Центр документального кино выпустил в прокат долгожданный фильм «Woman» («Женщина»). Международный проект собрал рассказы 2000 женщин из 50 стран мира. Это уже вторая совместная режиссёрская работа известного французского фотографа Яна Артюс-Бертрана и журналистки украинского происхождения Анастасии Миковой. Дебютом была вышедшая в 2015 году картина «Human» («Человек»). В Международный день борьбы женщин за мир рассказываем, почему новый фильм не мог не появиться на свет. 

Работа над проектом заняла около четырёх лет, а мировая премьера состоялась на Венецианском кинофестивале в 2019 году. Многие считают «Woman» продолжением нашумевшего в своё время фильма «Human», который представляет собой коллективный портрет всего современного человечества. Огромное кинополотно, сочетающее в себе удивительную аэросъемку Яна Артюс-Бертрана и интервью с совершенно разными людьми со всей планеты, стало отправной точкой для размышления на тему «Что делает нас людьми?».

Кадр из фильма. © Центр документального кино

Теперь слово дали женщинам. Фильм можно назвать своеобразной мозаикой женских эмоций и состояний, из которой возникает болезненный, но обнадеживающий коллективный портрет. Героини всех возрастов, национальностей, профессий и социальных слоев рассказывают о своей жизни. Несмотря на многочисленные трудности, они полны решимости изменить этот мир к лучшему. 

Кадр из фильма. © Центр документального кино

И речь здесь вовсе не о феминизме. В новую эпоху, когда женские голоса не просто звучат, а звучат намного громче, чем раньше, цель создателей картины – попытаться решить существующие проблемы и примирить представителей обоих полов. Важно достучаться до каждого человека, чтобы, выйдя из кинозала, он подумал:

Так не должно быть. Надо что-то менять.

Пожалуй, глупо и неправильно видеть здесь феминистские идеи – задумка режиссеров намного глубже.

Ян Артюс-Бертран и Анастасия Микова на снимке Питера Линдберга. © Peter Lindbergh

«Идея фильма возникла у нас во время работы над предыдущим проектом «Human». Он также был основан на рассказах от первого лица. Когда мы брали интервью у мужчин, женщин и детей со всего мира, мы почувствовали, что женщины как-то по-особенному смотрят на жизнь. Не лучше и не хуже мужчин, просто иначе. Тогда мы поняли, что они хотят поговорить, хотят быть услышанными. Уже более пятнадцати лет я занимаюсь подобными проектами, и еще десять лет назад было абсолютно невозможно найти женщину, готовую поделиться своей личной историей на камеру. А на съёмках «Human» они сами подходили к нам, чтобы обо всем рассказать. 

И когда мы с моим сорежиссёром Яном Артюсом-Бертраном стали обсуждать идею следующего фильма, стало очевидно, что настало время дать голос женщинам. Ситуация в мире изменилась, теперь женщины со всего мира готовы взять слово. Это было четыре года назад, почти за два года до «дела Вайнштейна» и появления движения #Metoo», – рассказывает Анастасия Микова.

Кадр из фильма. © Центр документального кино

Фильм потрясает зрителя предельной откровенностью и настоящими, не наигранными эмоциями. Он становится отражением тех несправедливостей, от которых сегодня страдает большинство женщин. Многие из них не выбирают свою жизнь, этот выбор делают за них другие: семья, государство, общество. Культура и религия калечат их и в физическом, и в психологическом смысле. Женщин насильно выдают замуж, они не имеют права голоса или даже простого права выходить на улицу без сопровождения мужчины. «Что случилось с человечеством, которое решило причинить столько страданий женщинам?» – вопрошает один из сотен голосов. Почему в XXI веке в мире продолжают царить несправедливость, насилие и дискриминация? 

