В зависимости от контекста и обстоятельств состояние тишины в нашем сознании раскрывается по-разному. Например, минута молчания обладает особым смыслом для выражения памяти жертвам войны. А что значит молчание для артиста? Или художника? Помните ли вы, когда в последний раз были в тишине? Мы решили с разных сторон посмотреть, что значит тишина, и как она может нам помочь.

Фото: Yonatan Anugerah, Unsplash

Контекст

Представьте себе, что вы находитесь на ретрите или медитации в закрытом буддистском храме, где нельзя произнести ни слова. Вас окружает полная тишина. А потом вы выходите на улицу в поток шумных сирен автомобилей, мопедов, музыки и телефонных уведомлений.

Даже если мы решим не использовать медиа, мы все равно будем окружены источниками информации, будь то баннер в метро или музыка в кафе

Шум вокруг нас значительно увеличился с прошлого века. Но это связано не с громкостью растущих городов, транспорта или торговых центров, но с интенсивностью. Шум проник в те сферы жизни, которые раньше человек оставлял для уединения. Например, когда мы хотим расслабиться, мы чаще всего заходим в социальные сети, самый эпицентр информационного шума. Даже если мы решим не использовать медиа, мы все равно будем окружены источниками информации, будь то баннер в метро или музыка в кафе.

«Звук навязывает вам историю», — писал Джордж Прочник, американский психолог и исследователь, — «и это всегда чья-та история».

В книге «В погоне за тишиной: поиск смысла в мире шума» Джордж Прочник исследует особенности шума с обыденной и научной точки зрения. Он анализирует свое путешествие и встречи с людьми. Например, в книге мы видим описание студентов, которые для достижения тишины закрывались  в своих комнатах и ​​играли в компьютерные игры или включали телевизор. Мы узнаем о заказчике архитектора и его желании создать совершенно тихий дом, что оказывается совершенно невозможным. Прочник исследует науку, лежащую в основе музыки, которую играют в продуктовых магазинах, ресторанах и барах. К примеру, если музыка слишком быстрая, клиенты будут есть быстрее и уйдут. Если музыка медленная и громкая, то люди пьют больше алкоголя. 

Фото: Toa Heftiba, Unsplash

Прочник в итоге определяет тишину, как прерванное действие, но мы живем в эпоху непрерывности. Из физической шумной реальности мы переходим в виртуальную. У нас появилась небывалая плотность информационного потока: состояние постоянной бомбардировки белым шумом, звуковыми сигналами и оповещениями, поскольку мы втягиваемся в водоворот экономики внимания и исчезаем в онлайн мире. Звук тишины стал неуловимым, несмотря на достоинство тихих занятий как чтение, молитва или созерцание картины. Томас Мертон, американский католический автор, писал, что тишина мира реальна: «наш шум, наш бизнес, наши цели и все наши бессмысленные заявления о наших целях, нашем бизнесе и нашем шуме —  это иллюзии».

Вырваться из контекста

Особая интерпретация тишины принадлежит монаху Аджану Чаа Субато, влиятельному лидеру буддизма в XX веке. В одной из историй молодой монах прибывает в монастырь Аджана Чаа, где собирается практиковать медитацию. Но в это время в монастыре происходит фестиваль, и люди празднуют его до самого утра. Молодой монах не в силах терпеть столько шума, жалуется Аджану Чаа. «Это не шум тебя беспокоит, а ты мешаешь шуму, — отвечает Аджан Чаа, —  Молчание не является функцией того, что мы считаем тишиной. Молчание, это когда моя реакция спокойная. Что молчит, так это мой протест против того, как обстоят дела». 

Фото: Bundo Kim, Unsplash

В восточной философии молчание тесно связано с показателем мудрости и самопознания. Мы можем вспомнить такую практику, как випассана в буддизме. Это древняя техника медитации, которая по преданию была изобретена самим Буддой. Випассана обычно длится 10 дней и проходит в местах подальше от цивилизации. Участники должны соблюдать полное безмолвие, любые формы общения с другими людьми запрещаются, в том числе использование гаджетов. Такая медитация, достаточно тяжелая для любого человека, направлена на очищения ума. 

Фото: Annie Spratt, Unsplash

Распространение випассаны постепенно началось из-за колониальных завоеваний Мьянмы в конце XIX века. Взаимодействуя с западной культурой, движение випассаны стало развиваться вместе с трендом осознанности. Обычно такая глубокая медитация требовала изоляции в джунглях или пещерах. Но монах Леди Саядо призвал людей забыть о таких крайних мерах и заговорил о практике медитации в городских условиях.

Сейчас философия медитаций прочно освоилась в мире технологий. Мы видим специальные приложения, курсы, подкасты, которые можно использовать для достижения внутренней паузы и тишины. Но мы должны учитывать, что приложения для медитаций не всегда связаны с буддийской философией или наукой. В том числе призыв к минимализму и тишине парадоксально сопровождается значительным ростом таких ресурсов, которые борются за наше внимание также, как и другие любые компании.

