Уже летом этого года с 21 по 23 июля пройдет интерактивный фестиваль уличной культуры Chain Challenge Fest. Пункт назначения: Москва, Солнечногорский район, озеро Круглое, пляж The Lake.
И если ты свободно дышишь только в бомбере или в толстовке, в шкафу у тебя 500 пар кроссовок разных мастей, в наушниках беспрестанно качает хоп, а скейтборд/лонгборд/стритбол/стритдэнс/уличный футбол/бургеры – твоя персональная религия, то грех пропустить такое мероприятие, пристанище всех королей улиц! THE WALL взял интервью у его молодого и талантливого создателя – Илоны Лисотиной.
Предстоящий фестиваль Chain Challenge Fest ты организуешь со своим молодым человеком Павлом. Расскажи, как к вам пришла идея создания этого проекта? Известие о проведении такого мероприятия приятно удивляет, потому что в России ощущается дефицит подобного места, где могли бы собраться 20-летние тусеры, креативные ребята, которые ищут себе единомышленников.
Я занималась развитием уличной культуры задолго до знакомства с Пашей и сама себя считаю её представителем: с пяти лет играю в стритбол, потом танцевала хип-хоп, рисовала граффити, каталась на BMX, на скейте, а с 15 лет стала работать в этой индустрии — попала в шоу-команду по баскетбольному фристайлу. В университете я познакомилась с Пашей, он тоже психолог и BMX-ер, в прошлом играл в стритбол. В первый год знакомства мы вместе работали в Турции, тренировали детей и организовали фестиваль совместно с телеканалом A-One (ТНТ Мьюзик) и Gorilla Energy. Представьте: в детском лагере собираются ведущие и операторы самого тогда популярного молодежного телеканала, три дня проходят мероприятия на уровне, которого никто и не мог ожидать. Были и соревнования, и веселые движухи вроде чемпионата по синхронному плаванию, и большой пляжный рейв. После этого проекта у нас появилась мечта — создать свое подобное место, но реализовать ее сразу — взять где-то миллион и начать строить свой Центр уличной культуры — мы не могли. Мы занялись организацией мероприятий, соревнований и путешествий для экстремалов. Назвали свое движение «Прилив» и определились с целевой аудиторией — BMX, скейтборд, самокат.
То есть Chain Challenge Fest — это не первый опыт подобной деятельности?
Прошло уже четыре года, как мы организуем подобного рода мероприятия. Что касается Центра уличной культуры, я думаю, его нужно делать именно круглогодичным, потому что в России пока есть возможность полноценно развиваться в уличных дисциплинах только летом. Мы думаем об отеле в Сочи и о сети таких вот многофункциональных Центров по всем крупным городам. Выкупить кусок земли, построить на нем помещения, где все будут жить, соорудить площадки — вот вам и фестиваль на каждый день, вне зависимости от времени года.
Я, адекватно оценив свои возможности, поняла, что без дополнительного бизнес-образования долго не протяну. И пошла этой осенью в бизнес-школу Phoenix Next, где мне объяснили, что мы не сможем просто подойти к инвесторам и попросить у них денег, пока не проведем масштабное мероприятие, хотя бы одно, но самостоятельное. Я участвовала в организации Moscow City Games прошлым летом в Лужниках на 150 000 зрителей, но делала это не одна, поэтому было решено — создаем масштабный проект: фестиваль на тысяч на пять человек, с насыщенной программой, со всеми площадками, которые мы хотим сделать в будущем Центре уличной культуры. Чтобы потом можно было пойти к инвесторам с результатами проделанной работы, с такой вот демоверсией нашей мечты.
«Давайте перестанем смотреть, как это делают за границей, поймём, в чём наша фишка, и начнем развивать эту индустрию в своем стиле»
Как ты думаешь, уличный коктейль из физических активностей, удобной стильной одежды и громкой качающей музыки пришел к нам с Запада, или в России все-таки есть своя атмосфера улиц?
Однозначно, все это пришло с Запада, и наш фестиваль о том, как транслировать историю и ценность культуры: как это появилось там, как это развивалось здесь, и что с этим можно делать дальше. Давайте перестанем смотреть, как это делают за границей, поймём, в чем наша фишка, и начнем развивать эту индустрию в своем стиле.
Как продвигаются дела с продажей билетов?
За полгода до фестиваля мы запустили краудфандинговую кампанию на Planeta.ru. Собирали на главную сцену фестиваля 150 000 рублей. За месяц собрали более 170 000 рублей и продали 115 билетов. Этот старт во многом задал верное направление поиска партнеров и инвесторов.
