Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров организовал свою персональную выставку «Ретроспектива брендреализма» в музее современного искусства «Эрарта». Ключевая тема — отношения между человеком и вещью.
Сергей Шнуров работает в стиле «брендреализм», концепция которого заключается в доминировании бренда над людьми. Данное направление провозгласил сам Шнуров ещё в 2007 году. Ретроспектива, которая проходит с 9 февраля по 9 апреля, отмечает 10-летие нового течения.
«Согласно постулатам брендреализма, человек XXI века окружен не чистыми явлениями, а лишь продуктами-брендами, сгенерированными искусственно. Он одевается в бренды, питается брендами, передвигается на брендах», — говорится в аннотации к экспозиции.
Сергей Шнуров в мире художественного искусства отнюдь не новичок. Он начал писать картины ещё в середине 90-х годов. Сначала полотна выставлялись в Санкт-Петербурге, а в 2010 году впервые в столице, в галерее FineArt, чему способствовал друг Сергея – художник Дмитрий Шорин. Тогда выставка назвалась «Эксклюзив брендреализма» и представляла собой 8 полотен музыканта. По словам Сергея, галерея небольшая, поэтому сколько картин туда поместилось – столько он и выставил. После этого Сергей Шнуров выставлял свои работы во многих российских галереях, занимающихся современным искусством.
«Брендреализм есть замещение истинной реальности реальностью сделанной. Ты — это то, что ты ешь, что ты носишь и на какой машине ты ездишь. Внутренняя сущность человека уходит на второй план. Именно бренд определяет настоящее человеческое лицо. Выражение себя происходит через приверженность к марке», – Сергей Шнуров
В своих работах Сергей Шнуров иронизирует над зависимостью людей от брендов, причем не только в одежде, автомобилях, напитках, но и от публичных персон. На каждой картине можно найти и узнать либо символ, либо проекцию популярного бренда: от нефти до религии.
«Брендреализм – это не совсем направление, это ракурс, точка зрения. Основная фишка отражена в песне «Экспонат»: ничто не является ничем, и все может стать тем самым экспонатом в мире современного искусства» – Сергей Шнуров
Стоит отметить, что арт-объекты, представленные на выставке сделаны не руками Сергея Шнурова, но его воображением: «Путем личных переговоров и селекций я выбрал трёх соратников. И с этими тремя соратниками я сделал это их руками. По большому счёту, я художественный руководитель».
На расспросы журналистов о значении тех или иных работ Сергей Шнуров отвечал чётко и строго. А если точнее, то не отвечал: «Если бы я хотел что-нибудь рассказать, я обязательно рассказал бы: с помощью инстаграмма – я бы сделал там аннотацию. Видимо, я не хочу ничего рассказывать, и мне вот этого высказывания в качестве ответа достаточно».
Одна из работ Сергея Шнурова находится в постоянной коллекции музея Эрарта уже несколько лет. Картина «Рубашка»: на синем фоне живописец изобразил простую жёлтую рубашку с биркой модного дома D&G. Компанию «Рубашке» с недавних пор составляют настоящие «лабутены».
Сергей Шнуров полагает, что выставкой заинтересуются самые разные люди: «Я рассчитываю на широкую аудиторию: от казачества до православных активистов».
Возрастное ограничение для посетителей выставки — 18+.
Автор: Александра Мирер
Фото: Мария Муханова