соотносит с реальной ситуацией, в которую он попадает. В результате его действий идеальный фрейм деформируется и таким образом создаётся новый, который и закрепляется в сознании человека и используется индивидом при следующем попадании в какой-либо фрейм.
В настоящее время фреймы используются как инструменты в различных науках (как социальных, так и технических), а также в повседневной жизни. Например, теория фреймов активно разрабатывается в педагогике, чтобы учителю было легче формировать своё поведение в классе.
Однако наибольшую популярность эта теория получила именно в социологии. До её возникновения социологи сталкивались с проблемой изучения повседневных практик людей из-за отсутствия конкретного метода их анализа и объяснения. С появлением фрейм-анализа стало возможным изучение, например, рутины, а также элементарного взаимодействия между индивидами. Также с помощью теории фреймов социологи смогли своеобразным способом «закодировать» поведение человека, а также увидеть, какие латентные функции может выполнять тот или иной акт его взаимодействия.
Положительные черты и критика теории фреймов
Концепция фреймов является достаточно важной для современной науки и имеет большое количество плюсов.
Во-первых, сама структура фрейма, то есть его основанность на знании, позволяет учёным (например, лингвистам или психологам) проследить его развитие для того, чтобы выявить нужные им явления. Для лингвистов фреймы могут быть полезны, чтобы объяснять происхождение тех или иных слов, в то время как психологи могут на основании фреймов определить, почему человек думает и действует тем или иным образом.
«Изменчивость фреймов заключается в том, что они формируются для каждого человека и для каждой ситуации совершенно по-своему»
Во-вторых, фреймы выстраивают определённую структуру, что помогает учёным проследить, из чего зародился фрейм, каковы были его предпосылки, как он развивался и формировался в сознании человека, и как он в итоге закрепился. Таким образом, он может быть использован абсолютно в любой сфере науки.
В-третьих, универсальность фрейм-анализа помогает учёным рассматривать одни и те же события со свойственных их наукам сторон по той причине, что один и тот же фрейм может быть отнесен к разным сферам науки, и, соответственно, трактоваться в них по-своему. Так, например, фрейм перехода дороги на коротком участке дороги на красный свет можно рассмотреть как с точки зрения социологии повседневности, так и с точки зрения социологии пространства или же социологии города.
Помимо явных достоинств у теории присутствует и целый ряд недостатков, например, некоторые социологи предполагают, что фрейм, который обозначил И. Гофман, является лишь игровым, а, таким образом, вся жизнь человека, состоящая из фреймов, тоже превращается в игру.
«Согласно И. Гофману, каждую минуту происходит фреймирование реальности — постоянно формируются всё новые и новые фреймы»
Неоднократно теория фреймов подвергалась критике с той стороны, что она рассматривает повседневные явления в концепции «здесь и сейчас». Получается, что фреймы формируются из определённых типов только в момент взаимодействия между людьми и не сохраняются в социуме на протяжении долгого времени. Можно возразить, что при формировании фрейма сознание опирается на какой-то идеальный тип, который должен существовать в обществе, однако же этот тип создаётся самим человеком благодаря культуре, доминирующей в обществе.
Связь фрейма и культуры – достаточно странное явление. С одной стороны, никто не спорит, что фрейм – это культурный элемент, давно сформированный в обществе. С другой стороны, фреймы могут конструировать саму культуру в случае, если они давно существуют в обществе и имеют достаточно сильное влияние. Примером подобной ситуации может служить формирование образа города у приезжих. Каждый город разделён на различные зоны, характеризующиеся определёнными фреймами. Приезжий обладает своими собственными фреймами, характерными для его города. Под влиянием фреймов нового места у человека формируется новая культура поведения, которой он следует.
Теория фреймов является достаточно важной в жизни человека по нескольким причинам: во-первых, фреймы формируют его поведение в обществе относительно культуры, которая главенствует в нем, а, во-вторых, они позволяют учёным проанализировать не только поведение человека, но также другие феномены, определяющие его повседневную жизнь.
Автор: Алексей Волохович
[1] Вахштайн В.С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2011. С.42-43.
[2]Вахштайн В.С. Памяти Ирвинга Гофмана // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2007. № 3 (83). С. 141-151.
[3] Там же.
[4] Там же.
[5]Батыгин Г. С. Континуум фреймов: социологическая теория Ирвинга Гофмана // Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта: Пер. с англ. / Под ред. Г. С. Батыгина и Л. А. Козловой; вступит. статья Г. С. Батыгина. — М.: Институт социологии РАН, 2003. — С. 7-57. — С.42-43.
[6]Вахштайн В.С. Социология повседневности и теория фреймов. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2011.