Президент Франции Франсуа Олланд и Президент России Владимир Путин договорились о содействии созданию коалиции в борьбе против международного терроризма и Исламского Государства в Сирии (ИГ – запрещённая в России террористическая организация)[1].

31 октября 2015 года в результате теракта произошло падение российского гражданского самолета А-321. Жертвами  авиакатастрофы стали 224 человека[2]. В Париже вечером 13 ноября произошла серия террористических атак. Погибло 130 человек, более 352 ранены[3]. Произошедшие теракты в России и Франции заставили лидеров государств заявить о готовности объединить усилия в борьбе против терроризма.

Вопрос борьбы с терроризмом остро обсуждается среди академического сообщества, политических деятелей и законодателей. Исследователи утверждают, что демократические режимы подвержены террористическим атакам больше, однако это проявления не внутреннего терроризма, а международного. Режимы, в которых преобладают авторитарные черты, чаще сталкиваются с внутренним терроризмом, как крайней формой выдвижения требований граждан[4].

Согласно исследованию “Fighting Terrorism through Rule of Law”, верховенство права оказывает предупредительный эффект на рост террористических настроений внутри общества[5].

Согласно рейтингу демократии Polity IV, во Французской Республике политическим режимом является демократия. Авторы рейтинга оценивают французский режим в 9 баллов из 10[6].

Политический режим в Российской Федерации создателями проекта представлен как открытая анократия (4 балла из 10 возможных; после 2007 года произошло резкое понижение рейтинга России с 6 до 4 пунктов)[7]. Открытой анократией называется переходный режим, сочетающий в себе демократические и авторитарные черты. Власть характеризуется нестабильностью и неэффективностью, а политическое участие граждан ограничено[8].

Данные по количеству террористических атак (Global Terrorism Database) представлены для Франции за период с 1970 года по 2014. Согласно представленной статистике, за это время во Французской Республике насчитывается 2580 случаев террористической угрозы[9]. За 2015 год база не обновлялась, и поэтому она не учитывает атаку на редакцию журнала “Charlie Hebdo” в январе 2015 года (жертвами стали 12 человек) и серию терактов в Париже 13 ноября.

По России данные представлены за период с 1991 по 2014 год. Эксперты выявили 2081 случай террористической угрозы в стране[10]. В базе не учтена катастрофа российского лайнера авиакомпании Metrojet, произошедшая 31 октября 2015 года.

Изучив данные по организаторам террористических атак во Франции, можно сделать вывод, что во Французской Республике преобладает внутренний терроризм (прим. –  ответственность за французские теракты 2015 года взяли на себя террористы ИГ[11]). Террористические угрозы во Франции поступали от “Лиги зашиты евреев”, баскской террористической организации “Euskadi Ta Askatasuna (ETA)” и итальянского движения сопротивления “Resistenza”, однако основная часть терактов была подготовлена националистическими сепаратистскими группами французских регионов Прованса, Корсики и Бретани[12].

В Российской Федерации также преобладает внутренний терроризм,  угроза исходила от террористических организаций Северо-Кавказского федерального округа. К терактам в России причастны исламская террористическая организация “Кавказский Эмират”, группа “Риядус-Салихийн”, “Джамаат Шариат (Дагестанский фронт)”, “Катаиб аль-Хоул” (Северная Осетия), а также чеченские повстанцы[13].

Во Франции в 1979-1996 годах остро стоял вопрос борьбы с террористическими угрозами, уровень терроризма в стране достигал рекордных 270 случаев в год[14]. В Российской Федерации террористическая угроза увеличивалась вплоть до 2010 год, до 250 случаев атак за год[15].

Во Французской Республике борьбой с терроризмом занимаются Разведывательное Сообщество Франции (Communauté française de renseignement), Генеральный Директорат внешней безопасности (Direction générale de la Sécurité extérieure, DGSE) Национальный Совет по разведке (Conseil national du renseignement, CNR), а также французская жандармерия[16]. В стране действует система оповещения о террористической угрозе, Plan Vigipirate, которая функционирует с 1978 года. Система предупреждает террористические атаки и проводит постоянный мониторинг подозреваемых в экстремисткой деятельности. Отличительной чертой французской антитеррористической политики является постулат, что борьба с терроризмом должна основываться на соблюдении прав человека[17].

