Все мы когда-либо сталкивались с этим: в голову приходит потрясающая идея, но, немного поразмыслив или же поделившись ею с друзьями, оказывается, что что-то подобное уже было придумано до нас. Режиссер голливудского блокбастера или автор философского трактата уже какое-то время назад облек все это в захватывающие кадры или витиеватые фразы, а мы и не знали. Или знали, но забыли.
Умение работать с историческим бэкграундом — вот, что действительно важно в современном мире, а особенно при создании своего проекта. Мы уже писали про форум “Таврида” и о том, что молодым художникам и кураторам необходимо развивать soft skills, но кроме гибких навыков неплохо было бы освоить и теоретическую базу — курс с довольно фундаментальным названием “Философия и искусство” и курс под более игривым названием “Детский постмодерн”. Об этом мы поговорили с преподавателем Алёной Дятко, философом-эстетиком и специалистом в области концептуализации в сфере искусства и архитектуры, которая рассказала нам, чему не учат в художественных вузах, а также дала совет, как не потеряться в обилии философских идей и текстов.
Итак, мы оказываемся на самом последнем занятии, посвящённом Вальтеру Беньямину. Обычный курс истории постмодерна скорее бы открылся этим именем, ведь немецкий философ и теоретик культуры Беньямин считается предтечей постмодернизма, то есть с него все началось. Но здесь у каждого эксперта свой особый подход. Во время лекции Алена приводит примеры из разных сфер искусства, для наглядности демонстрирует кадры из советской киноклассики, проводит множество параллелей и буквально объясняет на пальцах непростые концепции и идеи, за что закономерно получает аплодисменты от всей аудитории в конце.
На что направлен курс философии и искусства?
Курс “Детский постмодерн” направлен на теоретическую подпитку художников практиков для дальнейшего вдохновения и возможности ориентироваться в сложном текстовом мире постмодерна, который, к сожалению, никак не проясняется в академических заведениях. Существует проблема у художников-практиков с тем, что курсы, прочитанные по философии, которые якобы должны способствовать развитию у человека какой-то базы, читаются плохо, либо ребята на них не ходят из-за скуки. Формат курса был выбран будто бы для детей, чтобы просто и неформально подойти к этому моменту.
Кроме того, одна из моих целей — дать ту литературу, те источники, которые ребята впоследствии смогут использовать, чтобы ориентироваться в теме и знать, что было придумано уже до них, а что не было. Ведь информация из интернета, например, — это информация без вектора поиска. Я же отвечаю за академическую наполненность.
Постмодерн был выбран как наиболее сложный для понимания период в истории философии?
Постмодерн был выбран как наиболее актуальный, мне кажется. В России он еще не осмыслен до конца. Несмотря на то, что почти все авторы постмодерна писали до 90-го года, у нас они были запрещены. Соответственно все 90-ые их переводили, и только сейчас начинается активное осмысление. То есть у нас есть задержка в этом смысле.
В чем преимущество того, что вы рассказываете о философах в антипорядке — от младшего к старшему?
Это солидарность с концепцией антишколы. Но ещё, когда мы говорим от последнего, когда идем с конца, мы лучше представляем, что происходит. Нам ближе то, что сейчас. Так, если мы знаем современность и хоть как-то ее понимаем, у нас есть свои коннотации с ней. Поставь Беньямина первым, надо было рассказывать про него намного больше. Это было бы просто тяжелее с точки зрения восприятия.
Можете привести примеры современных российских художников, которые, по вашему мнению, хорошо работают с этим философским и историческим контекстом?
Например, Филиппов. У него есть невероятная инсталляция. В обществе ходили тогда разнородные мнения с точки зрения политики на этот счёт, но все признали его имперскую инсталляцию с тайной вечери под стенами кремля одной из самых лучших. (Андрей Филиппов — российский живописец, график, автор объектов и инсталляций. Имеется в виду его работа «Тайная вечеря», представляющая собой стол, покрытый красной скатертью, на котором стоят 13 тарелок с серпом и молотом вместо ножа и вилки — прим. ред.) Она очень крутая, обязательно посмотрите. Филиппов работает с историческим и философским бэкграундом. Вот он, наверно, один из немногих, кого можно назвать.
Алена подытоживает: “Важно понимать, что все уже было до нас. Если вы знаете историю, то намного проще донести что-то, а в постмодерне одним из главных понятием является историзм, цитатность и ирония. Многие это интуитивно чувствуют, но не осмысляют. Когда же человек осмысляет, конечный продукт становится наиболее понятен для реципиентов”.
Автор: Злата Лиман
Фото по тексту предоставлены пресс-службой арт кластера «Таврида»
Обложка: Йозеф Бойс, Сибирская симфония, 1963