Порой вечером хочется оказаться в теплом уютном месте, где и провести остаток хмурого дня. Залезть под одеяло с кружкой горячего чая и включить добрый мультфильм, который навеет приятные воспоминания о детстве. Как известно, первые мультфильмы были кукольными, но как много мультфильмов с кукольной анимацией вы можете вспомнить сейчас?

Первыми картинами, возникающими в памяти, наверняка будут «Ежик в Тумане», «Чебурашка», «33 попугаев». Если же вспомнить более современные картины, то на ум приходят «Кошмар перед Рождеством», «Труп невесты», «Франкенвини». В общем, творчество неподражаемого Тима Бёртона. Но на самом деле, кукольная анимация имеет свою долгую и весьма трогательную историю.

Все началось в 1906 году в Российской Империи, когда балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев создал первый в мире кукольный мультфильм. В нем 12 танцующих кукольных фигурок на фоне неподвижных декораций прыгают и кружатся в воздухе, совершая балетные па. Секрет их движений не раскрыт до сих пор, поскольку их технология явно опережала свое время. После Ширяева также остались еще несколько произведений: «Играющие в мяч клоуны», «Художники Пьеро» и мелодрама со счастливым концом «Шутки Арлекина».

Кадр из фильма Александра Ширяева «Художники Пьеро»

До обнаружения работ Александра Ширяева в 2009 году первым мультипликатором в мире считался Владислав Александрович Старевич. Именно он впервые создал сюжетные фильмы, снятые в технике кукольной анимации. В основном, его картины были посвящены животному миру, героями мультфильмов порой даже были засушенные насекомые. Самыми известными его работами считаются короткометражные анимационные фильмы «Месть кинематографического оператора» (1912), «Стрекоза и муравей» (1913), «Рождество у обитателей леса» (1913) и полнометражные «Рейнеке-лис» (1930) и «Щенок-талисман» (1933). Его талантливым последователем считается Александр Птушко, чей фильм-сказка «Каменный цветок» (1946) по праву признан одним из анимационных шедевров.

Кадр из мультфильма Владислава Старевича «Стрекоза и муравей»

Второй всплеск кукольной анимации произошел в СССР в 60-х годах XX века. Его флагманом стал Роман Качанов, создатель знакомых с детства героев: Чебурашки, Крокодила Гены, Старухи Шапокляк. Самым громким успехом Качанова считается мультфильм «Варежка» (1967), завоевавший ряд престижных  наград на фестивалях и открывший миру советскую кукольную анимацию. Учениками Романа Качанова считаются  Кихачиро Кавамото, Юрий Норштейн и многие другие.

Кадр из мультфильма «Варежка» Романа Качанова

Кстати, Юрий Норштейн подарил нам чудесный мультфильм «Ежик в тумане» (1975), ставший лауреатом более 35 международных и всесоюзных премий.

Теперь обратимся к истории кукольной анимации за пределами Советского Союза. В 50-е годы в Европе наиболее заметной и значимой фигурой был Иржи Трнка (Jiří Trnka), чешский режиссер-мультипликатор. Именно он считается основателем чехословацкой анимации.  Иржи оказал наибольшее влияние на последующее развитие местной мультипликации. Его главными работами считаются «Старочешские предания» (1953), «Бравый солдат Швейк» (1955) по роману Ярослава Гашека «Похождения бравого лейтенанта Швейка» и «Сон в летнюю ночь» (1959) по одноименной пьесе Уильяма Шекспира.

Кадр из мультфильма Иржи Трнка «Сон в летнюю ночь»

В Японии основателем национальной кукольной анимации считается Кихачиро Кавамото, работы которого, в основном, посвящены истории страны. Среди его наиболее известных работ: «Стрельба без выстрела» (1988), рассказывающий нам о японском литераторе Ацуши Накахима; и «Шиповник, или Спящая красавица» (1990), повествующий нам известную историю в совершенно неожиданной интерпретации.

Кадр из мультфильма Кахачиро Кавамото «Cтрельба без выстрела»

Но и сегодня кукольная анимация по-прежнему популярна. Одним из самых известных режиссеров нашего времени считается Тим Бертон. Именно ему принадлежит идея создания неподражаемого «Кошмара перед Рождеством» (1993 г.), режиссером которого стал мультипликатор Генри Селик. Эта кукольная фантасмагория о царстве Хэллоуин во главе с царем ужасов Джеком Скеллингтоном завоевала сердца не только маленьких зрителей. После выхода этого мультфильма интерес к кукольной анимации заметно возрос, и Тим Бертон выпустил не менее удачные «Труп невесты» (2005) и «Франкенвини» (2012), выступив уже в качестве режиссера. Оба этих мультфильма получили Оскар в номинации лучший анимационный фильм. В 2009 году Генри Селик снял свой второй кукольный мультфильм «Каролина в стране кошмаров», который рассказывает о девочке Каролине, попавшей в другой мир через секретную дверцу, за которой ее ждут захватывающие приключения. Эта работа также была удостоена Оскара как лучший анимационный фильм. В том же 2009 году вышел еще один кукольный мультфильм «Бесподобный мистер Фокс», повествующий нам о лисьем семействе и о том, как его глава борется с разъярёнными фермерами. Его режиссером стал Уэс Андерсон, автор многих прекрасных полнометражных фильмов, таких как «Отель «Гранд Будапешт» и «Королевство полной луны». Этот эксперимент для режиссёра прочно занял место в шедеврах кукольной анимации.

Кадр из фильма Генри Селика «Кошмар перед Рождеством»

Сейчас кукольные анимационные ленты выпускает компания Laika. К последним из работ можно отнести:  «Паранорман, или Как приручить зомби» (2012), рассказывающий нам о мальчике Нормане, который обладает способностью общаться с призраками; и «Семейка монстров» (2014), повествующая о юноше, воспитанном семьей коробочных монстров. Именно эта компания не дает нам забыть о таком прелестном и необычном жанре в мире кино, как кукольная анимация.

Кадр из мультфильма  компании Laika «Семейка монстров»

Кадр из мультфильма компании Laika «Семейка монстров»

Екатерина Оболонкова