Отличительной чертой французской антитеррористической политики является постулат, что борьба с терроризмом должна основываться на соблюдении прав человека

В Российской Федерации за борьбу с терроризмом ответственны Федеральная Служба Безопасности (ФСБ), Министерство Внутренних Дел (МВД), а также созданный в 2006 году Национальный Антитеррористический Комитет (НАК), призванный координировать антитеррористическую политику между субъектами федерации. Политику России в борьбе с терроризмом нельзя назвать эффективной. По данным Global Terrorism Database, до 2010 года в стране наблюдался рост террористической угрозы, и только в последние годы эксперты отмечают улучшение ситуации.

Российская власть использует теракты как предлог для централизации власти в государстве. Так, теракт в Беслане в 2004 году стал поводом отмены прямых губернаторских выборов[18], серия террористических атак в Волгограде в 2013 послужила предлогом для увеличения контроля над СМИ. После крушения самолета А-321 Госдума приняла законопроект о приоритете Конституционного Суда РФ над вердиктами международных инстанций[19]. Отныне российские власти смогут отказаться от исполнения решений Европейского Суда по Правам Человека (обращения российских граждан в ЕСПЧ составило 13% от общего числа всех жалоб в 2014 году[20]).  Данный закон не единственный случай манипуляции террористической повесткой для централизации внутренней власти в России.

Президент Франции Франсуа Олланд после терактов в Париже выступил с идеей внести в Конституцию понятие “чрезвычайное положение”, а также расширить полномочия президента республики в случае объявления ЧС[21]. Правозащитники выступили против идеи Олланда, заявив, что подобные изменения Конституции Франции ограничивают гражданские права и свободы французов[22].

Франция и Россия в международной антитеррористической коалиции

После теракта в США 11 сентября 2011 года, жертвами которого стали около 3 000 человек, перед мировым политическим сообществом остро встал вопрос необходимости совместной борьбы с террористической угрозой XXI века.

За два года до теракта 9/11 занимавший пост премьер-министра России Владимир Путин опубликовал в New York Times статью, в которой утверждал, что терроризм не имеет границ и весь мир должен объединиться, чтобы победить террористическую угрозу[23]. Выступая на Генассамблее ООН 28 сентября 2015 года, Президент России Владимир Путин заявил о необходимости создания единого контртеррористического фронта[24].

Владимир Путин в своих выступлениях использует обвинительную риторику по отношению к международным партнёрам, утверждая, что «Запад финансирует терроризм» и «заигрывает» с террористическими организациями[25]. Подобная риторика и различие позиций России и США по вопросам легитимности власти Башара Асада в Сирии не позволяют России выступать авторитетом в борьбе против международного терроризма.

Франция же является государством-лидером в борьбе с терроризмом[26]. В период с 1996 года во Франции в несколько раз сократился уровень террористических атак[27], французские спецслужбы эффективно предотвращают возможные теракты. В 1996 в Париже министрами стран «большой восьмёрки» был подписан договор о совместной борьбе с терроризмом. Франция приняла активное участие в подготовке документа[28].

После терактов 13 ноября в Париже, которые не смогли предотвратить французские спецслужбы, Президент Франсуа Олланд заявил о готовности объединения России и Франции в борьбе с международной угрозой терроризма. Франция также ведёт переговоры с США по согласованию международной контртеррористической политики. Министерство иностранных дел РФ заявляло, что Россия не намерена присоединяться к антитеррористической коалиции во главе с США[29]. Франсуа Олланд же выступает посредником между этими странами. Подобная позиция Французской Республики в вопросе формирования международной повестки по борьбе с терроризмом подчёркивает её авторитет на международной арене.

Несмотря на недавние теракты в Париже, Франция демонстрирует эффективность методов борьбы с террористической угрозой. В стране наблюдается резкое снижение случаев террористических атак.

Напротив, в Российской Федерации всё ещё очень высокий уровень террористической угрозы, исходящей от северокавказских регионов страны. Российские методы борьбы с терроризмом не настолько эффективны, как Французские.

