У французского кинематографа своеобразное чувство юмора, и «Вечно молодой» (в оригинале «Рок-н-ролл»), новый фильм Гийома Кане с ним же в главной роли, демонстрирует эту исключительную черту в лучшем свете. Фильм начинается как комедия, потом переходит в драму, затем в трагедию, а в целом выглядит театром абсурда.

Из истории жанровой принадлежности

Вплоть до Брехта и Чехова жанровая принадлежность театральных произведений была непоколебимым столпом, на который ориентировались драматурги. Апологетами и идеологами выступали:

  • В эпоху античности – Аристотель;
  • В эпоху классицизма – Пьер Корнель;
  • В эпоху сентиментализма – Фридрих Шиллер.

Все они задавали чёткое разделение между комедией и драмой, смешным и грустным. Эпоха реализма в XIX веке заставила театральных писателей взглянуть на жанры иначе, но не радикально. Например, творчество А. Островского, А.К. Толстого еще было подчинено привычной канве эмоционального воздействия на зрителя. Но Чехов и Брехт стремились передать идею жизни и поэтому создали каноны «новой драмы», которая сочетает непосредственно драматическое и комическое. И французское кино до сих пор развивается в этом русле.

Добавим немного рок-н-ролла

Фильм рассказывает о Гийоме Кане, актере 42 лет (да-да, о том самом Гийоме Кане), у которого начался кризис среднего возраста. Главный герой настолько тяжело это переживает, что пускается во все тяжкие. Исполнитель главной роли, который сам же поставил картину и назвал персонажа своим же именем, идет по пути Вуди Аллена, когда через комедию показывает сомневающегося в своей жизни человека. Первые 15 минут фильма — легкое и непринужденное веселье. Зрелище кажется достаточно предсказуемым: именитый актер, симпатичная жена, работа-дом.

Но режиссёр решает, что в погоне за исключительными впечатлениями настало время дерзкой жанровой игры: он неожиданно для зрителя вводит истинно драматический бунт маленького человека. Главный герой становится рупором основной идеи – поиска ответа на вопрос, как не постареть и открыть в себе рок-н-ролл.

Вторая композиционная часть фильма посвящена именно поиску внутренней энергии рок-н-ролла. Гийом Кане чутко уловил идею того, что старый дух рок-н-ролла выглядит сейчас иначе: это больше не кожаные куртки, бесконечный протест и вызов обществу. Драма поисков обещала выглядеть единообразно хотя бы в жанровом стиле, но режиссер раскалывает вторую композиционную часть пополам, переводя в трагедию. Герой Кане находит свою свободу в бодибилдинге и пластической хирургии.

Сложно наверняка утверждать, визуализированный портрет ли это Дориана Грея, но факт остаётся таковым — главный герой физически уродует себя и считает это нормальным, подчеркивая в разговоре с супругой «Это по-прежнему я…».

Казалось, можно бы и остановиться: зритель пережил комедию, драму, трагедию, куда больше? Третью композиционную часть — кульминацию — Гийом Кане превращает в откровенно американскую мелодраму: закадровая музыка а-ля Селин Дион в исполнении Марион Котийяр, любовные сцены в комедийном ключе и немотивированное разрешение кульминации.

Ощущения от жанрового коктейля

Наблюдения в зале: публика искренне смеялась, даже хотя, с точки зрения смеси жанров, выглядят некоторые композиционные переходы неуклюже.

Однако картина, в целом, снята очень качественно, и лучше рассматривать её постоянные переходы как набор тематических короткометражек о жизни Гийома Кане под условными названиями:

  • «Гийом и его жизнь»,
  • «Гийом в поисках рок-н-ролла»,
  • «Гийом и его новое лицо»,
  • «Гийом и его новые друзья-крокодилы» (это не шутка).

Если же рассматривать «Вечно молодого» как целостный фильм, из-за жанрового разнообразия вас может настигнуть впечатление, что «смешались в кучу кони, люди (и крокодилы)» — неумолимый театр абсурда.

Сочетание драмы и мелодрамы, трагедии и комедии нисколько не мешает зрителям почувствовать доброту героев и любовь режиссера и всей команды создателей к своему делу. Актеры играют так, как им нравится. Гийом Кане заслуживает уважения за искренность фильма, который был снят, чтобы весело провести время и посмеяться над своей профессией.

Автор: Пётр Ермаков

Пресс-показ организован порталом Киноафиша при поддержке бренда «Лев Голицынъ»