А были ли спонсоры, которые вам помогали, или вы все сделали вдвоём?
Больших партнеров с деньгами не было, но у нас за эти годы собралось достаточное количество связей, таких партнеров, которые могут предоставлять нам бесплатно в аренду площадки, поддержку. Сейчас мы в поиске серьезных крупных партнеров и хотим, чтобы мероприятие стало еще более качественным. Ведь атмосферу создать мы сможем и без денег. Но все хотят известных хедлайнеров, грандиозных конструкций. А еще все хотят бесплатный билет. Мало кто знает, что за красивыми картинками и афишами стоит смета расходов в миллионы рублей. И поддержка купленными билетами играет важнейшую роль.
Вы ищете коммерческих спонсоров, а как насчет государственных учреждений? Государство вообще поддерживает такие молодежные инициативы?
Этой весной нас поддержали благотворительные организации. В частности, Рыбаков Фонд, Национальная Предпринимательская Сеть и Фонд Русской Экономики. Последние, к слову, выделили нам грант в 285 000 рублей. Такая поддержка даёт огромный стимул двигаться без страха перед будущим.
Коммерческие организации предоставляют свою поддержку за рекламу, за будущее партнерство?
Да, мы помогаем представителям уличных брендов развивать их бизнес. Открытием стал для нас интерес к Chain Challenge Fest таких гигантов, как PwC, например.
Теперь хотелось бы поговорить о месторасположении: каковы требования? Будут ли участники там жить, ночевать?
Так как мы хотим создать демоверсию большого проекта, то место тоже должно быть похожим на отель. Поэтому мы предлагаем сотрудничество базам отдыха, где было бы все необходимое: охраняемая территория, чтобы там можно было жить в палатках, а кто хотел, мог бы жить в отеле. Еще нам нужна возможность создать необходимые площадки и развернуть это дело в рамках фестивального формата: поставить сцену, провести оупенэйр, обустроить пространство под танцпол.
У тебя есть идея, куда можно обратиться?
Да, у нас с самого начала был список из более чем 20 баз отдыха. Все они либо запрещают ставить палатки, либо запрещают шуметь. Бред, ведь места в их отелях мало. Почему бы не разрешить палатки? Так ещё и шум: вот кому он будет мешать, если все постояльцы на три дня — лишь участники фестиваля? В итоге, мы поняли, что наш вариант — пляжи. Первый выбранный нами пляж оказался вообще незаконно застроенным. Сначала всё окей было, а потом они испугались, что мы слишком много шума поднимем, и о них наверху узнают. Остановили мы выбор на пляже в 18 км от МКАД на озере Круглое. Там классно, проходили крупные фестивали, да и палатки можно ставить под соснами, в специально подготовленном месте.
Сколько стоит билет?
Сейчас уже самый дешевый билет стоит 2400 рублей, начиналось всё с 1000 рублей. Поначалу мы просто продавали билеты на идею, не говоря о точных датах, и люди их покупали. В стоимость билета входит посещение всех событий фестиваля и всех площадок, место под палатку, набор участника и доступ к нашему Пункту Выдачи Призов, где за свое активное участие можно самому себе выбрать приз от партнеров.
Ты говорила о желании создать лагерь, работающий на постоянной основе, а что если такой Центр уличной культуры открыть в Москве? Клуб, в котором могли бы собираться все те, кто побывал на вашем фестивале летом, как настоящая банда?
Насчет того, чтобы открыть место наподобие клуба в Москве, куда можно было бы приходить и тусоваться, – да, такая возможность есть. Но я пока не знаю, насколько это будет выгодно. Подобные центры существуют, но многие продолжают жаловаться, что все это дорого, и просят государство предоставить возможность заниматься этим бесплатно. Вход в самые крутые московские скейт-парки стоит от 300 рублей, и это вынуждает ребят, которые действительно любят рассекать на своем скейтборде, не ходить туда или ходить, по крайней мере, не каждый день.
Может быть, как раз вам и стоит попробовать предоставить людям возможность кататься бесплатно, сломать систему?
Да, мы бы хотели, и для этого нужно искать коммерческих партнеров, которые смогут это оплачивать. Сделать место, где громкие бренды дадут настолько сильную рекламную нагрузку, что ребята смогут приходить туда бесплатно. Как например, Puma Social Club, Adidas BASEMOSCOW. Они построили площадки, где ребята могут находиться в крутом месте круглые сутки и ничего за это не платить, при этом ты понимаешь, что этот бренд создал всё для тебя.
А если будут спонсоры, они ведь будут перекрывать ваш лэйбл своей рекламой Puma или Nike, например?
