[:ru]
Молодёжный фестиваль ударных инструментов DRUMSFEST, который сейчас проходит в Москве, можно смело советовать для посещения. Редакция THE WALL встретилась с Евгением Александровичем Потаповым, Исполнительным Президентом Федеральной Палаты культуры, чтобы узнать об истории фестиваля и музыкантах, которые на нём выступают. Если вы смотрели фильм «Одержимость» и хотите убедиться в том, что «классические» барабанщики действительно могут быть такими экспрессивными, то вам нужно поспешить: гала-концерт фестиваля пройдёт у стен Кремля 1 июня!
В 2016 году фестиваль впервые стал действительно масштабным мероприятием и привлёк к себе несколько сотен участников. Расскажите, с чего начиналась история DRUMSFEST [1]?
В этом году фестивалю исполнилось шесть лет. Идея проведения конкурса среди молодых музыкантов принадлежит Беленькому Александру Григорьевичу, преподавателю по классу ударных в Детской школе искусств города Видное. Отмечу, что в 2014 году Александр Григорьевич стал лучшим преподавателем России по этому классу инструментов. В течение последних пяти лет конкурс объединял несколько десятков участников и был событием регионального значения. В конце 2014 года Федеральная Палата культуры способствовала включению фестиваля в целевую программу «Культура России». С того момента фестиваль получил дополнительные материальные и информационные ресурсы для своего развития. В 2015 году мы помогли с информационным освещением на местных подмосковных телеканалах, а на самом конкурсе вручили дополнительные дипломы от имени Палаты культуры.
Как проходит отбор фестивалей, которые будут включены в федеральные программы?
После официального представления мероприятия к подобной программе Министерство культуры рассматривает заявку, знакомится с его историей, читает отзывы и затем принимает решение.
Какую организационно-техническую работу было необходимо проделать для проведения конкурса?
Если раньше техническую помощь нам оказывали подмосковные и муниципальные органы, то в этом году всё сильно изменилось. Фестиваль «Спасская башня» предложил сотрудничество и, учитывая сжатые сроки, основную нагрузку взял на себя. В прошлом году мы предложили лауреатам DRUMSFEST в номинации маршевых ансамблей поучаствовать в программе фестиваля «Спасская башня», и его организаторам понравилась такая задумка. Но все же DRUMSFEST – самостоятельное и независимое событие в музыкальном мире ударных инструментов.
С медиа-кампанией нашего фестиваля в этом году всё было не совсем просто. Официальное подтверждение о проведении мы получили в середине апреля, поэтому всю возможную работу по привлечению партнёров и спонсоров делали в сжатый срок. Приглашения от имени Палаты культуры мы отправляли во все регионы на свой страх и риск заранее. Также мы написали письма губернаторам с просьбой оказать помощь тем музыкальным коллективам, которые могли бы принять участие в DRUMSFEST. Надо сказать, что многие главы регионов охотно откликнулись на это, за что я им отдельно благодарен.
Можете кратко рассказать об участниках фестиваля? Откуда они приехали, сколько им лет, какой опыт они уже имеют за плечами?
К нам приехало около тысячи участников из шестнадцати стран мира и тридцати восьми регионов России. География иностранных исполнителей очень обширная: это музыканты из Китая, Польши, Германии… Если говорить о коллективах, то их около тридцати, и они все из России; большинство вскоре примут участие в параде на главной аллее ВДНХ и в концерте в Александровском саду. Конечно, преобладают жители центральных регионов, но есть и ребята из Красноярска, Сургута, Новороссийска.
Как проходил процесс подачи заявок на участие и отбор музыкантов, приглашенных в Москву?
Я думаю, что эта процедура должна быть серьёзно улучшена. Основная трудность – отсутствие предварительного просмотра, что в этом году иногда и сказывалось на уровне выступлений. В следующем году мы обязательно дадим всем участникам возможность прикрепить к заявке видео своего выступления.
Причём, говоря об уровне выступлений, я имел в виду не только недостаточный профессионализм некоторых участников, который порой тоже встречается, но и большую разницу между мастерством ребят из одной и той же возрастной группы. Для кого-то в десять лет нормально исполнять одни композиции, а кто-то в этом возрасте уже берётся за куда более сложные произведения и хорошо с ними справляется.