Кадр из фильма. © Центр документального кино

Вы услышите рассказы женщин, которые впервые в жизни смогли поделиться с кем-то своей личной историей, – королевы красоты и главы государств, крестьянки из бедных сел и водители автобусов, жертвы ИГИЛ (запрещённой на территории РФ террористической организации) и сексуального рабства. Всех их объединяет одно – им есть, что сказать. С одной стороны, масштабный документальный фильм рисует каждую историю уникальной, а с другой – показывает, как много объединяет женщин по всему миру. 

Двухчасовая кинокартина состоит из монологов героинь, которые сидят перед камерой (немного стесняясь, но стараясь выглядеть уверенно) и рассуждают обо всех аспектах жизни женщины: материнстве, образовании, финансовой независимости, карьере, браке, любви, религии, красоте, моде. Они не обходят стороной и самые интимные, часто табуированные темы – сексуальность, менструацию, отношение к своему телу. 

Кадр из фильма. © Центр документального кино

«Особое место в фильме занимает тема домашнего насилия – эта проблема остро стоит во многих странах мира. В России, где нет закона о домашнем насилии, она особенно важна. Я думаю, фильм поможет многим понять, как опасно сегодня быть женщиной», – комментирует представительница Центра по работе с проблемой домашнего насилия «Насилию.нет» Диана Барсегян.

Некоторые истории шокируют. Женщины появляются в кадре с обожжёнными кислотой лицами и говорят, что в их стране такие издевательства происходят буквально каждый час. Считается нормальным ударить жену по лицу с такой силой, что она потеряет зрение, бросить в неё что-то острое или тяжелое во время ссоры или придушить её детей. Две женщины со слезами на глазах вспоминают процедуру женского обрезания и задаются вопросом, почему с ними случился этот ужас. «Потому что ты родилась девочкой», – так им отвечали в детстве. 

Кадр из фильма. © Центр документального кино

Особенно жуткое впечатление производят рассказы женщин, попавших в сексуальное рабство или в плен к ИГИЛ. Героиня не хочет вспоминать те страшные минуты, когда при ней насиловали девятилетнюю девочку, но она ничего не могла сделать: «Нас обменивали на пять долларов, пачку сигарет или отдавали бесплатно… Я никогда раньше не слышала о том, что девушку можно продать, купить, подарить. Однажды к нам пришли надзиратели. Один из надзирателей ИГИЛ. Он выбрал девятилетнюю девочку. Увёл её наверх. И начал насиловать. А она кричала. Но что мы могли сделать? Тридцать женщин слышали крики ребенка и даже слова не могли сказать».

Нас обменивали на пять долларов, пачку сигарет или отдавали бесплатно…

Многие внутренние сюжеты построены на контрасте, как в случае с историями про аборты: китаянка рассказывает, как её заставили сделать аборт на восьмом (!) месяце беременности, а ирландка вспоминает, как ездила делать аборт в Британию, потому что в её стране они были запрещены. Жизнь женщины в разных уголках мира складывается по-разному. Но фильм подчеркивает необычайную силу характера и стойкость, присущие всем современным женщинам.

Кадр из фильма. © Центр документального кино

Смотришь на экран и невольно восхищаешься естественной и такой разной женской красотой: лица героинь неповторимы и уникальны, от них веет теплом и позитивом, а за улыбкой скрываются боль и пережитые страдания. Авторы кинокартины акцентируют внимание зрителя на том, как сложно женщинам зачастую рассказать о пережитом опыте:

Самым смелым поступком в моей жизни стал момент, когда я публично сказала: «Я была жертвой сексуального насилия и торговли людьми. <…> Я хотела разорвать порочный круг молчания. Сегодня я знаю, именно из-за этого молчания все стало возможным. <…> Мы говорим – но вы нас не слушаете. Вы затыкаете нам рты.
Кадр из фильма. © Центр документального кино

Один из блоков в фильме посвящен карьере и профессиональному успеху. Женщина-министр из Африки рассказывает о том, как приходила на все ночные собрания, что для неё как для жены и матери было очень неудобно, и даже была пресс-секретарём, выступая по радио и телевидению. Она стремилась доказать всем, что женщина может работать наравне с мужчиной. Многие героини сталкивались с несправедливостью в карьере – мужчинам легче достаются высокие должности, хотя зачастую они менее способны.

