На Лазурном берегу подошёл к концу 70-й юбилейный Каннский кинофестиваль. Ежегодный марафон длиной в одиннадцать дней завершился традиционной раздачей наград, преподнеся немало сюрпризов.

Жюри под председательством живого классика Педро Альмодовара собрало под одной крышей буквально титанов мирового кинематографа: актёры были представлены Джессикой Честейн и Уиллом Смитом (который, к слову, отлично провел время в столь нестандартной для себя обстановке), режиссёры — Паоло Соррентино («Великая красота», «Молодой папа»)Пах-Чхан Уком («Олдбой», «Порочные игры»), Марен Аде («Тони Эрдманн») и, конечно, самим Альмодоваром.

Источник фото: toledoblade.com

Главный приз, «Золотая пальмовая ветвь», был присужден шведскому режиссеру Рубену Эстлунду и его сатирическому высказыванию о природе современного искусства и человеческих отношений «Квадрат». Для постановщика это уже второй приезд в Канн — в 2014 году он получил здесь приз жюри в категории «Особый взгляд» за картину «Форс-мажор».

Рубен Эстлунд получает главный приз фестиваля.  Источник фото: scd.france24.com

Гран-при фестиваля получила драма Робина Кампийо «120 ударов в минуту», рассказывающая о нелёгком положении дел ЛГБТ-сообщества во Франции и борьбе со СПИДом на заре 1990-х годов. Излишняя откровенность и банальность повествования смутили некоторых российских (в основном) и западных рецензентов, но не помешали жюри дать фильму вторую по значимости премию.

Робин Кампийо на церемонии закрытия. Источник фото: www.larep.fr

Всего второй раз в истории Канн режиссёрская премия досталась женщине — ей стала София Коппола, представившая в этом году на суд фестивальной публики «Роковое искушение», ремейк картины «Обманутый» (1971). Кстати, впервые такой чести удостоилась русская актриса и постановщик Юлия Солнцева: в 1961 году она завоевала награду за фильм «Повесть пламенных лет», советскую военную драму о судьбе колхозника, ставшего солдатом в годы Великой Отечественной войны.

Наконец, наш соотечественник Андрей Звягинцев с пятым полнометражным фильмом «Нелюбовь» стал обладателем специального приза жюри. И пусть многие называют награду утешительной, это вполне закономерная и нужная победа. История пропажи девятилетнего мальчика на фоне распадающегося брака — снова безжалостное препарирование, картина о нас и стране в целом. В российских кинотеатрах, что примечательно, картину можно ждать уже на текущей неделе — с 1 июня.

Андрей Звягинцев. Источник фото: media.guim.co.uk

Актерские награды также нашли своих обладателей: за роль угрюмого и меланхоличного киллера в мрачной драме «Тебя здесь никогда не было» призом отметили выдающегося Хоакина Феникса. Для него это уже вторая значимая регалия на международных фестивалях за последние несколько лет — в 2012 он получил Кубок Вольпи на Венецианском фестивале за «Мастера» (где же «Оскар», киноакадемики?).

О победительнице в женской категории гадали до последнего — здесь потрясающие работы Марианны Спивак из «Нелюбви» и Василисы Маковцевы из «Кроткой» Сергея Лозницы, и, наконец, гранд-дама Николь Кидман, которая с годами все чаще появляется как в массовом, так и авторском кино, бонусом успевает сниматься в сериалах, а в Канн так и вообще привезла сразу четыре (!) проекта. Однако пальму (в прямом смысле) первенства увела Дайан Крюгер, эмоционально сыграв мстящую мать в картине Фатиха Акина «Из ниоткуда».

Кадр из фильма Фатиха Акина «Из ниоткуда»

О Кидман, впрочем, также не забыли. Актриса была награждена специальным призом, приуроченным к годовщине фестиваля. Находящаяся на пике популярности Николь записала милое видеообращение из Нэшвилла, где поблагодарила всех за оказанную честь. Но достаточно ли такого приза за смену пятидесяти нарядов меньше, чем за две недели?

Видеосообщение Николь Кидман на церемонии закрытия фестиваля

Сценарные награды на счету Линн Рэмси («Тебя здесь никогда не было») и Йоргоса Лантимоса («Убийство священного оленя») — жуткой и абсурдной ленте с Колином Фарреллом и снова Кидман. Российский релиз намечен на ноябрь.

Из приятного: жюри секции «Особый взгляд» (следующей за основным конкурсом) во главе с Умой Турман отметили главным призом дебютную работу «Теснота», снятую Кантемиром Балаговым — учеником Александра Сокурова. Фильм рассказывает о тяжёлых испытаниях, выпавших на долю одной еврейской семьи, живущей в Нальчике. Прокатная судьба этого проекта пока не известна.

Автор: Егор Козкин