На четвёртом фестивале современной хореографии CONTEXT. ДИАНА ВИШНЁВА. представлены различные труппы, исполняющие современный танец. Особое место занимают артисты «Балета Мориса Бежара» и их художественный руководитель, хореограф Жиль Роман. То, что Диана Вишнёва пригласила швейцарскую труппу выступать не случайно: пару лет назад балерина исполняла знаменитую постановку основоположника труппы – Мориса Бежара – «Болеро», сейчас артисты «Балета Мориса Бежара» являются одними из самых востребованных трупп в исполнении современной хореографии, к тому же по словам Жиля Романа у них с Дианой «полностью совпадает мнение по поводу современного танца».
Российский зритель сможет прикоснуться к творчеству Балета из Лозанны сразу на нескольких площадках проведения фестиваля: в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко на прошедшем Гала-открытии фестиваля, в Гоголь-центре на протяжении двух дней на концерте – Международной программе Context, шанс представится также питерской публике на Гала-закрытии в Мариинском театре. На Гала будут показаны два дуэтных номера, в рамках Международной части фестиваля – одноактный балет Жиля Романа «Словно с луны свалившиеся» на музыку Франца Шуберта и Citypercussion (Thierry Hochstätter и jB Meier).
Морис Бежар был хореографом, заново переосмыслившим и открывшим для широкой аудитории возможности современного танца. Жиль Роман во время фестиваля сказал, что «Бежар был первым, кто начал создавать современный танец», при этом под современным танцем понимается не техника исполнения и используемая комбинация элементов (за основу можно взять и технику классического балета, и танца модерн), а в первую очередь соответствие текущему периоду жизни.
«Танец становится современным, когда начинает отображать эпоху, идти в ногу со временем»
Сейчас прочувствовать философию Мастера возможно только наблюдая за выступлением его театра, в котором чтут и соблюдают указания, данные при жизни великим балетмейстером. Этим можно объяснить тщательность, с которой проходит подготовка артистов к предстоящим спектаклям, когда важным становится всё: расположение на сцене, эмоциональная отдача и взаимоотношения между артистами. Жиль Роман, следя за сохранением хореографического стиля, всё своё время проводит со своими танцовщиками, не оставляет времени для просмотра других постановок, в частности в эти дни в рамках фестиваля ученик Бежара мог бы оценить творчество молодых российских хореографов, однако: «не видел ни одной русской современной постановки, но ведь я и не критик, я хореограф и поэтому провожу всё своё время вместе со своими артистами».
На данный момент в репертуаре «Балета Мориса Бежара» преобладают постановки самого Мастера и его преемника Жиля Романа. Преемственность видна в языке постановок, в подборе музыкального сопровождения и, в какой-то части, в смысловой составляющей номеров. Так, на гала концертах открытия и закрытия фестиваля CONTEXT перед зрителями блистали два дуэта. Первый – па-де-де из балета Мориса Бежара «Вена, Вена, город моей мечты» под названием «Открытая комната», второй – «Цвет блюза» Жиля Романа. Оба номера были краткой историей любви, но чуть различной в моменте прочтения женской партии: у Мориса Бежара Элизабет Рос из всех сил пыталась предотвратить уход возлюбленного – Жюльена Фавро, у Жиля Романа Кейтлин Тильхельм – более самостоятельная и уверенная в себе девушка, которая может как завлечь партнера, так и распрощаться с ним без лишних угрызений совести. Определенного сюжета в постановках нет, раскрыть фабулу не захотел и сам хореограф: «зритель главный, пусть он решает, что увидеть в той или иной постановке, исходя из первоначального осмысления па-де-де как танца для двоих».
В Гоголь-центре прошла российская премьера балета «Словно с луны свалившиеся». «Балет Мориса Бежара» впервые исполнил его чуть более года назад в Лозаннской опере (Швейцария), теперь неоднозначную постановку, наполненную спецэффектами, увидел московский зритель. В центре постановки – многоликие женские образы, которые непостижимы для мужского начала. Мужчина (тот же Жюльен Фавро) оказывается как будто в другом измерении, в «женский мир» он попадает через проводник – холодильник. Проваливаясь через него и пройдя через путь, Жюльен видит несколько женщин, поглощенных танцем, это его шокирует и удивляет. Завораживает это и зрительный зал, который сидит в оцепенении, наблюдая за проявлением сильных женских характеров. Каждая танцовщица – индивидуальность, каждая несёт через танец свою историю.
«В центре постановки – многоликие женские образы, которые непостижимы для мужского начала. Мужчина оказывается как будто в другом измерении.»
Возможность увидеть и прикоснуться к творчеству Bejart Ballet Lausanne – шанс, который выпадает на долю российского зрителя довольно редко. Поэтому каждый приезд артистов – крупное событие в культурной жизни города, который избрала для себя в качестве площадки одна из известнейших трупп, представляющих современную хореографию.
Автор: Мария Тарасова
Источник заглавного фото: dianavishneva.com