Выходит, что принять участие могут как люди, имеющие диплом о музыкальном образовании, так и любители. Скажите, на вашей памяти был случай, когда молодые музыканты-самоучки превосходили своих профессиональных коллег?
Нет, я всё же всегда замечал прямую зависимость между уровнем подготовки и мастерством исполнения.
Можно ли сказать, что на фестивале царит конкурентная атмосфера? Или же люди собираются здесь в основном для того, чтобы поделиться опытом и просто пообщаться?
Думаю, нельзя выделить что-то одно, ведь фестиваль решает несколько задач. Во-первых, объединяет единомышленников, любящих чувствовать ритм, исходящий от ударных инструментов. Не зря ведь музыкальными инструментами шаманов являются бубны и барабаны – их звуки действительно оказывают определённое расслабляющее или, наоборот, стимулирующее воздействие, могут вводить в транс. Во-вторых, для будущих абитуриентов этот конкурс является хорошей возможностью получения бонусных баллов для поступления в вузы. И, в конце концов, преподаватели тоже имеют возможность повысить свою профессиональную квалификацию на курсах, организованных университетом культуры и искусств (МГУКИ – прим. ред.).
Кто из знаменитостей мира «ударных» приехал в этом году на фестиваль?
В этот раз к нам приехали барабанщик Дэмиен Шмитт (Франция – прим. ред.), композитор и перкуссионист Рууд Винер (Нидерланды – прим. ред.), Джимми Бренли (США/Куба – прим. ред.) и многие другие талантливые исполнители. Несмотря на свою сильную занятость, многие согласились участвовать в гала-концерте, который пройдёт у стен Кремля 1 июня в рамках проекта «Москва – детям».
Вы уже давно знакомы с внутренним миром фестиваля и наверняка можете отметить не только организационные, но и содержательные изменения, которые произошли в этом году.
Да, на этот раз у нас, например, много женских маршевых барабанных коллективов, участниц которых в музыкальном мире принято называть «мажоретками». Среди них девушки, приехавшие из Санкт-Петербурга, Краснодарского края, члены оркестра Академии ФСИН (Федеральная служба исполнения наказания – прим. ред.). Основное отличие из номеров – это исполнение дополнительных хореографических элементов во время маршевых перестроений, называемых «дефиле».
Среди номинаций есть категория «оригинальное выступление». С какими номерами в ней можно встретиться?
Чаще всего это выступления коллективов, в которых акцент сделан на этническом компоненте номера. Мне запомнился ансамбль, артисты которого во время игры на барабанах умудрялись ещё и виртуозно ими жонглировать. В остальном же оригинальность проявляется преимущественно в музыке, а не во внешних атрибутах номера.
Но если уйти от рамок этой конкретной номинации, то всегда достаточно необычные и по-настоящему уникальные номера исполняются маршевыми коллективами. Здесь есть и движения, и техника игры на барабане – ребята могут и играть на инструменте соседа, и держать барабан на голове, и создавать ритм, будучи высоко поднятыми своими товарищами по команде.
«Мне запомнился ансамбль, артисты которого во время игры на барабанах умудрялись ещё и виртуозно ими жонглировать»
Какие награды вы вручаете самым талантливым музыкантам?
Во-первых, это по-прежнему возможность выступить вместе со «взрослыми» музыкантами на фестивале «Спасская башня». Также наши почётные гости и спонсоры не скупятся на подарки, награждая лауреатов от своего имени.
Я слышала, что вы сами являетесь поклонником ударных. Чем вызван такой интерес?
В подростковом возрасте я одно время сильно увлекался игрой на барабанах, играя в основном «в гараже». Но после окончания школы я начал получать военное образование, и занятия музыкой отошли на второй план. Сейчас в музыкальной школе занимается моя дочь, но она ещё слишком маленькая, чтобы выступать на таком конкурсе.
Кого из современных исполнителей вы любите слушать?
Не могу определённо сказать, что мне нравится какой-то один современный музыкант, но, если можно назвать более ранних, то мне нравится творчество Владимира Кузьмина, бывшего довольно популярным в 80-90-е годы.