Для меня нет идеи фикс — продвигать проект исключительно под своим именем. Тут дело больше в сути. Коллаборация с любой крупной компанией не вызывает у меня никакого дискомфорта. Ведь ты вкладываешь в подобные проекты свои ценности, и смысл в том, чтобы создавать место, где всем будет приятно находиться.
Расскажи немного о концепции проекта.
Мы изначально отталкивались от концепции цепи — самого яркого атрибута уличного стиля. Потом возникла идея сделать фестиваль интерактивным, местом, где ты и отдыхаешь, и можешь за три дня научиться чему-то, продемонстрировать свои навыки, посоревноваться с другими. Мы также придумали способ награждать участников: на каждой зоне, за каждую активность участник получает звенья цепи, их можно тут же обменивать на еду, вход на закрытые мероприятия или на проход в фан-зону во время выступления хэдлайнеров, на призы от партнеров, мерч. Ты можешь хранить эти звенья до последнего дня, и тогда, на финальной вечеринке, мы вызовем на главную сцену тех, кто накопил больше всего звеньев, измерим их, и тот, чья цепь будет самой длинной, будет награжден настоящей золотой цепью. Будет такая помпезная церемония: вынесут трон, героя наградят цепью и респектом. И отсюда название фестиваля: Chain Challenge Fest.
«Мы надеемся, что ребята после фестиваля свяжут жизнь с уличной культурой, даже те, которые до этого никогда не был к ней близок, чтобы действо стало шире, чем просто разрозненные субкультуры»
Сегодня существует множество фестивалей разных форматов, посвященных уличной культуре, – концерты, выставки, соревнования. Есть индустрия, которая начинает развиваться: появляются новые бренды одежды, бары, бургерные, появляются локальные тусовки, и очень интересно, как это работает изнутри, услышать тех, кто начинал с нуля, кто добился в этом успеха. На нашем фестивале ты себя пробуешь, ты варишься в этом окружении, пытаешься понять, что сам можешь сделать для индустрии. Мы надеемся, что ребята после фестиваля свяжут жизнь с уличной культурой, даже те, которые до этого никогда не был к ней близок, чтобы действо стало шире, чем просто разрозненные субкультуры. Мне вообще не нравится понятие субкультуры, потому что оно слишком узкое. Во всем мире уличный стиль стал мейнстримом, потому что уж очень глубоко вошёл в нашу повседневную жизнь. Продукты уличной культуры на каждом из нас: мы это носим, слушаем, едим, мы ходим на эти концерты, и пора понять, что это можно развивать в нашей стране не только с помощью франшиз и дистрибуции, а создавать что-то свое.
А что такое закрытые мероприятия, о которых ты упоминала?
Они проводятся самими партнерами, например, премьера нового видео, на которое физически невозможно впустить 5000 человек, поэтому мы все это закрываем, делаем пространство на 20-30 человек, куда могут войти только те, кто купил особый билет, либо туда можно будет попасть за звенья цепи.
Вообще у нас будет несколько зон: Мяч (стритбол, уличный футбол), Уличные танцы, Экстрим (BMX, самокат, скейтборд, лонгборд), Мода (одежда и кроссовки), Уличная кухня, Рэп, отдельно у нас выделена Girls-зона — такой островок феминизма, где девочкам будет комфортно. На фестивале будет много случайных девчонок, просто приехавших за компанию со своими парнями. Для них и создаем специальную зону: чтобы наводить себе красоту плюс слушать других успешных девочек, которые будут говорить, что надо быть смелее и задавать темп мальчишкам. Плюс, это отличное место для знакомств. И, наконец, главная сцена с диджеями, стендапом и танцевальными, музыкальными выступлениями.
Что такое зона Экстрим?
Это зона не только для скейтеров, BMX-ров и самокатеров, но и для тех, кому хоть немного это интересно. Например, фотографировать экстремалов любит.
Таким образом, мы разделяем наших участников на преданных фанатов, которые уже давно в этом деле, и последователей – те, кто «я просто слушаю Рианну и поэтому думаю, что мне здесь понравится». В Экстрим Зоне также можно научиться экстрим-съемке. Вас посвятят в историю, обучат пользоваться обычной и экшн-камерами, объяснят, в чем сложность ловли трюка на фото. Дальше в небольших командах вы пойдёте к экстремалам и будете снимать их в течение нескольких часов. В итоге получите готовый фото/видео экстрим-проект, который представите жюри и получите звенья цепи. Также можно будет создать свою собственную фигуру для катания, уникальный дизайн для скейта, выпиливая необычные формы, или научиться чинить велосипеды/доски.
