В российский прокат выходит фильм Джослин Мурхаус «Месть от-кутюр» с Кейт Уинслет в главной роли. Картина пронизана чёрным юмором, ненавистью к провинциалам и любовью к парижской моде 50-х. О том, могла ли элегантная одежда стать оружием массового поражения и как обстояли дела с модой в середине прошлого века на самом деле, читайте в материале.
События картины происходят в австралийском городке, где когда-то жила девочка Тилли, которую обвинили в убийстве её сверстника. После того, как полицейский вывез её из этого городка, она сбежала в Париж и стала искусной модисткой, что впоследствии помогло ей успешно противостоять различным нападкам жителей провинции1. Через 25 лет после происшествия главная героиня (которую ни на секунду не забывали в этом городе) решила вернуться на свою родину. Теперь все жители этого провинциального захолустья могли лицезреть прекрасную девушку, которая всё еще считалась убийцей, в изысканных платьях, шляпках и туфлях.
На должность художника по костюмам была приглашена Марион Бойс, недавно прославившаяся благодаря работе в телевизионном сериале «Леди-детектив мисс Фрайни Фишер», в котором речь идёт о 20-х годах прошлого века. Режиссёр «Мести от кутюр» была настолько поражена работой мадам Бойс, что сразу же предложила ей поработать вместе. Марион, в свою очередь, без замедления согласилась, так как сама обожает моду середины прошлого столетия2.
Итак, что можно сказать об эпохе, дух которой должна была передать Марион Бойс через костюмы? 1950-е – в определённом смысле период «коренного перелома» в женской моде. Во время Второй Мировой войны некоторые модные дома прекратили своё существование, другие временно закрывали производство, а остальные изредка выпускали небольшие коллекции. Было абсолютно понятно – haute couture стал ещё одной жертвой кровопролитной войны. Тем временем, женская мода всё отчётливее повторяла мужскую: на первый план выходило удобство и практичность, а силуэт платьев и пиджаков напоминал перевёрнутый треугольник3.
Когда, наконец-то, война закончилась, страны-участницы начали восстанавливать разрушенные города и различного рода производства. Безусловно, высокая мода также начала постепенно возрождаться, и к 50-м годам на модном небосклоне начали появляться новые звёзды, символизировавшие возвращение к миру и движение в светлое будущее.
После ужасно жестокой эпохи, унёсшей миллионы жизней, девушкам и женщинам вновь захотелось чувствовать себя самыми прекрасными, лёгкими и элегантными созданиями на свете. Пожалуй, с такой ситуацией лучше Кристиана Диора не справился бы ни один модельер. Великий кутюрье помог представительницам прекрасного пола избавиться от громоздких пиджаков с накладными плечами и облачиться в тугие корсеты и невероятно женственные платья, юбки, пиджаки и пальто. Кроме того, Диор не считал нужным экономить ткани, как это делали во время войны, и расходовал метры дорогих материалов на пошив небольшого количества шикарных нарядов. Марион Бойс не могла не отдать дань одному из величайших кутюрье всех времён, поэтому в самом начале картины главная героиня появляется в платье-пальто в стиле New Look приталенного силуэта с пышной юбкой, напоминающей распускающийся цветок.
Кристобаль Баленсиага – ещё один гениальный модельер, повлиявший на моду XX столетия. Кутюрье любил экспериментировать с тканями и материалами, а его взгляд на моду был по-настоящему новаторским, за что его творчество уважали даже его коллеги-соперники. Одно из его модных изобретений – чёрное платье со светлой гофрированной тканью вместо нижней юбки – стало вдохновением для многих дизайнеров и, как видно, для костюмера «Мести от кутюр». Однако в данном случае художник по костюмам отдала предпочтение не гофрированной юбке, а светлой накидке, напоминающей ангельские крылья4.
Не обошлось в фильме и без ностальгических платьев в стиле модного дома Vionnet, который был на пике популярности в 20-30-х годах прошлого века. Его основательница, Мадлен Вионне, в своё время совершила революцию, подобно Диору вернув в моду приталенные силуэты и бесконечно нежную женственность. Однако если в первой четверти XX века наряды в стиле греческих богинь смотрелись уместно, то в середине прошлого столетия – немного невпопад. Ведь мода постоянно меняется и двигается вперёд без оглядки, а мадам Вионне к 1950-м была уже пожилой женщиной, популярность модного дома которой прошла.
А пока Париж уверенно оставался на пьедестале высокой моды, американское производство женской повседневной одежды процветало с каждым днём. Главной причиной бурного роста подобного рода производства в Америке стала, как ни странно, война, во время которой простые американские фасоны стали востребованы. И в то время как французские кутюрье тратили огромные запасы тканей на свои произведения искусства, их американские коллеги создавали весьма экономичные наряды для походов по магазинам или прогулок по паркам. Один из известнейших американских дизайнеров тех времён, Генри Розенфельд, создавал платья спортивного покроя, отличавшиеся удобством и сдержанной элегантностью5. Марион Бойс и здесь попала в точку и одела Кейт Уинслет в спортивное платье тёмно-синего оттенка с белым воротником и карманом, предназначенное для игры в гольф.
Как оказалось, война оставила след не только на политической и экономической сферах, но и на индустрии моды, что было виртуозно показано в ленте художником по костюмам. Однако сюжет Джослин Мурхаус оказался крайне сумбурным и противоречивым, а сам фильм слегка затянутым. Кажется, что Уинслет спасает фильм актёрской игрой, а Бойс виртуозным выбором одежды для героев и глубоким пониманием тех времён. Выходит, что «Месть от кутюр» – или никем непонятый шедевр, или всего лишь очередная лента, достойная внимания преимущественно благодаря красивой картинке, а не сюжету.
Автор: Мария Шульговская
1 Борис Иванов. Рецензия на фильм «Месть от-кутюр». 26.07.2016. Film.ru // https://www.film.ru/articles/vizit-damy-0
2 Marie C. Marion Boyce: Costuming the cast of The Dressmaker. 12.11.2015. Cinemazzi // http://www.cinemazzi.com/costuming-the-cast-of-the-dressmaker-marion-boyce
3 Laura Clouting and Amanda Mason. How Clothes Rationing Affected Fashion In The Second World War. Imperial War Museums // http://www.iwm.org.uk/history/how-clothes-rationing-affected-fashion-in-the-second-world-war
4 Мода. Всемирная история. / Под ред. М. Фогг. – Пер. с англ. – М.: ООО «Магма», 2015. – 576 с., ил.
5 Там же