В программе фестиваля заявлены мульти-перкуссия, маримба, вибрафон. Помня о возрасте большинства участников фестиваля, я немного удивилась самому факту наличия номинаций среди музыкантов, играющих на этих инструментах…
Мы составляем программу фестиваля на основе поступающих к нам заявок, а это значит, что эти инструменты не являются уж настолько редкими. Но надо признаться, что на них играют преимущественно исполнители более старшего возраста (участниками фестиваля могут быть люди от 9 до 28 лет – прим. ред.), имеющие и «классический» музыкальный опыт.
«Людям приятно видеть, что человеку действительно нравится играть»
По видео выступлений барабанщиков рок-групп можно убедиться в особой «эмоциональности» ударных инструментов. Но всегда ли для барабанщика уместно проявление своих артистических талантов и ярких эмоций?
Умение продемонстрировать не только профессионализм, но и «зажигательность», по-моему, является только достоинством музыканта. Людям приятно видеть, что человеку действительно нравится играть.
На ваш взгляд, достаточно ли внимания уделяется развитию класса ударных инструментов среди молодёжи? Или же необходимо делать что-то большее?
Сам факт включения фестиваля DRUMSFEST в федеральную программу развития говорит об интересе государства в продвижении подобных довольно специфических музыкальных мероприятий.
Я знаю, что недавно министерство культуры провело исследование, в очередной раз подтвердившее наличие большего успеха в школе у тех детей, которые поют или играют на музыкальном инструменте. Перечисляя задачи фестиваля, я так же мог бы отметить ещё одну – создание такого пространства, попав в которое ребёнок может посмотреть вблизи на своих сверстников, бойко отбивающих ритм. К нам ведь приходят целыми семьями, и, возможно, какие-то дети уходят с твёрдым желание приобщиться к этому миру.
Евгений Александрович, благодарю вас за беседу и за труд, который вы проделали вместе с коллегами! Желаю успехов и дальнейшего развития!
[:en] Молодёжный фестиваль ударных инструментов DRUMSFEST, который сейчас проходит в Москве, можно смело советовать для посещения. Редакция THE WALL встретилась с Евгением Александровичем Потаповым, Исполнительным Президентом Федеральной Палаты культуры, чтобы узнать об истории фестиваля и музыкантах, которые на нём выступают. Если вы смотрели фильм «Одержимость» и хотите убедиться в том, что «классические» барабанщики действительно могут быть такими экспрессивными, то вам нужно поспешить: гала-концерт фестиваля пройдёт у стен Кремля 1 июня!
В 2016 году фестиваль впервые стал действительно масштабным мероприятием и привлёк к себе несколько сотен участников. Расскажите, с чего начиналась история DRUMSFEST [1]?
В этом году фестивалю исполнилось шесть лет. Идея проведения конкурса среди молодых музыкантов принадлежит Беленькому Александру Григорьевичу, преподавателю по классу ударных в Детской школе искусств города Видное. Отмечу, что в 2014 году Александр Григорьевич стал лучшим преподавателем России по этому классу инструментов. В течение последних пяти лет конкурс объединял несколько десятков участников и был событием регионального значения. В конце 2014 года Федеральная Палата культуры способствовала включению фестиваля в целевую программу «Культура России». С того момента фестиваль получил дополнительные материальные и информационные ресурсы для своего развития. В 2015 году мы помогли с информационным освещением на местных подмосковных телеканалах, а на самом конкурсе вручили дополнительные дипломы от имени Палаты культуры.
Как проходит отбор фестивалей, которые будут включены в федеральные программы?
После официального представления мероприятия к подобной программе Министерство культуры рассматривает заявку, знакомится с его историей, читает отзывы и затем принимает решение.
Какую организационно-техническую работу было необходимо проделать для проведения конкурса?
Если раньше техническую помощь нам оказывали подмосковные и муниципальные органы, то в этом году всё сильно изменилось. Фестиваль «Спасская башня» предложил сотрудничество и, учитывая сжатые сроки, основную нагрузку взял на себя. В прошлом году мы предложили лауреатам DRUMSFEST в номинации маршевых ансамблей поучаствовать в программе фестиваля «Спасская башня», и его организаторам понравилась такая задумка. Но все же DRUMSFEST – самостоятельное и независимое событие в музыкальном мире ударных инструментов.
