Политическая карта мира прошлого столетия претерпевала многочисленные изменения, детерминированные сначала войнами, а что касается второй половины 20 века, – стремлением объединиться в союзы. Однако процессы, происходящие сегодня, показывают обратную тенденцию: опыт объединения не для всех стал удачным. Это подтверждается тем, что в Брюсселе сегодня, 15 декабря, проходит саммит Европейского союза, на котором Тереза Мэй вместе с другими главами государств и правительств стран ЕС решают, может ли официально начаться вторая фаза переговоров о Brexit, в рамках которой планируется обсудить вопросы будущих торговых отношений между сторонами. Ранее Лондон и Брюссель объявили, что достигли договоренностей по ряду вопросов, без которых не могла начаться вторая фаза диалога.
29 марта 2017 года Великобритания уведомила Европейский Союз о своём намерении выйти из его состава, ссылаясь на статью 50 Договора об Европейском Союзе, согласно которой любое государство-член может принять решение о выходе из Союза. 29 апреля Европейский Совет, состоящий из глав 27 государств-членов, принял ряд руководящих принципов, которые определили рамки для переговоров и общие позиции ЕС в решении данного вопроса.
Brexit начался уже довольно давно: референдум по вопросу выхода Соединённого Королевства из ЕС состоялся ещё 24 июня 2016 года – однако окончательного соглашения, включающего условия, на которых будут строятся дальнейшие отношения между Союзом и Великобританией, так и не было принято. Главной проблемой является то, что Великобритания хочет отделиться от ЕС политически, но не экономически, поскольку широкие преференции, связанные с термином «the single market», терять никто не хочет. Понятие «единого рынка» включает в себя свободу перемещения лиц, товаров, услуг и валюты. И это всё, в свою очередь, создало условия для крепкого экономического сотрудничества компаний Великобритании с компаниями других стран ЕС. В связи с этим перед парламентом Соединённого Королевства стоит сложная задача найти баланс между интересами бизнесменов и государства.
Однако предоставляемые свободы влекут и определенные обязательства. Так, например, высокий уровень развития британской экономики делает эту страну привлекательной для так называемых в праве Европейского союза «jobseekers» (лица, находящиеся в поиске работы). Данной категории граждан по закону предоставляются льготные условия пребывания и пособия. Отток населения из слаборазвитых стран бьёт по экономике страны.
Из истории
Великобритания не стояла у истоков создания Европейского союза, который первоначально назывался Европейский экономический союз. Она присоединилась к нему лишь в 1973, то есть спустя 16 лет после его создания. Более того, в 1960 Великобритания совместно с рядом других стран вошли в Европейскую ассоциацию свободной торговли, целью которой являлось соответственно создание свободной экономической зоны. Впоследствии, Соединённое Королевство вышло из ЕАСТ и вступило в ЕС.
Ещё одним примечательным фактом является то, что Великобритания не входит в еврозону и в зону Шенгенского соглашения. Она сохранила свою купюру – фунт стерлингов, а также необходимость приобретения отдельной визы для третьих стран. Таким образом, страна ограничила свободу перемещения граждан государств, не входящих в Евросоюз, на своей территории. Сохранение национальной валюты стало победой в долгосрочной перспективе, что становится очевидным, исходя из возникшего европейского долгового кризиса среди стран, входящих в еврозону, жертвой которого стала в 2009 году Греция. Кроме того, проанализировав всё множество соглашений, подписываемых государствами-членами ЕС, можно отметить, что лидерами вносимых оговорок являются Дания и Великобритания, либо не готовые в полной мере разделить политику Евросоюза, либо, что касается Великобритании, идущие своим уникальным путем.
Так или иначе, очевидно, что на протяжение всего времени сотрудничества с ЕС Великобритания особо не стремилась слиться воедино с другими странами, в её поступках скорее прослеживаются сепаратистские идеи. А значит, предпосылки реализации полной независимости от ЕС можно найти в самом менталитете страны.
Деликатный вопрос
«Hurry up, please» — именно так звучит заголовок части статьи, опубликованной на Euronews. Действительно весь Евросоюз в ожидании, какими же станут условия, на которых Великобритания выйдет из состава ЕС. Но на практике получается, что для вынесенного на рассмотрение парламентом проекта соглашения уже подготовлено 186 страниц поправок.
Однако окончательной версии соглашения мир не увидит, в соответствии с договоренностью, которая имеется между Терезой Мэй и Брюсселем. Данное решение было мотивировано нежеланием поднимать общественный резонанс, который потенциально может возникнуть после опубликования соглашения.
В прессе уже освещен вопрос суммы компенсации, причитающейся с Лондона в связи с решением о выходе из ЕС и составляющий от 45 до 60 млрд евро (сумма уточняется сторонами). Данные цифры в очередной раз заставляют задуматься о целесообразности принятого решения и подчеркивают серьёзную готовность Великобритании.
Наиболее острым вопросом в ходе переговоров стал вопрос границы с Ирландией. История взаимоотношений Великобритании и Ирландии весьма насыщенная и за редким исключением мирная. Мир как раз наступил, когда республика Ирландия и Северная Ирландия объединились под эгидой Евросоюза в целях достижения общей экономической выгоды. Сухопутная граница между этими двумя государствами нечеткая, некоторые семьи живут в одной стране, а работают в другой. Этому способствует тот факт, что лицо – житель Северной Ирландии (гражданин Великобритании)- одновременно является гражданином республики Ирландия, согласно Белфастскому соглашению 1998 года об урегулировании конфликта в Северной Ирландии. Все эти обстоятельства только добавляют сложности в определении условий выхода из ЕС.
Про крепкие экономические связи говорит EurAsia Daily: «…более трети молока, произведенного в Северной Ирландии, перерабатывается к югу от границы в Республике Ирландия, а около 400 тыс овец оттуда убивается на бойнях Северной Ирландии. У известной пивоваренной компании Guinness штаб-квартира находится в Дублине — столице Ирландской республики, а огромный завод по разливу пива в Белфасте — столице Северной Ирландии. Некоторые из компонентов будущей алкогольной продукции Guinness до трех раз пересекают туда и обратно условную границу в Ирландии. Цепочки добавленной стоимости и не только у Guinness, но даже на уровне малого и среднего бизнеса давно переплелись. Единственное различие: в двух частях Ирландии бухгалтерский учет ведется на основании разных валют — евро и британского фунта. В том числе, за счет кооперации и разделения труда объем торговли между Ирландской республикой и Великобританией в 2016 году составил около € 60 млрд».
Неизбежное ужесточение таможенного режима приведет к возникновению дополнительных трудностей в обеспечении логистики товара и его новом ценообразовании.
Анализ позволяет понять, что выход Великобритании из ЕС «дарит» большое количество финансово-экономических издержек. Чем в итоге будет готова пожертвовать Великобритания во имя достижения своей цели? Так или иначе, выход из ЕС одного из государств-членов станет спусковым механизмом для новой цепочки политических изменений либо внутри Евросоюза, либо внутри самого государства, а возможно, и там, и там.
Автор: Алина Нуртдинова
Источник фото: http://cdn.cnn.com