Существует немало фильмов (большинство из них непременно относят к жанру фэнтези), в которых одновременно показывается два мира, причём оба они реальны и не полностью друг от друга изолированы. Главный герой по стечению обстоятельств пересекает границу между ними, и для того, чтобы вернуться в свой мир, ему необходимо пройти через ряд испытаний.

Есть и другие фильмы, также показывающие два мира, один из которых, однако, существует лишь в сознании героя, а потому границы между ним и так называемым «реальным» нечёткие. Герои следующих кинолент по разным причинам уходят в свои фантазии и принимают решение: оставаться в них или принять действительность.

Запределье/The Fall (2006), реж.: Тарсем

Кадр из фильма «Запределье»

Сюжет фильма разворачивается в Лос-Анджелесе 1915 года. Первые кадры – отрывок вестерна, в съёмках которого в качестве каскадёра участвовал Рой. Опасный трюк стоил герою серьёзной травмы, и теперь он находится в госпитале, где, лишённый способности ходить, впадает в отчаяние после измены возлюбленной. Там он встречает Александрию – пятилетнюю девочку со сломанной рукой, для которой придумывает историю. Так начинается рассказ о пяти разбойниках, посвятивших жизнь мести губернатору, причинившему боль им и их близким. Среди них бывший раб, индиец, итальянский революционер, Чарльз Дарвин, а также Чёрный бандит – известный головорез. Александрия наделяет их внешностью знакомых ей людей: санитаров, доставщика льда, актёров и самого Роя. На ход повествования влияют события, происходящие с Роем, его внутренние переживания, из-за которых он заставляет страдать героев своей сказки.

«Запределье» – невероятно красивая работа Тарсема Сингха, одно из главных достоинств которого – умение рисовать образами. И такое впечатление складывается не только от пейзажей, предстающих перед зрителем (даром, что съёмки проходили в 26 уголках планеты), но и от сочетания красок, света и тени. По признанию режиссёра, влияние на его работы оказали картины Андрея Тарковского, в частности в «Запределье» есть сцена, где использовался тот же оптически-световой приём, что и в «Андрее Рублёве» (1966).

Примечательно, что в фильме не содержится ни одного кадра со спецэффектами, а в финале этого своеобразного оммажа мастерам немого кино показывается ряд опаснейших трюков, выполненных каскадёрами начала прошлого века.

Выкорми ворона/Cría cuervos (1975), реж.: Карлос Саура

Кадр из фильма «Выкорми ворона»

«Выкорми ворона, и он выклюет тебе глаза» — так звучит испанская пословица. Её значение относится к детям, воспитывать которых непросто. Также смысл этой фразы в том, что любое зло обернётся против совершившего его. И данному фильму, пожалуй, подходят оба варианта.

Вскоре после смерти матери, болевшей раком, три сестры лишаются отца и остаются на попечении тёти, которая решает навести дома порядок. Ана, средняя из сестёр, не оплакивает отца, так как винит его в несчастье и боли матери. Она считает, что сама убила его, подсыпав в стакан с молоком страшный яд, «пол-ложки которого убивает слона». Мать рассказала ей о смертельном действии порошка, поэтому Ана хранит его в подвале.

Не смирившись с потерей близкого человека, девочка населяет реальный мир образами. В своём мире она верит, что способна убивать, только захотев (например, во время игры в прятки, она заставила сестёр умереть, а затем воскресила их), но сама умереть не может: в своей фантазии она прыгает с крыши, но не разбивается, а парит подобно птице.

Ана видит в смерти избавление от горя, которое приносит жизнь. Для неё это действительно уход, как в песне Jeanette «Porque te vas», неоднократно звучащей в фильме.

Голоса/The Voices (2014), реж.: Маржан Сатрапи

Кадр из фильма «Голоса»

Довольно неоднозначный (с позиции жанра) фильм иранской писательницы и художника Маржан Сатрапи об ужасах одиночества и попытках избавиться от него.

Главный герой – Джерри – с виду приятный, жизнерадостный парень, работающий в отделе доставки на заводе по производству сантехники. Он влюблён в свою коллегу, англичанку Фиону, которую стесняется пригласить на свидание. А ещё он душевно болен и слышит голоса, например, своих домашних питомцев: кота, подстрекающего его к убийствам, и пса, отговаривающего Джерри от совершения очередного преступления. Он исправно посещает психотерапевта, но не принимает назначенные ему антипсихотические препараты, ведь с ними реальность видится ему серой и скучной, а со временем и пугающей.

Наблюдение за ростом внутренних конфликтов Джерри заставляет искренне сопереживать герою. Естественная развязка подчёркивает одновременно абсурдность и драматичность произошедшего на экране.  

Там, где живут чудовища/Where the wild things are (2009), реж.: Спайк Джонс

Кадр из фильма «Там, где живут чудовища»

Фильм – экранизация одноимённой детской книги писателя и художника Мориса Сендака.  Главный герой – девятилетний мальчик Макс. У него есть старшая сестра, предпочитающая проводить время со своими друзьями, а не с ним, и мать, занятая работой, а в свободное время пытающаяся наладить личную жизнь. Макс, предоставленный сам себе, играет с выдуманными персонажами, но требует внимания своей семьи. Однажды после ссоры с матерью он убегает из дома и попадает в страну, где встречает семерых мохнатых великанов – «чудовищ», – избирающих его их королём. Все прислушиваются к нему и ждут, что он избавит их от тоски и одиночества. Однако один тарарам тут не поможет, и мальчик сталкивается с трудностями в разрешении конфликтов своих новых знакомых.

Фильм нельзя назвать детским: проблемы, затрагиваемые в нём, близки скорее взрослым. Да и «чудовища» при внимательном рассмотрении – это не мифические существа, а разноплановые вариации самого Макса: пытаясь сплотить их, мальчик (хотя мы и не замечаем явной рефлексии героя) разбирается в себе.

Король-рыбак/The Fisher King (1991), реж.: Терри Гиллиам

Кадр из фильма «Король-рыбак»

Картина, явно выделяющаяся на фоне прочих работ Терри Гиллиама (хотя бы потому, что по сравнению с другими в ней нет буйства образов, вычурности исполнения идеи, к тому же это первый фильм, в написании сценария к которому режиссёр не принимал участия). «Король-рыбак» – фильм о том, как забота о другом человеке помогает обрести себя.

Повествование начинается с представления успешного и циничного радиоведущего Джека, после неосторожных слов которого неуравновешенный слушатель его шоу совершает расправу в кафе, где отдыхают состоятельные люди. После этого жизнь и карьера Джека идут под откос: он спивается и, потеряв смысл дальнейшего существования, собирается покончить с собой. Судьба сталкивает его с Пэрри – безумным бродягой, чья жизнь рухнула в тот же день – одной из убитых в кафе была его жена. Бывший профессор истории, не сумев оправиться от потрясения, погружен в вымышленную реальность с маленькими человечками и одержим идеей достать Священный Грааль (увиденный им в газете на снимке апартаментов нью-йоркского миллиардера). Джек чувствует себя обязанным помочь Пэрри, так как винит себя в случившемся с ним. На пути к их цели новые друзья проходят через ряд испытаний, обретая в результате большее, чем кубок – душевную близость и вкус к жизни.

Автор: Дарья Юрикова

Источник фото: http://www.kinopoisk.ru/