С медиа-кампанией нашего фестиваля в этом году всё было не совсем просто. Официальное подтверждение о проведении мы получили в середине апреля, поэтому всю возможную работу по привлечению партнёров и спонсоров делали в сжатый срок. Приглашения от имени Палаты культуры мы отправляли во все регионы на свой страх и риск заранее. Также мы написали письма губернаторам с просьбой оказать помощь тем музыкальным коллективам, которые могли бы принять участие в DRUMSFEST. Надо сказать, что многие главы регионов охотно откликнулись на это, за что я им отдельно благодарен.
Можете кратко рассказать об участниках фестиваля? Откуда они приехали, сколько им лет, какой опыт они уже имеют за плечами?
К нам приехало около тысячи участников из шестнадцати стран мира и тридцати восьми регионов России. География иностранных исполнителей очень обширная: это музыканты из Китая, Польши, Германии… Если говорить о коллективах, то их около тридцати, и они все из России; большинство вскоре примут участие в параде на главной аллее ВДНХ и в концерте в Александровском саду. Конечно, преобладают жители центральных регионов, но есть и ребята из Красноярска, Сургута, Новороссийска.
Как проходил процесс подачи заявок на участие и отбор музыкантов, приглашенных в Москву?
Я думаю, что эта процедура должна быть серьёзно улучшена. Основная трудность – отсутствие предварительного просмотра, что в этом году иногда и сказывалось на уровне выступлений. В следующем году мы обязательно дадим всем участникам возможность прикрепить к заявке видео своего выступления.
Причём, говоря об уровне выступлений, я имел в виду не только недостаточный профессионализм некоторых участников, который порой тоже встречается, но и большую разницу между мастерством ребят из одной и той же возрастной группы. Для кого-то в десять лет нормально исполнять одни композиции, а кто-то в этом возрасте уже берётся за куда более сложные произведения и хорошо с ними справляется.
Выходит, что принять участие могут как люди, имеющие диплом о музыкальном образовании, так и любители. Скажите, на вашей памяти был случай, когда молодые музыканты-самоучки превосходили своих профессиональных коллег?
Нет, я всё же всегда замечал прямую зависимость между уровнем подготовки и мастерством исполнения.
Можно ли сказать, что на фестивале царит конкурентная атмосфера? Или же люди собираются здесь в основном для того, чтобы поделиться опытом и просто пообщаться?
Думаю, нельзя выделить что-то одно, ведь фестиваль решает несколько задач. Во-первых, объединяет единомышленников, любящих чувствовать ритм, исходящий от ударных инструментов. Не зря ведь музыкальными инструментами шаманов являются бубны и барабаны – их звуки действительно оказывают определённое расслабляющее или, наоборот, стимулирующее воздействие, могут вводить в транс. Во-вторых, для будущих абитуриентов этот конкурс является хорошей возможностью получения бонусных баллов для поступления в вузы. И, в конце концов, преподаватели тоже имеют возможность повысить свою профессиональную квалификацию на курсах, организованных университетом культуры и искусств (МГУКИ – прим. ред.).
Команда жюри для оценки игры на ударных установках
Кто из знаменитостей мира «ударных» приехал в этом году на фестиваль?
В этот раз к нам приехали барабанщик Дэмиен Шмитт (Франция – прим. ред.), композитор и перкуссионист Рууд Винер (Нидерланды – прим. ред.), Джимми Бренли (США/Куба – прим. ред.) и многие другие талантливые исполнители. Несмотря на свою сильную занятость, многие согласились участвовать в гала-концерте, который пройдёт у стен Кремля 1 июня в рамках проекта «Москва – детям».
Вы уже давно знакомы с внутренним миром фестиваля и наверняка можете отметить не только организационные, но и содержательные изменения, которые произошли в этом году.
