1 марта в Посольстве Италии состоялась пресс-конференция, посвящённая открытию VII фестиваля итальянского кино «Из Венеции в Москву». На фестивале зрители увидят фильмы 72-й Венецианской биеннале. Все они были отмечены разными наградами, а жанры лент различны: от драмы до комедии, при этом все они отражают яркую и противоречивую жизнь современной Италии и будут интересны как давним поклонникам итальянского кино, так и тем, кто только начали им увлекаться. Кинофестиваль прошёл в Москве с 1 по 6 марта в кинотеатре «Иллюзион».

В конференции приняли участие Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини, Директор Итальянского института культуры в Москве Ольга Страда, представитель спонсора фестиваля – Банка Интеза, а также актёры (Массимилияно Галло, Роберта Маттей), режиссёры (Джузеппе Гаудино, Изабелла Сандри, Карлотта Черкуетти) и продюсер Джованни Кассинелли. Модератором пресс-конференции выступил специалист в области современного кино Всеволод Коршунов.

Открывая конференцию, Всеволод Коршунов отметил, что итальянское кино XXI века приобретает новые черты, не забывая о традициях. Об этом говорят современные работы Паоло Соррентино и Джанфранко Рози, награждённые самыми почётные мировыми кинопремиями – «Оскаром» и «Золотым львом».

«Итальянское кино XXI века приобретает новые черты, не забывая о традициях»

Посол Италии в России Чезаре Мария Рагальини обратил внимание на роль кинематографа в развитии российско-итальянских отношений. По словам господина посла, об этом неоднократно говорили в ходе встреч в прошлом году министр культуры России Владимир Мединский и Италии Дарио Франческини. Сотрудничество наших стран в области кино привело к появлению таких шедевров, как «Подсолнухи» с Софи Лорен, «Красная палатка», «Ватерлоо», «Очи чёрные» с Марчелло Мастроянни и фильма 2009 года «Десять зим». Сейчас развивается проект Андрея Кончаловского «Il Peccato», посвящённый жизни Микеланджело.

Господин Рагальини отметил, что для Италии проведение кинофестивалей за рубежом – предмет национальной гордости, и что кино позволяет раскрыть таланты молодых итальянских актёров и режиссёров. Италия – единственная страна, которая проводит в России целых два кинофестиваля ежегодно. В этом году, подчеркнул господин посол, фестиваль «Из Венеции в Москву» впервые пройдёт не только в Москве, но также в Санкт-Петербурге и Новосибирске. В заключение своей речи посол Рагальини призвал всех присутствующих к аплодисментам легендарному итальянскому композитору Эннио Морриконе, который днём ранее был награждён своей второй премией «Оскар».

Режиссёры и актёры, выступавшие на пресс-конференции, ответили на все вопросы представителей СМИ. Самыми животрепещущими стали вопросы о том, почему среди представленных фильмов много копродукции, но нет ни одного, произведённого совместно с Россией; а также почему итальянское кино стало отражать проблемы итальянского общества, чего не было 10-15 лет назад? Ответы господина посла и представителей кинематографа были полны оптимизма и дружеского юмора. Так, господин Рагальини на вопрос о кризисе мирового кинопроцесса, который не обошёл и Италию, заметил, что «в Италии принято говорить о кризисе во всём и всегда». Актриса Роберта Маттей («Не будь злым») рассказала о молодых итальянских актёрах, их целях, и поделилась впечатлениями от встречи с российскими студентами киноискусства. Карлотта Черкуетти, режиссёр «Бара Гарри», поведала об интересных фактах, окружающих создание этого документального фильма.

По окончании пресс-конференции корреспонденту THE WALL удалось пообщаться с Робертой Маттей.

Здравствуйте, Роберта! На пресс-конференции мы обсуждали темы итальянского кинематографа, и было отмечено, что в последние годы он развернулся к отражению наиболее острых проблем итальянского общества. На в взгляд, с чем это связано и какова цель такого кино?

Безусловно, Италия сейчас переживает не только экономический, но и культурный кризис, начавшийся около двадцати пяти лет назад. Раньше культура театра, кино лучше поощрялась, а в последние десятилетия она деградировала. Возникает потребность рассказывать о проблемах итальянского общества, часто в шутливой, самоироничной манере. Такими проблемами являются, например, взаимоотношения государства и мафии, заброшенность окраин, безработица, а также отношения между людьми – эти новые капиталистические отношения в стране, которая никогда капиталистической не была.

Значит, одна из целей – показать итальянскому правительству, что ему нужно активнее действовать, чтобы разрешить этот всеобъемлющий кризис?

Да, конечно. Одна из целей – показать, что страна, оставленная без правительства, обречена на гибель. Мы надеемся, что нам это удастся: итальянские политики очень глухие. Но важно донести это не только до государства, но и до народа. Люди сейчас стараются игнорировать проблемы, но их нельзя скрывать, нужно понимать их причины.

Когда такие итальянские фильмы показывают публике за рубежом, что вы чувствуете? Грусть или, может быть, смущение, стыд?

Смущение, стыд – нет. Грусть – да, конечно. Нам грустно рассказывать, что в Италии всё не очень хорошо устроено. Но стыда нет. Он означал бы, что я не люблю свою страну, свою культуру, свой народ.

Но вы всё равно смотрите в будущее с оптимизмом, с надеждой, что всё изменится к лучшему? Только действовать должны не только правительство, но и люди?

Конечно, верю! Инициатива должна исходить от людей.

Ведь культурный кризис охватывает не одну только Италию…

Верно. Это типично для всего капиталистического мира.

Роберта, фестиваль «Из Венеции в Москву» проходит не только в России, но и в других странах. Российские зрители показывают себя наиболее преданными поклонниками итальянского кино?

То, что нашим фильмам уделяет внимание Москва – это для нас честь, поскольку в области культуры вы находитесь на великолепном, очень высоком уровне. Интерес Москвы – это для меня признак настоящего качества кино.

Поговорим о современном российском кино. Вы следите за ним?

К сожалению, у нас в Италии не так много возможностей познакомиться с российским кинематографом. Кроме имён Михалкова и Сокурова, почти ничьи имена в Италии не звучат. Было бы замечательно, если бы вы организовывали фестивали своего кино у нас так же, как мы показываем свои фильмы у вас.

Да, надеемся, что скоро такие фестивали появятся. Роберта, большое спасибо за уделённое время!

Текст: Наталья Клименко

Фото: Елена Давыдова