«И почему он не может потом пойти и устроиться в любой бургер-бар Москвы, если он за три дня спроектировал свой бар?»
А кого из профессионалов вы собираетесь позвать на свой фестиваль?
Мы собираемся позвать спортсменов, блогеров, музыкантов и других деятелей индустрии, всего более 500 человек (то есть только приглашенных гостей будет 500). Из известных спикеров: Игорь Лидер из Jack’s Garret, Костя Кочанов из Sneakershot, Паша Иванов из ВМХАШКИ, фотограф Марат Соловьев, чьи работы недавно напечатали в Trasher Magazine, рэпер Славон, Александр Баюнов с его брендом чехлов для самоката «Красава» и многие другие.
Будет ли финальное прощальное шоу?
Мы хотим в конце каждого дня делать шоу награждения для самых активных участников. Завершение дня должно быть фееричным: на каждой площадке днём должен пройти финальный ивент, подводящий итоги, на сцене выступит самый крутой хэдлайнер, пройдут выступления танцевальных команд. Отдельно выделят самых активных участников этих трех дней. Ну и, конечно, само награждение цепью должно быть максимально помпезным!
А ты не хочешь создать сертификат для участников, документ, который бы поспособствовал развитию за рамками проекта?
Да, многие этого хотели, и мы сделали отдельный вариант награждения за участие. Каждый участник получит на почту уведомление о том, что он прошёл определённые воркшопы и челленджи. И почему он не может потом пойти и устроиться в любой бургер-бар Москвы, если он за три дня спроектировал свой бар? В идеале мы хотим еще даже до фестиваля, во время и после него выкладывать вакансии, чтобы ребята могли на волне вдохновения понять, в какой сфере развиваться. Либо, окрылённые идеями, пойти и с командой, с которой они познакомились на фестивале, сделать свой бизнес: открыть бренд одежды, начать профессионально фотографировать, заняться фото/видео съемкой или делать мероприятия для танцоров или экстремалов.
«Мы уже не принюхиваемся друг к другу, мы сразу на одной волне»
Действительно хорошая отправная точка для тех ребят, которые не хотят погрязнуть в серой и скучной рутине, а делать что-то интересное. Будет здорово, если участие в вашем проекте станет знаком качества. Потом эти ребята смогут прийти работать к вам же.
Мы действительно задумываемся о том, чтобы предоставить ребятам, которые захотят и дальше работать в этой индустрии, возможность развития. Это позволит уйти от мысли, что если ты учишься на психолога, то ты должен работать психологом, или если ты учишься на экономиста, то ты будешь только экономистом. Ты можешь делать всё, что захочешь, всё, о чем мечтал в детстве, ведь там было столько всего крутого, что со временем стало теряться из-за каких-то страхов, предрассудков.
Очень многие молодые люди не знают, куда идти, чтобы найти себе единомышленников. Ведь просто так очень сложно влиться в эти сообщества – они очень закрытые. Наш фестиваль именно про стиль жизни. Ведь мы уже не отличаем друг друга, как это было в 2007 году, когда ты выходил на улицу и видел: вот гот, а вот рэпер. Сейчас все стали хипстерами, модниками, стали одеваться примерно в одно и то же и перестали ставить друг перед другом барьеры. Мы уже не принюхиваемся друг к другу, мы сразу на одной волне.
Когда мы только начинали делать концепцию фестиваля, мы отталкивались от того, что улица – это детство. Когда тебе 5 лет, ты выходишь на улицу за интерактивом, на улице кругом развлечения, точно двор — это площадка, и ты на фестивале: на качелях одна тусовка, в песочнице – другая, тут ты подошел к скамейкам, там взрослые ребята расскажут тебе столько историй за полчаса, что ты прокачаешься на пять лет вперед. Наш фест и есть та самая улица!
Кстати, у нас есть свой мотивационный слоган. Мы думали, что нужно какое-то ёмкое призывающее слово, которое можно было бы распространять в соцсетях, типа #Действуй! И тогда я придумала #Зацепись! Звучит, как призыв к действию, и в слове есть корень цеп. Теперь это стало нашим лозунгом.
Ну-ка закинь послание потенциальным участникам Chain Challenge Fest!
Во-первых, зацепитесь уже, наконец, за что-нибудь или за всё подряд! Вспоминайте, что вы хотели делать в детстве, о чем вы мечтали, кем вы хотели быть, кто был вашим кумиром. И не нужно отрекаться от самого себя! Не намешивайте много серьёзности в вашу мечту. Та серьёзность в виде денег, славы, уважения и уверенности в себе придёт к вам, даже если вы будете заниматься тем, чем всегда мечтали!
Автор: Анна Джуджишвили