Всем странам необходимо сотрудничать между собой для совместного снижения общемирового уровня террористической угрозы. Авторитет руководства России в Европе и США достаточно низок (после событий на Украине, присоединения Крыма и поддержки режима Башара Асада), поэтому остаётся надеяться на ведение диалога по согласованию политики борьбы с международным терроризмом для достижения видимого результата.

Автор: Катерина Забродкина

[1] «Никакой коалиции, но больше координации»: визит Президента Франции в Москву. ТАСС // http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/2479068.

[2] Авиакатастрофа в Египте 31.10.15. NewsRbk.ru // http://newsrbk.ru/news/2455444-aviakatastrofa-v-egipte-31102015-spisok-pogibshih-passazhirov-%96-krushenie-samoleta-v-egipte.html.

[3] Attaques à Paris : le point sur l’enquête et le déroulé des attaques. Le Monde.fr // http://www.lemonde.fr/societe/article/2015/11/13/fusillade-meurtriere-a-paris_4809485_3224.html.

[4] Choi S.-W. Fighting Terrorism through the Rule of Law / The Journal of Conflict Resolution. 2010. Vol. 54. No. 6. P. 940.

[5] Там же. P. 945.

[6] Authority Trends, 1946-2013: France. Polity IV Project // http://www.systemicpeace.org/polity/frn2.htm.

[7] Authority Trends, 1946-2013: Russia (and the Soviet Union). Polity IV Project // http://www.systemicpeace.org/polity/rus2.htm.

[8] Marshall M., Cole B. Global Report 2014: Conflict, Governance, and State Fragility / B.R. Cole // Center for Systemic Peace. 2014. P. 20.

[9] Search Results: France. Global Terrorism Database // http://www.start.umd.edu/gtd/search/Results.aspx?chart=country&casualties_type=&casualties_max=&country=69&count=100.

[10] Search Results: Russia. Global Terrorism Database // http://www.start.umd.edu/gtd/search/Results.aspx?chart=country&casualties_type=&casualties_max=&country=167&count=100.

[11] Callimachi R. ISIS Claims Responsibility, Calling Paris Attacks ‘First of the Storm’ // http://www.nytimes.com/2015/11/15/world/europe/isis-claims-responsibility-for-paris-attacks-calling-them-miracles.html?_r=0.

[12] Search Results: France // Global Terrorism Database. Op. cit.

[13] Search Results: Russia // Global Terrorism Database. Op. cit

[14] Search Results: France // Global Terrorism Database. Op. cit.

[15] Search Results: Russia // Global Terrorism Database. Op. cit.

[16] Смирнова О., Помазан А. Французский опыт противодействия терроризму // Вестник Нижегородского Университета им. Лобачевского. 2010. №1. С. 270.

[17] Там же. С. 272.

[18] Remington T. Patronage and the Party of Power: President–Parliament Relations under Vladimir Putin. Europe-Asia Studies. 2008. 60 (6): 978. – не понимаю двоеточия.

[19] Госдума отменила приоритет международного права в России. Meduza Project //

https://meduza.io/news/2015/12/04/gosduma-otmenila-prioritet-mezhdunarodnogo-prava-v-rossii

[20] Европейский суд больше не указ России. Это как? Meduza Project //

https://meduza.io/cards/evropeyskiy-sud-bolshe-ne-ukaz-rossii-eto-kak

[21] France wants to change constitution to extend powers in state of emergency. The Telegraph //

http://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/europe/france/12030960/France-wants-to-change-constitution-to-extend-powers-in-state-of-emergency.html.

[22] Франция готовится к войне: зачем Олланду менять Конституцию. РБК // http://www.rbc.ru/politics/17/11/2015/564b60c49a79475a11586d31.

[23]Remington Т. Putin, Parliament, and Presidential Exploitation of the Terrorist Threat // The Journal of Legislative Studies. 2009. Vol. 15. P. 220.

[24] 70-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. Президент России

http://www.kremlin.ru/events/president/news/50385.

[25] Там же.

[26] Смирнова О., Помазан А. Указ. соч. С. 273.

[27] Search Results: France // Global Terrorism Database. Op. cit.

[28] Там же. С.272.

[29] МИД РФ: Россия не намерена присоединяться к коалиции США. ТАСС // http://tass.ru/politika/2321932.