Юбки из переработанного пластика, украшения, декорированные пробками от бутылок, джинсы с пуговицами из кокосовой скорлупы – всё это продукты тренда, захватившего компании-столпы fashion-индустрии. Мы решили разобраться, пытаются ли модные дома заработать на экзотике и чувствах гринписовцев или же общество действительно задумалось о проблемах экологии.

H&M

Программа по переработке старой одежды «Garment Collecting initiative» стартовала в 2013 году, и за три года её учредителям удалось достигнуть впечатляющих результатов. Было переработано 25 000 тонн материала, который сдавали люди, желающие подарить своим вещам вторую жизнь. Это около 125 миллионов футболок, по подсчётам главы H&M. 18 апреля в магазинах бренда H&M по всему миру стартует недельная акция «World Recycle Week», в течение которой ожидается собрать целую тонну отжившей свой век одежды.

«If we want to continue enjoying fashion, we have to find a way to better use of the recourses» – Anna Gedda.

Для того чтобы привлечь внимание общественности к акции, администрация проекта «World Recycle Week» начала сотрудничать с рядом медийных личностей, среди которых оказалась британская певица M.I.A. Девушка совместно с H&M выпустила клип, посвящённый экологическим проблемам. «World Recycle Week is a movement for change», –утверждают учредители проекта и призывают всех присоединиться к глобальному движению.

Но как же происходит переработка вещей? Для начала одежду нужно сдать в один из магазинов H&M (их, кстати, около 3600 на данный момент). После этого вещи рассортировывают на семь категорий, в зависимости от того, из какого материала они изготовлены. Часть одежды отправляется в секонд-хэнды, часть развозят на фабрики для переработки, после чего шьются новые изделия. Интересно, что компания H&M берёт на себя только сбор материала, за остальное отвечает компания I:CO. При этом компания I:CO вовсе не является благотворительной, а существует на коммерческой основе.

Кроме того, при сдаче мешка одежды на следующую покупку в магазинах H&M даётся 15-процентная скидка. Это стимулирует увеличение интереса покупателей к приобретению вещей именно в этой торговой сети, а вместе с тем повышает и уровень общего потребления, что противоречит цели акции – картина получается неоднозначная.

Levi’s

Американская компания Levis, производящая самые популярные джинсы в мире, также известна своими эко-акциями. Несколько лет назад была разработана коллекция Levis Eco, которая, безусловно, порадовала защитников окружающей среды. Ткань джинсов была изготовлена из органического хлопка, кнопки – из скорлупы кокосового ореха, лейбл – из переработанного картона. Для придания цвета использовались только натуральные краски, например, индиго, картофельный крахмал, цветки мимозы и марсельское мыло. «Когда вы будете носить эти джинсы, вы сможете гордиться тем, что можете хоть немного улучшить окружающий мир», – скандировал представитель бренда. Однако такие эко-джинсы оказались вовсе недешевым удовольствием. Одна модель стоила около 250 долларов. Сейчас же выпуск коллекции прекратился, поэтому, чтобы достать такие джинсы, придётся прошерстить Ebay, частные онлайн-магазины или шоурумы.

Позже стартовал другой проект компании Levi’s – «Levis Water<less», проходящий и сейчас под лозунгом: «Сохранять воду – это просто». Дизайнеры бренда разработали модели джинсов, при изготовлении которых используется меньше воды. Как гласит реклама на сайте, было сэкономлено более 1 миллиарда литров воды, так как создание нового материала water<less требует на 65% меньше Н2О, чем обычного.

22 апреля пройдёт день Земли. В связи с этим Levi’s призывают присоединиться к двум акциям, организованным компанией. Для начала предлагается пересесть на один день из машины на велосипед. По удачному стечению обстоятельств Levi’s выпустили коллекцию «Commuter» специально для велосипедистов. Пиар-лицом акции стала Британи Грин, «учитель, правозащитник, заядлый велосипедист». Помимо реализации гражданской позиции, эта социально сознательная и активная женщина «ежедневно проезжает путь от окрестностей зоопарка Лос-Анджелеса до Центра содействия чернокожим женщинам в районе Креншоу». Интересно, досталась ли хоть одна пара дорогостоящих джинсов самой Британи Грин после съёмок рекламного ролика, но об этом мы вряд ли узнаем.

Ещё одна акция #WashLessPlegde призывает экономить больше воды в промежуток между Международным Днём воды и Днём Земли (и покупать джинсы Levi’s из коллекции Waterless, конечно же).

Такие вот рьяные защитники окружающей среды эти ребята из Levis! Стоит, однако, ещё раз отметить, что приобрести эко-джинсы – очень недешёвое удовольствие. А какой объём воды был сэкономлен на производстве материалов – никто проверить не может. Честно говоря, после прочтения кричащих лозунгов на сайте появляется неприятное двойственное ощущение от стремления производителей «протолкнуть» свой продукт, которое явно перекрывает бескорыстное желание помочь окружающей среде.

Henry Beguilen

 

Около 30 лет назад Туллио Марани основал марку элитных экологичных аксессуаров Henry Beguelin. За основу были взяты старинные технологии обработки кожи – без химии, с уважением к традициям итальянских мастеров. Первым «переработанным» изделием стал ремень, декорированный пробками от бутылок и бычками от сигарет. Его заполучил Мик Джаггер – легенда рок-музыки.

Все изделия Henry Beguen делаются вручную в мастерских. Сам Туллио работает наравне с остальными сотрудниками компании. Вместе они разрабатывают новые концепции, основанные на опыте, наработанном технологиями прошлых поколений. Каждая вещь получается по-настоящему уникальной. За такое качество не жалко и заплатить приличную сумму денег.

Что же такое экомода? Для сетевых производителей это, в основном, способ привлечь внимание к своему бренду, заставить неравнодушных к проблемам экологии покупателей приобрести товар. В большинстве случаев, однако, такие вещи покупают fashionista’s, которые не прочь похвастать в своём блоге тем, как сильно они заботятся об окружающей среде. Конечно, есть производители, целью эко-производства которых является сохранение традиционных экологичных способов обработки материалов для изготовления продукта высшего качества, но таких действительно не много.

Покупать ли «экологичные» джинсы или хотя бы не полениться выкинуть банку из под колы не на дорогу, а в мусорный бак, – каждый выбирает свой способ противостоять современным проблемам экологии, которые не должны оставаться без внимания общественности. Главное – быть неравнодушным. Если такие акции fashion-брендов действительно помогут улучшить мир и помочь природе, то они проводятся не зря. Не хотелось бы только, чтобы подобные инициативы превращались в чистый маркетинг.

 

Автор: Анна Архипова