В главном здании ГМИИ им. Пушкина открылась выставка «Капричос. Гойя и Дали», которая продлится до 12 марта. Художники переосмысляют смысловое содержание жанра «Капричос»: Франсиско Гойя привнёс иронический оттенок в офорты на политическую ситуацию в Испании, а Сальвадор Дали копирует гравюры Гойи, добавляя цвет, сюрреалистические элементы, и свои комментарии. Что ожидать от выставки и как смотреть работы – читайте в нашем материале вместе с рекомендацией коллекционера Бориса Фридмана, предоставившего работы Дали из частного собрания.

Коллекционер Борис Фридман

«Идея родилась в значительной степени от возражений над тем, как проходили показы: вывешивают картинки, люди начинают искать различия, тексты не показываются, как правило. Это не верно – работы смотрятся как набор карикатур, каких-то непонятных вещей, тогда как это серьёзное глубокое произведение, в значительной степени литературное. На выставке тексты занимают очень важное место. Я бы сказал, что их сначала нужно читать, а потом смотреть, потому что это текст к каждой из картин, написанных самим Гойей».

Капричос (итал. capricci, фр. caprices, исп. caprichos) – особый жанр в искусстве Западной Европы на рубеже XVI-XVII веков, предполагающий создание в изобразительном искусстве, музыке или поэзии серии капризов, причуд или фантазий, объединённых какой-либо темой. Сам Гойя назвал серию офортов «Собрание эстампов на фантазийные сюжеты», рассказав о политической и социальной жизни Испании, переживающей глубокий кризис. Художник показывает следующие сюжетные линии: самообман и притворство, метафора человеческого мира как животного, сон разума и пробуждение человеческого сознания. Гойе удалось высмеять как пороки простых людей и лицемерие дворянства, так и правящую чету, церковь, инквизицию.

Комментарий Гойи: «Светская жизнь – карнавал, где все скрыто маской. Здесь всё чужое: платье с чужого плеча, чужой голос, личина вместо лица. Здесь всякий притворяется, все лгут и никто никого не узнаёт».

Почти через 180 лет состоялась публикация графической серии Франсиско Гойи, которая вдохновила Сальвадора Дали на новое прочтение работ Гойи. Дали воспринимал листы «Капричос» как что-то близкое собственному сюрреалистическому методу. В отличие от техники офорта с акватинтой Гойи сюрреалист использует технику сухой иглы, офорта и пошуара (трафарета) для более точного сходства и дальнейшей работы.

Можно взять на заметку совет о прочтении комментариев перед созерцанием листов и находить новое прочтение серии «Капричос».

 

Автор текста и фото: Наталья Белова