Теодор Драйзер сегодня – американский классик, один из ярчайших авторов прошлого века. Современники, однако, воспринимали творчество писателя неоднозначно: несмотря на огромную популярность Драйзера в Европе и Советском Союзе, на родине его произведения не пользовались общественным признанием вплоть до второй половины XX века.
Детство будущего писателя – девятого ребенка в семье немецкого эмигранта Джона Драйзера, прошло в крайней бедности. Литературой он всерьез заинтересовался еще в школе, однако путь к писательской карьере предстоял долгий. Окончив муниципальную школу, Драйзер отправился в Чикаго, где в течение двух лет ему приходилось менять одну низкооплачиваемую работу на другую и вести крайне скромное существование.
В 1887 году Теодор поступил в Индианский университет в Блумингтоне, где проучился, однако, всего год из-за отсутствия средств на оплату дальнейшей учебы, и вернулся в Чикаго. В течение следующих двух лет Драйзер работал клерком, сборщиком взносов, шофером, при этом много читая в свободное время и посещая воскресные лекции. Спустя некоторое время Драйзер принял решение уехать в Нью-Йорк, где занимался журналистикой и писал многочисленные рассказы, которые, однако, не находили отклика у издателей.
В 1897 году был опубликован полуфантастический рассказ «Сияющие рабовладельцы». Почувствовав уверенность, Драйзер приступил к своему первому роману «Сестра Керри», в основу которого легла история сестры писателя, Эммы, сбежавшей в Канаду с женатым мужчиной. Главная героиня Керри Мибер, неиспорченная, немного наивная, но в то же время знающая себе цену девушка из провинции, приезжает в Чикаго к старшей сестре и ее мужу, движимая своей главной мечтой – стать актрисой. Роман о становлении личности, о долгом пути к успеху, о разочарованиях и препятствиях, о равнодушии и жестокости большого города, о силе духа – классическая история реализации «американской мечты»[1]. Однако в 1901 году роман сочли циничным и безнравственным, и он был выпущен крошечным тиражом в отредактированной версии (оригинальный вариант был опубликован только в 1980-м).
Драйзер вновь остался практически без средств к существованию, но вскоре начал работу над новым романом «Дженни Герхардт». Роман получил смешанные отзывы критиков, но в целом, был принят спокойно: писатель получил долгожданное признание, однако по-прежнему не мог похвастаться ни финансовой стабильностью, ни оглушительным успехом.
В 1911 году писатель приступил к написанию своего третьего романа «Финансист» — первого из «Трилогии желания», который вышел уже через год. Прототипом главного героя Фрэнка Каупервуда стал американский миллионер Чарльз Йеркс. Драйзер досконально описывает американское общество и его порядки, истинное положение дел в экономической и политической средах, безнравственность правящей элиты.
Писатель-натуралист, Драйзер в своих произведениях удивительно точно, до мельчайших подробностей, воспроизвел Америку своего времени; каждый свой роман он писал на базе собственного опыта и наблюдений, а также материалов, собранных с максимальной аккуратностью и скрупулезностью. Именно поэтому его романы отличаются детальностью, подробным описанием американской жизни и, как следствие, внушительным объемом.
Стоит отметить, что некоторые критики обвиняли Драйзера в отсутствии художественного стиля, считая его скорее публицистом и находя его манеру близкой к журналистике. Другие же, находили в этом особый стиль, с помощью которого автору удавалось представить все именно так, как он задумал и вложить тот смысл, который он хотел. Генри Менкин, который оказывал Драйзеру поддержку, в свою очередь, в предисловии к переизданию «Американской трагедии» написал, что «в Драйзере жило репортерское, доходящее до нелепости уважение к факту».
Критик Ричард Лингеман считает, что «у Драйзера, действительно, есть странные фразы, не музыкальные, даже, формально, не очень грамотные. Но такие ему и нужны для создания того эффекта, который он задумал.»[2]
В 1914 году вышел второй роман трилогии «Титан». Книга получила много негативных отзывов от критиков, обвинивших главного героя Фрэнка Каупервуда в безнравственности.
