В ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Лицом к будущему. Искусство Европы 1945 – 1968».
«Картины художников Западной и Восточной Европы, а также СССР представлены вместе, тем самым они вписаны в контекст послевоенного искусства»
Здесь можно увидеть многочисленные послевоенные течения и открыть для себя восточноевропейских художников, которые не уступают также присутствующим известным мастерам, таким как Пабло Пикассо, Люсьен Фрейд, Ив Кляйн, Марк Шагал.
Изначально скульптор работал с образом измождённого солдата времён Третьего рейха. В то время Прометей служил символом творческого начала и идеалом нового человека.
Проект о связи восточного и западноевропейского искусства продолжается второй год, и за это время выставка уже показывалась последовательно в Брюсселе и Карлсруэ. Несмотря на то, что состав экспозиции каждый раз претерпевал изменения, принципиальная концептуальная позиция остается неизменной — это взгляд на послевоенное искусство и культуру Западной и Восточной Европы как на единую историю, созданную усилиями мастеров разных стран, к каким бы политическим лагерям они ни относились.
Чёрный цвет и кусок проволоки служат метафорой ужаса, пережитым Армандо. Юношеские годы художника прошли неподалёку от пересыльного лагеря Амерсфорт, окружённого колючей проволокой.
Некоторые художники участвовали в военных действиях, фотографии показали ужасы войны, этот опыт необходимо было превратить в послание на будущее. Реалистические средства для переосмысления опыта войны не подходили – нужна была новая живопись. Модернистские и постмодернистские направления XX века приняли этот вызов: экспрессионизм, сюрреализм, абстракцию в самом широком диапазоне — от информеля и экшн-пейнтинга до геометрии — оп-арт, кинетизм, конкретное искусство, концептуализм и новые медиа; а также и искусство реализма (для передачи мирной жизни). Появилась тенденция к выходу за рамки картины в 1960–х. В те годы начинаются эксперименты группы Fluxus, Zero, венских акционистов, появляются первые перформансы в зарубежных странах.
Художники убедились, что искусство не в силах изменить мир, но может повлиять на восприятие опыта в другом ключе.
Автор: Наталья Белова
Фото: Глеб Виноградов