Серое небо, мокрый асфальт, шум поезда. Людей совсем не много, ещё меньше людей с пакетами. Когда-то на «Хлебозаводе» действительно пахло хлебом. Сейчас на месте завода  —  хипстерский (в хорошем смысле) кластер с развитой инфраструктурой. Сегодня последний выходной распродажи. 

—  Это же аналог «Чёрной пятницы»?
—  Да, но как бы «Чёрная пятница» наоборот, — суетливо, но очень старательно отвечает мне пиар-директор «Хлебозавода» Сира Лобян.— «Хлебозавод» — это такое пространство, где больше магазинов- локальных проектов. Поэтому мы не устраиваем «Чёрную пятницу». Мы сделали Дни осознанного потребления, чтобы давать скидку только тем, кто приносит старую одежду в контейнеры фонда «Второе дыхание». 
—  Почему скидки маленькие?
—  Потому что наши бренды не могут себе позволить делать большую скидку, у них в принципе стоимость вещей не намного превышает стоимость…

*к Сире подбегает сотрудница*

—  У нас очередные сложные клиенты на скидку, у них ничего нет, кроме какого-то чата…
—  Да, я сейчас подойду.

Рок-н-ролл из колонок магазинов приглушает звук молотка. С его помощью двое рабочих перекладывают асфальт.

 «Участвуете в акции “Осознанное потребление”?» — спрашиваю у девушек на улице.
«Не, мы бессознательные сегодня», — смеются.

В холле здания одного из торговых пространств идёт лекция от экостилиста. Людей немного. Довольно тихо. 

«Наш мозг задаёт рабочий сценарий и изо всех сил пытается ему следовать с минимальными допущениями. И вещи, подходящие под него, кочуют со студенческих времён до старости».

«Ощущение “мне нечего надеть” абсолютно обманчиво. Но почему? Потому что хочется надеть что-то такое, чтобы выглядеть иначе. Для того чтобы это сделать, вам нужно взять бумагу и выписать в столбик прилагательные, ассоциирующиеся с образом, который вы хотите создавать. После этого вам нужно проанализировать те образы (не вещи!), которые у вас уже есть, и сравнить с теми прилагательными, которые вы выписали».

«Привыкните смотреть на свой гардероб не вещами, а образами. Для этого фотографируйте себя! Фотографируйте, я вам разрешаю, ничего стыдного в этом нет. Когда вы сравните и проанализируете свои вещи, вы поймёте, в какую сторону вам нужно меняться. Чаще всего не нужно бежать в магазин и покупать очередную пару обуви. Вам нужно просто пересмотреть свои образы». 

Окей, преисполнилась. Можно идти на охоту за скидками. Захожу в «Меч». 

Две консультантки полулежат на диване.

— У вас такой же ажиотаж, как на «Чёрной пятнице»?
— В этом году ни у кого нет денег из-за пандемии, никакого ажиотажа. 
— Какие у вас скидки?
— Не больше 50%, мы вообще пытаемся отойти от этой «Чёрной пятницы». Просто пока дела так себе. 
— То есть вы хотите в следующие разы проводить Дни осознанного потребления уже без скидок?
 —  Ну да, это же потребление… А это мотивация же эта скидка, и она не очень большая и это… хорошее дело и бонус приятный!

Покупаю себе синие варежки и беру носки в подарок. 

«Целенаправленно пришли на мероприятие?»
«Не, я просто так, даже не знал, что тут что-то проводится», — отвечает мне милый кудрявый парень с большим пакетом, из-за маски видны только красивые карие глаза. 
«Что купили?»
«Ну вот купил пуховичок».
«Собираетесь ещё чего приобрести?»
«Нет, больше ничего, мне только пуховик нужен».
«А, ну это здорово, что вы знаете, что вам нужен только пуховик, это осознанное потребление!»
«Ага, да…».

На улице стало совсем пусто. Темно. Рабочие всё ещё перекладывают кирпичи вокруг люка.

«Ой, смотри, там что-то происходит», — толкает меня напарник.

Подходим к «Бойлерной». Это огромное здание: сочетание немыслимых размеров гаража и концертного зала. Только вместо машины или диджея — огромное количество мебели. И очень, очень много людей. Тут проходит «FChairs» — распродажа мебели закрывшихся ресторанов. 

«Каким-то предприятием владеете?»  — спрашиваю у замужней пары.
«Да, кафе».
«А вы покупаете здесь мебель, потому что поддерживаете идею об осознанном потреблении или потому что цены хорошие?»
«Ну, это совокупность всего: во-первых, чтобы не выбрасывалось, во-вторых, если вещь качественная, и её можно приобрести за меньшие деньги — почему нет, и в-третьих, иногда распродают мебель очень хороших ресторанов».
«Но мы тоже за осознанное потребление! Это точно!» — охотно вставляет жена.
«Да, чтобы лишний раз не выкидывать, а продолжить жизнь товара и соответственно не…».
«За-загрязнять среду», — помогает женщина.
«А то мы масками и перчатками сейчас так загрязним всё, что потом не очистимся еще долгие годы», — с улыбкой сообщает мужчина. 

 —  Сира, такие мероприятия победят «Чёрную пятницу»? 
 —  Мне кажется, со временем да. Даже если ты не беспокоишься об окружающей среде, о своем следе, то тут в принципе вопросы экономии: вещи локальных брендов не такие дорогие и дольше тебе прослужат. Я думаю, большинство людей уже понимает, что «Чёрная пятница» — это обман больших корпораций.
—  Почему обман?
—  Потому что все эти скидки, они… это не стоимость даже производства, это просто изначально крупные бренды поднимают цену на 200, на 300%, а потом вот «Чёрная пятница».

Автор текста и фото: Настя Сенина