Следующий роман «Гений», вновь поднимающий проблему преодоления трудностей на пути к успеху и признанию и вопросы семейных отношений, и представляющий буржуазное общество в невыгодном свете, был принят критиками еще хуже. По словам The New York Times, «Теодор Драйзер еще раз избрал в качестве героя своей книги ненормального человека и написал о нем ненормально длинный роман… Он от начала до конца слишком реалистичен, а также слишком угнетающ и неприятен…»[3]. Более того, роман был признан провокационным и впоследствии запрещён. Сам Драйзер же считал «Гения» своим лучшим романом.
Наконец, в 1925 году выходит «Американская трагедия», роман – сенсация, который принёс Теодору Драйзеру мировую известность. Снова писатель возвращается к идее «американской мечты».
Клайд Грифитс, главный герой романа, тяготеет к миру материальных ценностей, стремится попасть в высшее общество и ради этого готов на все («Как заурядный молодой человек с типично американским взглядом на жизнь, он считал, что простой физический труд ниже его достоинства»)[4]. Жизнь предоставляет ему шанс войти в круг избранных. В этом произведении писатель бросает вызов американским общественным устоям, обвиняя саму социальную систему в формировании личности с неправильными жизненными ориентирами и неадекватной, извращенной системой ценностей. Писатель предъявляет серьезные обвинения американскому обществу, разоблачает его, и, по сути, представляет жизнь типичного американца трагичной, что не могло не вызвать волну возмущения.
Клайд был близок к тому, чтобы потерять то, к чему он стремился всю жизнь. В момент, когда герой предстает перед выбором – поступить как порядочный человек или пойти на преступление ради собственного благополучия, и делает его, возникает вопрос, а мог ли он поступить иначе? Стоит задуматься, насколько глубоки переживания Клайда, каков масштаб этого конфликта. Действия героя в какой-то степени предопределены, потому что его личность была сформирована той системой ценностей, которая предполагает, что человек в своем стремлении к благополучию пойдет до конца. Можно ли воплотить американскую мечту в жизнь, но остаться при этом честным человеком? Какова цена этой мечты, и может ли вообще у мечты быть цена? И не является ли американская мечта изначально несбыточной? И наконец, не был ли смысл самого понятия «американская мечта» неверно истолкован? Это и трагедия Клайда Грифитса, и трагедия всей Америки.
После «Американской трагедии» Драйзер написал еще два романа – «Оплот» (1946) и «Стоик» (1947), завершающий «Трилогию желания». Оба произведения были изданы уже после его смерти.
Всю жизнь Драйзер оставался верен себе и своему стилю. Критик Стивен Донадио писал: «Бальзак, Золя, Стендаль описали еще до Драйзера отнюдь не исключительную американскую страсть — всеми правдами и неправдами попасть на вершину общественной лестницы. Эти писатели были известны в Америке, но их традиция тут не приживалась. Общий тон нашей литературы был викторианским, то есть романтическим. До Драйзера считалось, что в Америке, в отличие от Старого Света, успех и благосостояние зарабатываются честным трудом, а любовь — добродетелями и верностью. Это была знаменитая американская мечта. Такой взгляд был завещан Бенджамином Франклином. Не то — у Драйзера»[5]. И проблемы, поднятые в произведениях Теодора Драйзера, сегодня ничуть не менее актуальны, чем в начале прошлого столетия.
Автор: Нина Михайлова
Источник фото: http://denstoredanske.dk
[1] В 1931 году Джеймс Адамс написал трактат «Эпос Америки», который считается источником словосочетания «американская мечта»: «американская мечта о стране, где жизнь каждого человека будет лучше, богаче и полнее, где у каждого будет возможность получить то, чего он заслуживает».
[2] Ефимова М. Драйзер возвращается // http://www.svoboda.org/a/128585.html.
[3] Сергей Батурин. Портреты Американских писателей: Стеффенс Л., Лондон Дж., Драйзер Т.. — Москва: Художественная литература, 1979. — 422 с.
[4] Драйзер Т. Американская трагедия / М., Эксмо, 2010 г.
[5] Там же.