«Нет страха глупее, чем страх перейти границы вида искусства. Нет ни живописи, ни скульптуры, ни музыки, ни поэзии. Есть только творчество»[1]
Умберто Боччони
Высказывание футуриста Умберто Боччони прекрасно описывает суть медиаискусства, которое появилось позже футуризма. Главными ценностями футуристы объявляли восхваление техники, скорости и энергии, отказываясь от идеалов прошлого. Футуристы заявили о себе в 1909 году, когда Филиппо Томазо Маринетти создал первый манифест о футуризме. Медиаискусство же широко распространилось в последней декаде XX века (с 1960-х этот процесс запустился) благодаря технологическому буму в это время и чуть позже развитию интернета. Технологический прогресс был вдохновляющим фактором для футуристов, а для медиаискусства – инструментом конструирования новой реальности. Сначала эксперименты в сфере медиаискусства представлялись в рамках научных мероприятий, но к концу XX века цифровое искусство (digital art) стало самостоятельным направлением[2]. Развитие цифрового искусства происходило не изолированно от других направлений. Так, на него повлиял дадаизм (авангардное течение), деятельность перформативной группы Флюксус (Fluxus) и концептуальное искусство (где важна идея, а не способ выражения). Поэзия дадаизма проявляется во множестве линий в медиаискусстве, при этом сами линии расположены совершенно случайно, не подчиняясь какой-либо логике[3]. Технология взаимодействия со зрителем была заимствована у группы художников Флюксус. Концептуализм проявил себя идейно: в новом процессе донесения мыслей до зрителей.
Пространство, в котором реализуется медиаискусство, это уже не белый куб, где выставлены инсталляции и показаны картины современных художников. Белый куб сменяется чёрным кубом, где каждый раз моделируется новая реальность. Интересно, что «сильные» произведения искусства влияют на четырёх уровнях: осязательном, эмоциональном, ментальном и интеллектуальном[4]. У медиаискусства больше возможностей для того, чтобы воздействовать на зрителя, чем у картин или тех же инсталляций. Ключевым моментом является прямая вовлечённость зрителя в пространство произведения искусства. Посетитель не смотрит на картину – он уже находится внутри воображаемого пространства. Центр Марс предлагает пережить этот опыт.
Rose of the World. Shrastrs and Witzraors – это полнокупольная видеоинсталляция, которая была создана по мотивам произведения «Роза мира» Даниила Андреева[5]. Здесь под звуковое сопровождение отрывков из этой книги можно погрузиться в новое пространство, напоминающее космос, без отрыва смотреть на эту новую реальность, созданную Андреевым и видеохудожниками.
The Void – это путешествие в пустоту. Если раньше пустота представлялась неким тёмным пространством вне времени, то теперь можно увидеть её совершенно в другом ключе. Если в этом зале есть люди, то сложно сосредоточиться на вечном nihil и почувствовать пустоту в новом измерении, но попробовать стоит.
Swipe – это пространство, реагирующее на посетителей, оживающее при входе зрителей в залы.
Sacred Geometry – это комната, оформленная как зеркальный шестигранник. Она также реагирует на количество присутствующих зрителей, меняя степень освещенности и громкости звукового сопровождения.
Strings. На первом этаже при входе в Марс уже невольно можно погрузиться в новое измерение из-за звукового сопровождения. Создателей этого пространства вдохновила теория струн. Световые проекции представляют собой фрактальное искусство. Оно основывается на математических формулах и представляет собой повторение нескольких элементов, составляющих целый предмет.
Black Noise – это зал, сравнимый с небольшим кинотеатром. С помощью 3D очков можно погрузиться в кино без сюжета или с сюжетом, но который каждый сам себе представляет. Это зависит от точки зрения и воображения.
Digital Shadows показывает, что искусство может быть невероятно интерактивным. С помощью датчиков, реагирующих на движение, посетители создают недолговечные картины, которые вскоре могут исчезнуть. Здесь есть три плоскости, в которых можно творить при помощи своих движений.
Автор: Наталья Белова
Фото: Антон Андриенко
[1] Мартин С. Футуризм. М.: Taschen/ Арт-родник, 2010. С. 18.
[2] Paul C. Digital art. London. Thames & Hudson. 2003. P. 7.
[3] Ibid. P. 11.
[4] Wands B. Art of the digital age. . Thames & Hudson. 2006. P. 10.
[5] Центр Марс. Выставка «Искусство взаимодействия» // http://centermars.com/projects/exhibitions/iskusstvo-vzaimodejstviya/.