Тишина в искусстве

К эстетике тишины всегда было особое отношение художников, философов и мыслителей. Зачастую потому, что духовный аскетизм побуждал художников создавать произведения искусства. Американская поэтесса и феминистка Адриена Рич в одной из лекций сказала: «Импульс к созиданию начинается — часто ужасно и страшно — в тоннеле тишины». 

Фото: Mick Haupt, Unsplash

Ален Корбен, французский исследователь, в книге «История тишины от эпохи Возрождения до наших дней» замечает, что с появлением значения душевных переживаний в XVIII веке, люди научились воспринимать разные оттенки тишины, например, находясь дома или на природе. Но сейчас мы сильно отличаемся от людей прошлого, но не в силу того, что мир стал физически шумнее, а с появлением нового качества общения. Такое общение отражается и в языке. Стремительный рост шума и загрязнения языка описывала Сьюзен Сонтаг в 1960-х, одна из ведущих мыслительниц XX века, в эссе «Эстетика безмолвия».

Сьюзен Сонтаг, 1979. Фото: Elcultural.com

Сонтаг писала в то время, когда концептуальное искусство развивалось в бесчисленных направлениях, но ключевой проблемой в конце 60-х годов была проблема взаимоотношений между искусством и языком, между изображением и текстом. Ее эссе в первую очередь направлено на анализ современного искусства, которое стало уходить от прямого высказывания. Художники, кубисты и дадаисты, отказывались от имеющихся художественных средств из-за недоверия к языку. 

Такой уход от прямого высказывания Сонтаг называет «императив безмолвия», так как художник не налаживает связь с аудиторией и специально создает неразборчивое искусство. Сонтаг выделила, что в искусстве нет «чистого молчания», и вообще невозможно добиться полной тишины физически и концептуально. Молчание должно быть средством переоценки искусства, оно обязано пророчествовать и указывать на превосходство. 

Перформанс Марины Абрамович «Свет /Тьма» на Международной художественной ярмарке в Кельне, Германия,1977 г.  Фото: anothermag.com

В современном искусстве особую функцию молчания подчеркивает Марина Абрамович, которая в манифесте жизни художника в автобиографии «Пройти сквозь стены» пишет:

Отношение художника к тишине: Художник должен понимать тишину. Художник должен создавать пространство тишины для входа в свою работу. Тишина похожа на остров посреди бушующего океана.

Для Сонтаг также, как и для других художников и писателей, молчание было не просто эстетическим переживанием — это был особый способ обитания собственных мыслей и общения с миром. Тишина воспринимается не как отсутствие звука, а присутствие внутреннего слушающего осознания, настройка уха, ума и ориентация духа на определенную внутреннюю тишину —- возможно, положительный контрапункт одиночеству, которое так часто процветает среди толпы.

Молчание и мудрость

Мы ассоциируем молчание с мудростью и высоким уровнем духовности, т.е. с самопознанием, осмыслением, рефлексией, умением слушать других и формулировать свои мысли. Психологи выделяют внутреннее и внешнее молчание. Например, внутреннее молчание связано с периодом творческого процесса или решением сложной задачи. Внешнее молчание проявляется в общении — в паузе, сокрытии информации или с помощью невербальных знаков. Внешнее молчание обладает совершенно разными оттенками.

Фото: Daniel Hansen, Unsplash

В частности, молчание может быть красноречивым или «громким», выделяя особенность момента. Или может стать инструментом газлайтинга, эмоционального манипулирования. Встречались ли вы с ситуациями, когда человек осознанно вас игнорировал, уходил от разговора и мучил тишиной? Это может проявляться в социальных сетях, когда человек перестает отвечать и игнорирует. Для этого мы иногда используем такие термины, как гостинг или орбайтинг (от англ. ghosting и orbiting). В таких случаях молчание обладает разрушающим характером не только наших отношений, но и нашего эмоционального состояния.

Встречались ли вы с ситуациями, когда человек осознанно вас игнорировал, уходил от разговора и мучил тишиной?

Также стоит упомянуть о современных движениях с лозунгами «break the silence», т.е. «нарушить тишину». Здесь мы видим молчание совершенно иного рода —  гнетущее приглушение несогласных, расходящихся голосов и голосов меньшинства. В этом году особенно наблюдается рост движений за права человека и социальных меньшинств, где голос имеет огромное значение. Это, конечно, проявляется и в искусстве, которое всегда было направлено на выявление и обсуждение остро-социальных проблем.

Фото: Clay Banks, Unsplash

Эстетика безмолвия в культуре и философии связана с духовным началом. Она ассоциируется с внимательным взглядом на жизнь и умением слушать, что влечет за собой более полное пребывание в мире. Мы способны использовать силу молчания для нашего повседневного и культурного самовыражения. Но мы говорим не о том, чтобы оставаться немыми, чувствуя себя бессильными и обездвиженными, а о том, что практика тишины не позволяет затуманивать наше чувство меры. Она дает умение разделять мнения и факты и обоснованно оценивать, что происходит в мире и вокруг вас. 

Текст: Марина Малютченко
Фото обложки: Yonatan Anugerah