Современный модный мир — потрясающе подвижная и постоянно изменяющаяся система. Она перенимает новшества из всех сфер жизни общества. О технических инновациях как одной из основных движущих сил дизайнерской мысли, читайте в материале.

irisvanherpen.com

Сегодня всё более очевиден неподдельный интерес модных домов к высоким технологиям. Модная индустрия идёт в ногу со временем и пользуется научными изобретениями для того, чтобы претворить в жизнь самые смелые идеи. Вспомним, например, восхитившее многих светившееся в темноте на балу Met Gala платье Клэр Дэйнс, супруги Хью Дэнси, того самого «ганнибалловского» Уилла Грэма. Это платье излучало волшебный свет благодаря 30 маленьким аккумуляторам, вшитым в его структуру, а само оно было сделано из органзы, покрытой оптическим волокном. Теперь, когда одеждой и аксессуарами из пластика и пластмасс уже никого не удивишь, дизайнеры прибегают к использованию современных материалов, методы изготовления которых ещё более изысканны и сложны. Среди них — лазерная перфорация, цифровая печать, 3D печать и много другое.

Платье Клэр Дэйнс от Zac Posen на Met Gala 2016, светившееся в темноте buro247.ua

«Лазерная перфорация» звучит, как термин из пластической хирургии. Действительно, так называется процедура омоложения и моделирования кожи, предназначенная, в частности, для борьбы с растяжками. Модные дома с точностью хирургов воссоздали технику в производстве одежды. Сам метод таков — используется лазер, который делает маленькие прорези в ткани разной толщины и текстуры. Перфорация сегодня применяется для изготовления сложных кружевных узоров, например, на кожаных вещах. Техника очень популярна среди дизайнеров, так как позволяет не только минимизировать затраты и скорость производства, но и достичь симметричности и высокой точности рисунка. К примеру, перфорация была лейтмотивом показа Fendi и Alexander Wang в 2014 году, а дизайнер Стюарт Виверс сделал её основой коллекции Loewe весной того же года. Жемчужиной коллекции стало перфорированное кожаное платье тёмно-золотого цвета.[1] В этом году перфорированную круизную коллекцию выпустила одесский дизайнер Юлия Паскаль, работающая, в основном, в этой технике.[2]

Слева: перфорированное платье из осенне-зимней коллекции Paskal, 2016 Справа: перфорированный жакет Alexander Wang, 2014 buro247.ua

Другим инновационным методом, который мода позаимствовала из технологий, стала цифровая печать. Сначала техника активно внедрялась в производство обоев, от чего мгновенно взлетели цены на дизайнерские обои ручной работы, например, люксовой марки de Gournay.[3] Затем, когда цифровая печать показала многочисленные преимущества экономии времени и средств, метод был внедрён в массовое производство одежды и аксессуаров. Тем не менее, многие бренды с мировым именем позиционируют использование данной техники как особый элемент шика. Одним из таких дизайнеров стала Анна Суи, она работает с цифровой печатью для воссоздания орнаментов, характерных для 1960-1970-х годов.[4]

Показ Anna Sui Spring 2017 annasui.com

Наконец, революционным открытием в мире моды стала печать на 3D принтере. Сферы использования этого метода чрезвычайно разнообразны, даже компания LOreal совместно с Organovo приступила к разработке очищающих салфеток и основы под макияж, изготовленных на 3D принтере.[5] Говоря о производстве одежды и аксессуаров, среди люксовых брендов первопроходцем в применении метода стал известный скандальными изобретениями Alexander McQueen.[6] В коллаборации с Vojd Studios маркой была разработана серия зонтов по, насколько это возможно, приемлемым для обывателей ценам.[7] Vojd Studios, со штаб-квартирой в Берлине, как одна из первых компаний, специализирующихся на 3D технологиях, широко признана в мире высокой моды. [8] Помимо Alexander McQueen с фирмой сотрудничают такие известные бренды премиум-класса, как Carolina Herrera, Akris, Prabal Gurung, A.F. Vandevorst. Марка также самостоятельно выпускает линейки элитной бижутерии и аксессуаров.

