Рассмотрение культуры с точки зрения законов современной экономики всегда вызывает некоторые сложности у экспертов, что во многом связано с невозможностью оценить произведения исключительно с позиции их коммерческого успеха. Так, например, кинематограф невозможно рассмотреть, основываясь на его популярности и уровне цен на билеты. Многие фильмы, провалившиеся в прокате, в будущем становятся общепризнанной классикой мировой киноиндустрии, самым очевидным примером такого случая является фильм «Бойцовский клуб» по одноименному произведению Чака Паланика. По этой причине очень часто многие кинокритики используют для оценки не только сборы от проката, но и отзывы потребителей. С другой стороны, именно коммерческий успех и вкусы массовой аудитории формируют поток капитала, который способствует развитию экономических агентов в данной отрасли, расширению киноинфраструктуры и доступу потребителя к продукту. Необходимо отметить, что киноиндустрия является крайне специфическим рынком в силу большого количества экономических агентов, интересы которых очень часто различны, что приводит к образованию агентских конфликтов. Однако целью данной статьи является рассмотрение состояния российской киноиндустрии в целом, а также перспектив её дальнейшего развития, при этом упор сделан на изучение наиболее приближенной к потребителю составляющей киноиндустрии, а именно на инфраструктуре кинематографа, то есть кинотеатрах. Поэтому следует оценивать данный материал исключительно как попытку отстраниться от различия во вкусах и сконцентрироваться на сухих цифрах.
«В целом по стране уровень кинопотребления снизился в 1,19 раза в год на человека».
Определенную сложность вызывает отсутствие в России достоверной, упорядоченной информации. Наиболее репрезентативным источником на текущий момент остаётся ежегодный обзор компании «Невафильм Research», которая не только оценивает общее состояние киноиндустрии в России, но также даёт некоторую оценку характеру инвестиционной активности в киноиндустрии и общим паттернам потребительского поведения.
Согласно отчёту за 2015 год, количество релизов российского кинопроката сократилось и составило 386 картин (данный показатель, однако, не учитывает региональный и креативный контент)[1]. Если говорить об общем количестве релизов, то оно составило 469 картин, что демонстрирует снижение на 9,9% по сравнению с 2014 годом. Во многом это обусловлено кризисными условиями российской экономики и высокими входными барьерами при производстве продукта. Так, невозвратные издержки в данной отрасли могут составлять вплоть до 100%[2]. При этом необходимо отметить, что значительного снижения в кассовых сборах не произошло. Более того, несмотря на снижение общего количества посетителей кинотеатров (173,9 млн против 176 млн в 2014 году), кассовые сборы выросли с 43,3 млрд руб. до 44 млрд руб. соответственно, что во многом объясняется ценовой политикой киноцентров[3]. В целом по стране уровень кинопотребления снизился в 1,19 раза в год на человека. Отдельно надо сказать о значительном сокращении доли российских фильмов: по кассовым сборам она снизилась с 17,9% в 2014 году до 16,2% в 2015 при общем росте отечественных релизов в кинопрокате на 17,8% (99 кинолент в 2015 году, что составляет около четверти всех релизов). Во многом это обусловлено изменениями предпочтений потребителей в условиях кризиса. При этом средняя цена билетов выросла всего на 3% при общем росте ИПЦ на 12,9%,[4] во многом это обусловлено изначально высокими ценами в городах, чьё население превышает миллион жителей: увеличение стоимости билетов может привести к снижению потребления. Высокая эластичность спроса на кино по цене и по доходу говорит о наличии достаточного количества развлечений-заменителей, а в кризисных условиях экономики кино становится практически товаром роскоши.
Далее, необходимо перейти к рассмотрению общего состояния кинотеатров в РФ. Так, на 2015 год в России насчитывается 4021 цифровой кинозал, по сравнению с 3703 в 2014 году соответственно, рост составил 8,6%[5]. При росте кассовых сборов всего на 1,7% в год подобный тренд во многом обусловлен общем ростом инвестиционной активности в отрасли. Тем не менее можно заметить, что общий тренд предпринимательской активности демонстрирует спад в период с 2006 по 2015 год, при сохранении высокой волатильности, поэтому данную инвестиционную активность скорее можно считать остаточной и во многом обусловленной субсидиями и инвестициями со стороны государства, которые, несмотря на снижение, всё равно демонстрируют существенную часть общих инвестиций в киноиндустрию[6]. На фоне высокой конкуренции со стороны интернет-пространства и соответствующих онлайн ресурсов в дальнейшем можно ожидать не только спада доходов кинотеатров, но и снижения инвестиционной активности. При этом необходимо отметить, что рост количества кинозалов во многом обусловлен расширением региональных сетей, на их долю пришлось 55% новых залов, в то время как на города-миллионники пришлось только 42%[7].
«Высокая эластичность спроса на кино по цене и по доходу говорит о наличии достаточного количества развлечений-заменителей».
Безусловно, если говорить о доли рынка по регионам и компаниям, то на Московский регион приходится около 18,9% посещений, при доле кассовых сборов в 26,7%, что характеризует цены в московском кинопрокате как значительно более высокие, нежели в региональных кинотеатрах. При этом взаимоотношения московских кинотеатров представляют собой олигополистическую структуру, в которой доминируют несколько основных компаний, таких как Синема Парк, Формула кино, КАРО, Киномакс и Люксор.
В целом, если рассматривать перспективы киноиндустрии в России, то по показателям функционирования киноцентров можно ожидать дальнейшего спада, обусловленного тремя основными причинами. Во-первых, кризисными условиями в экономике, ростом количества возможных субститутов за счёт развития интернет-ресурсов, во-вторых, спадом инвестиционной активности, вызванной бюджетным дефицитом и снижением субсидий со стороны государства, в-третьих, высокой рискованностью подобных вложений.
Автор: Александр Жигайлов
Источник главного фото: https://rg.ru/
[1] «Обзор российского кинорынка. Итоги 2015 года». Невафильм Research // http://research.nevafilm.ru/reports/cinema_market_reports/obzor-rossiiskogo-kinorynka.-itogi-2015-goda.
[2] «Into Film Festival report» // https://www.intofilm.org/resources/1193/iff-report-2015.pdf.
[3] «Обзор российского кинорынка. Итоги 2015 года». Невафильм Research // http://research.nevafilm.ru/reports/cinema_market_reports/obzor-rossiiskogo-kinorynka.-itogi-2015-goda.
[4] Там же.
[5] Там же.
[6] «Индекс предпринимательского настроения в сфере российского кинопоказа – Исторические данные». Невафильм Research // http://research.nevafilm.ru/reports/business_climate_index.
[7] «Обзор российского кинорынка. Итоги 2015 года». Невафильм Research // http://research.nevafilm.ru/reports/cinema_market_reports/obzor-rossiiskogo-kinorynka.-itogi-2015-goda.