«Работая над фильмом, я осознала, насколько мне повезло, – признается Анастасия Микова. – Меня воспитывали родители, которые всегда говорили, что нет ничего невозможного и что я всего могу достичь. Я замужем за человеком, который уважает меня и сам занимается домашним хозяйством, не заставляя меня ничего делать. Я работаю с мужчиной, который известен во всем мире, но который всегда прислушивается к моему мнению. Я была уверена, что таких женщин, как я, много. Но теперь поняла, что моя история – всё еще исключение и большая редкость».

Кадр из фильма. © Центр документального кино

Еще одна из важных тем фильма – тема красоты и принятия себя. С возрастом некоторые женщины перестают чувствовать себя красивыми и вместе с тем любимыми. Одна из героинь плачет, вспоминая своего покойного мужа, и говорит, что в его глазах она всегда была прекрасной, и это придавало ей уверенность в себе. А теперь она ощущает себя неполноценной, ущербной и никому не нужной. Другая женщина иначе относится к своему возрасту: «Я в пятнадцать лет была красотка, и в тридцать была красотка, и теперь в шестьдесят тоже красивая. Всё хорошо. Я не ощущаю себя старой. Жизнь меня потрепала, конечно, но я не старая».

Кадр из фильма. © Центр документального кино

Во время работы над проектом «Woman» режиссеры сотрудничали с великим фэшн-фотографом Питером Линдбергом для исследования отношения женщин к своему телу. Они хотели рассказать, что значит жить в женском теле, не только словами, но и визуально. И Яну Артюс-Бертрану пришла идея снять женщин – таких прекрасных и непохожих друг на друга – обнажёнными. Важно было не сексуализировать женское тело, а показать его с достоинством. Тогда было решено пригласить именно Питера Линдберга, который знаменит своими портретами на нейтральном фоне и без ретуши. Он сразу согласился. А позже признался, что это была одна из самых эмоциональных съёмок в его жизни.

Кадр из фильма. © Центр документального кино

Часть фильма, где женщины стоят в халатах, а потом снимают их и бросают на пол, смотря прямо в камеру, получилось такой сильной именно благодаря таланту Линдберга. В съёмке участвовали женщины, пережившие рак груди, женщины в возрасте… Но перед камерой Линдберга они переставали стесняться своего тела. К сожалению, легендарный фотограф умер за месяц до премьеры, и эта работа в том числе стала оммажем его творчеству. Кинокартину также украсил завораживающий перформанс танцевального коллектива Bandaloop.

Благодаря финансированию со стороны спонсоров команде удалось создать ассоциацию WOMAN(S) – Women on Media And News School, которой будет перечислена вся прибыль от проката. Её цель – обучить медийным профессиям женщин и девочек во всем мире. «Я мечтаю об обществе, в котором нет гендерного неравенства. И очень хочу, чтобы наш фильм внёс свой вклад в создание этого общества», – в этом Анастасия Микова видит предназначение и миссию своего масштабного документального проекта.

Кадр из фильма. © Центр документального кино

«Woman» создан не только для женщин, он содержит все то, о чем женщины хотят рассказать мужчинам, чтобы они их поняли. Что чувствует современная женщина? Чего она ждет от жизни, от общества и мужчин? Как относится к своему телу? К соблазнению? Как материнство меняет её жизнь? Прежде всего, фильм призван вселить надежду в души всех женщин мира. Это не просто очередной документальный проект, а дань уважения всем, кто борется со стереотипами и продолжает верить в себя. Попытка понять прекрасную половину человечества и что-то изменить. Но захотят ли смотреть мужчины такое кино? Будем надеяться, что они его увидят. Ясно одно – женщины больше не хотят молчать.

Фото обложки: Центр документального кино
Автор: Татьяна Конюхова