Да, на этот раз у нас, например, много женских маршевых барабанных коллективов, участниц которых в музыкальном мире принято называть «мажоретками». Среди них девушки, приехавшие из Санкт-Петербурга, Краснодарского края, члены оркестра Академии ФСИН (Федеральная служба исполнения наказания – прим. ред.). Основное отличие из номеров – это исполнение дополнительных хореографических элементов во время маршевых перестроений, называемых «дефиле».
Среди номинаций есть категория «оригинальное выступление». С какими номерами в ней можно встретиться?
Чаще всего это выступления коллективов, в которых акцент сделан на этническом компоненте номера. Мне запомнился ансамбль, артисты которого во время игры на барабанах умудрялись ещё и виртуозно ими жонглировать. В остальном же оригинальность проявляется преимущественно в музыке, а не во внешних атрибутах номера.
Но если уйти от рамок этой конкретной номинации, то всегда достаточно необычные и по-настоящему уникальные номера исполняются маршевыми коллективами. Здесь есть и движения, и техника игры на барабане – ребята могут и играть на инструменте соседа, и держать барабан на голове, и создавать ритм, будучи высоко поднятыми своими товарищами по команде.
«Мне запомнился ансамбль, артисты которого во время игры на барабанах умудрялись ещё и виртуозно ими жонглировать»
Какие награды вы вручаете самым талантливым музыкантам?
Во-первых, это по-прежнему возможность выступить вместе со «взрослыми» музыкантами на фестивале «Спасская башня». Также наши почётные гости и спонсоры не скупятся на подарки, награждая лауреатов от своего имени.
Я слышала, что вы сами являетесь поклонником ударных. Чем вызван такой интерес?
В подростковом возрасте я одно время сильно увлекался игрой на барабанах, играя в основном «в гараже». Но после окончания школы я начал получать военное образование, и занятия музыкой отошли на второй план. Сейчас в музыкальной школе занимается моя дочь, но она ещё слишком маленькая, чтобы выступать на таком конкурсе.
Кого из современных исполнителей вы любите слушать?
Не могу определённо сказать, что мне нравится какой-то один современный музыкант, но, если можно назвать более ранних, то мне нравится творчество Владимира Кузьмина, бывшего довольно популярным в 80-90-е годы.
В программе фестиваля заявлены мульти-перкуссия, маримба, вибрафон. Помня о возрасте большинства участников фестиваля, я немного удивилась самому факту наличия номинаций среди музыкантов, играющих на этих инструментах…
Мы составляем программу фестиваля на основе поступающих к нам заявок, а это значит, что эти инструменты не являются уж настолько редкими. Но надо признаться, что на них играют преимущественно исполнители более старшего возраста (участниками фестиваля могут быть люди от 9 до 28 лет – прим. ред.), имеющие и «классический» музыкальный опыт.
«Людям приятно видеть, что человеку действительно нравится играть»
По видео выступлений барабанщиков рок-групп можно убедиться в особой «эмоциональности» ударных инструментов. Но всегда ли для барабанщика уместно проявление своих артистических талантов и ярких эмоций?
Умение продемонстрировать не только профессионализм, но и «зажигательность», по-моему, является только достоинством музыканта. Людям приятно видеть, что человеку действительно нравится играть.
На ваш взгляд, достаточно ли внимания уделяется развитию класса ударных инструментов среди молодёжи? Или же необходимо делать что-то большее?
Сам факт включения фестиваля DRUMSFEST в федеральную программу развития говорит об интересе государства в продвижении подобных довольно специфических музыкальных мероприятий.
Я знаю, что недавно министерство культуры провело исследование, в очередной раз подтвердившее наличие большего успеха в школе у тех детей, которые поют или играют на музыкальном инструменте. Перечисляя задачи фестиваля, я так же мог бы отметить ещё одну – создание такого пространства, попав в которое ребёнок может посмотреть вблизи на своих сверстников, бойко отбивающих ритм. К нам ведь приходят целыми семьями, и, возможно, какие-то дети уходят с твёрдым желание приобщиться к этому миру.
Евгений Александрович, благодарю вас за беседу и за труд, который вы проделали вместе с коллегами! Желаю успехов и дальнейшего развития!
[1] www.drumsfest.com[:]