Зонт «Black Skull Umbrella» от Alexander McQueen, напечатанный на 3D принтере

Akris весна-лето 2016 vojdstudios.com

Говоря об ультрасовременных материалах, нужно уделить особое внимание творчеству нидерландского дизайнера Ирис ван Херпен, лауреату престижной французской премии в сфере моды ANDAM.[9] Многие коллекции Ирис создаются с помощью робототехники, при разработке своей коллекции дизайнер часто использует возможности 3D принтеров. Её творчество обсуждалось как пример применения высоких технологий в моде в рамках повестки дня встречи дизайнеров CNI Luxury Conference, где нидерландке вместе с Дэвидом Лореном, сыном Ральфа Лорена, пришлось защищать своё право на самовыражение перед Альбером Эльбазом, креативным директором дома Lanvin.[10]

Iris Van Herpen, коллекция «Seijaku», 2016 irisvanherpen.com

Итак, что могут дать модному миру новые технологии? Безусловно, новые дизайнерские возможности для создания самых смелых и футуристичных предметов одежды, обуви и аксессуаров. К тому же, 3D-производство, как уверяют профессионалы, отвечает всем стандартам устойчивого развития (sustainability), столь популярного в западном мире в связи с обострением угроз окружающей среде и повышения интереса к экологичности.  Новые технологии также означают экономию затрат ручного труда, времени за счёт автоматизации и стандартизации производства. Однако не в стандартизации ли кроется основная опасность ускорения и увеличения эффективности модной индустрии? Разве не является персонификация и личный подход к созданию вещей премиум-класса важнейшей чертой люксовых брендов, гарантом качества продукции, которые так ценятся состоятельными клиентами по всему миру? Не означает ли это, наоборот, закабаление дизайнерского вдохновения и индивидуальности? Узнаем. Пока можно лишь с восхищением и удивлением следить за борьбой традиционной haute couture и новыми технологиями на подиумах, светских вечеринках и street style.

Автор: Екатерина Леоненкова

[1] Perforated Pieces. Who What Where, 20.03.2012, http://www.whowhatwear.co.uk/go-buy-now-perforated-pieces.

[2] Paskal. Коллекция весна-лето 2016, http://www.vogue.ru/collection/spring_summer2016/resort/kiev/paskal/.

[3] Лондонский дом наследницы империи обоев Ханны Сесил де Гурне, 17.07.2016, http://m.vogue.ru/peopleparties/news/londonskiy_dom_naslednitsy_imperii_de_gurne/.

[4] Anna Sui: бабушка отправляется в путь, 11.09.2014, http://m.vogue.ru/suzy_menkes/ru/Anna_Sui_babushka_otpravlyaetsya_v_put/.

[5] L’OREAL IS GOING TO 3-D PRINT SKIN FOR TESTING PRODUCTS, 21.05.2015, http://www.harpersbazaar.com/beauty/makeup/news/a10966/loreal-3-d-printing-skin/.

[6] Alexander McQueen печатают аксессуары на 3D принтере, 15.11.2016, http://theblueprint.ru/news/3018.

[7] SSENSE. Black Skull Umbrella, https://www.ssense.com/en-us/men/product/alexander-mcqueen/black-skull-umbrella/1585893.

[8] VOJD Studios: About Us, http://vojdstudios.com/pages/about-us.

[9] Ирис ван Херпен. Чародейка стиля, 21.04.2015, http://m.vogue.ru/suzy_menkes/ru/iris_van_kherpen/.

[10] «Компьютеры — это машины с мозгами, но без сердца», 24.04.2015, http://m.vogue.ru/fashion/news/kompyutery_eto_mashiny_s_mozgami_no_bez_serdtsa/.