[:ru]

Берлинале, впервые состоявшийся в 1951 году, изначально задумывался как социально ориентированный, политизированный и демократичный фестиваль, открытый для авторского кино. Последний Берлинале продемонстрировал метаморфозы в восприятии фильма как такового: интерес к человеку в кадре перерос психологизм и личную драму, внимание режиссёров обращено на конкретные события, имеющие большой резонанс в современном обществе.

«Проблема перемещённых лиц» стала отправной точкой Берлинского фестиваля-2016»


В этом году девизом кинофорума было объявлено «право на счастье». Такая формулировка, по словам главы Берлинале Дитера Косслика, имеет прямое отношение к беженцам. Косслик также отметил, что роль кино сейчас состоит в «понимании причин, по которым люди бросают все и бегут, куда глаза глядят»[1]. Вообще, «проблема перемещённых лиц» стала отправной точкой Берлинского фестиваля-2016; было произнесено множество слов благодарности в адрес Германии и администрации мероприятия, установившей особые контейнеры для пожертвований. Кинематографисты выражали своё восхищение мужеством тех, на чью долю выпали тяжёлые испытания войной и социальными катастрофами [2].

В программе фестиваля в различных номинациях победили сразу три ленты, повествующие о судьбах беженцев – короткометражные фильмы «Якорная стоянка запрещена» (Тайвань), «Человек вернулся» (Британия-Дания-Нидерланды) и получившая высшую награду Берлинале картина «Огонь в море» (Италия). «Fuocoammare» — это история о том, как беженцы из Африки начинают новую жизнь на итальянском острове Лампедуза, который выполняет функцию перевалочного пункта между Африкой и Европой. Режиссёр Джанфранко Рози прибыл на остров, предполагая снять короткометражную документальную ленту, однако уже в процессе съёмок он понял, что сложная реальность жителей острова заслуживает полноценного хронометража [3]. Так, после присуждения ленте «Золотого медведя» стало очевидно, что проблематика картины находится в числе приоритетов – как для самих европейцев, так и для европейских правительств. Победа «Огня в море» — это жест принятия беженцев в европейское общество, стимулирование граждан к пониманию и поддержке новых членов общества. Это своеобразное пособие к гостеприимству, направленное главным образом на то, чтобы сгладить острые углы социальной интеграции и снизить риск возможных национальных конфликтов в условиях миграционного кризиса.

«Однако широкое освещение проблемы массовых миграций не стало единственным фактором, определившим политический подтекст кинофестиваля»

Однако широкое освещение проблемы массовых миграций не стало единственным фактором, определившим политический подтекст кинофестиваля. На внеконкурсных показах особой популярностью пользовался фильм «Куда бы ещё вторгнуться» провокационного американского режиссёра Майкла Мура [4]. В своей картине Мур попытался подчеркнуть недостатки современной внешней политики США; он призвал осознать, насколько реальная Америка далека от идеализированных представлений о ней. Также на фестивале была представлена короткометражка крымско-татарского режиссёра Наримана Алиева «Без тебя» на тему семейной и братской любви. Несмотря на то, что сама по себе картина политически нейтральна, автор изначально делает акцент на том, что это крымско-татарское, не российское кино [5]; время и место, на фоне которых развивается действие фильма, априори задают его политический контекст. Наконец, о политизированности Берлинале говорит проведение 14 февраля акции в поддержку Олега Сенцова — украинского режиссёра, признанного виновным в создании террористического общества и приговорённого в России к 20 годам заключения. Мероприятие было организовано при поддержке Немецкой и Европейской киноакадемии, и участие в ней приняли несколько звёзд европейского кинематографа[6].

Все это указывает на то, что прошедший фестиваль в значительной степени переместился в политическую сферу. Результаты оценки конкурсной программы Берлинале свидетельствуют о следующем: фестиваль сейчас – это платформа для выражения гражданской позиции, а выбор жюри – демонстрация её официального одобрения на международном уровне и ещё один инструмент политического управления обществом.

Автор:Диана Ковригина
Источник фото:dic.academic.ru

[1]-Берлинале: кинозвезды приходят на помощь беженцам; 16.02.16;http://ru.euronews.com/2016/02/12/shift-of-focus-refugees-take-the-spotlight-at-the-berlin-film-festival/

[2]-Итоги Берлинале-2016: «Огонь в море» — ожидаемая победа фильма о беженцах; 21.02.16;http://www.ng.ru/cinematograph/2016-02-21/100_berlinitog.html

[3]-Берлинале-2016: Золотой Медведь остался в Европе; 21.02.16; http://riatribuna.ru/news/2016/02/21/76142/

[4]-Кардиограмма планеты: из игровых фильмов лучшим Берлин признал документальный; 20.02.16;http://www.rg.ru/2016/02/20/iz-vseh-igrovyh-filmov-na-berlinale-luchshim-priznali-dokumentalnyj.html#2225cf81/16130/2

[5]-Режиссер из Крыма: «Мой дом стал чужим»; 18.02.16; http://www.dw.com/ru/%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%B5%D1%80-%D0%B8%D0%B7-%D0%BA%D1%80%D1%8B%D0%BC%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D0%B9-%D0%B4%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BB-%D1%87%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%BC/a-19052377

[6]-На Берлинале прошла акция в поддержку Олега Сенцова; 14.02.16; http://www.dw.com/ru/%D0%BD%D0%B0-%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%B0-%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2-%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D1%83-%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%B0-%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0/a-19048298[:]