10 марта на экраны вышел фильм Тодда Хейнса («Меня там нет», «Милдред Пирс») «Кэрол». Лента получила награду на кинофестивале в Каннах, на недавней премии «Оскар» она оказалась представлена в 6 категориях, однако осталась без призов. Картина снята по роману прославленной американской писательницы Патриции Хайсмит (цикл о преступнике Томе Рипли) «Цена соли», который в 1953 году она была вынуждена опубликовать под псевдонимом.

Нью-Йорк, 50-е годы XX века. Покупая подарок дочери к Рождеству, Кэрол (Кейт Бланшетт), чья супружеская жизнь не прошла испытание на прочность, встречает юную продавщицу Терез (Руни Мара), мечтающую стать фотографом. Между женщинами вспыхивает симпатия, которая со временем перерастает во взаимное влечение. Однако муж Кэрол (Кайл Чандлер), отчаявшийся вернуть былое, использует нетипичные любовные пристрастия своей супруги в качестве аргумента в бракоразводном процессе, лишая мать возможности видеться с дочерью.

Тодд Хейнс, которого по праву считают одним из главных мастеров стилизации в независимом американском кино, уже обращался к схожей тематике. Действие его картины 2002-ого года «Вдали от рая» также разворачивалось в 50-е, также затрагивалась квир-тема. Но в «Кэрол» нет особого драматического надрыва. Перед нами предстает скрупулезно восстановленный образ Нью-Йорка 50-х, на фоне нравов которого неспешно разворачивается история о запретной любви. На протяжении первого часа практически ничего не происходит, но терпеливый зритель будет вознагражден проникновенной историей о любви.

Тонкая операторская работа, мягкая цветовая гамма и ненавязчивый саундтрек, а также внимание к деталям, создают ощущение особой интимности. Несмотря на наличие довольно откровенной гомосексуальной сцены (продолжительность которой все же меньше, чем в памятной «Жизни Адель»), фильм не скатывается в пошлость или грубость. Отличие «Кэрол» от многочисленных картин на схожую тематику, кои в последние годы в огромном количестве транслируются на кинофестивалях, в том, что характер любовной связи здесь не ставится во главу угла.

Данный фильм рассказывает о любви в самом широком ее понимании, а не только лишь о проблемах однополых отношений. О любви и о людях, погруженных в эту любовь, вынужденных страдать. Их образы воплощает великолепный актерский ансамбль. Хотя все же Руни Мара, изображающая кроткую с виду, но сильную изнутри молодую девушку, кажется сильнее, чем Кейт Бланшетт, на чью долю выпала роль элегантной и умудренной опытом женщины. Здесь она явно проигрывает самой себе – в «Жасмин» Вудди Аллена её игра была более убедительной.

Многим может показаться, что, увлекаясь эстетикой ретромелодрамы, режиссер словно переносит ценностные установки современности на время действия фильма. Любовь двух женщин, пусть даже в среде консервативного пуританского общества Америки середины века, не предстает чем-то невозможным, недопустимым для героев. Героиням придется сделать нелегкий выбор, поскольку их отношения не соответствуют занимаемым ими статусным ролям в обществе. Но создатели сознательно делают акцент на том, что даже самые подчас невозможные отношения не являются таковыми, если чувства берут верх над страхом.

Автор: Анатолий Волохов