Россия хранит множество традиций, как бытовых, так и культурных. В Самаре с конца прошлого века сложилась одна из них: ежегодно на пару дней в город на Волге приезжают одни из самых лучших танцовщиков страны, чтобы вспомнить творчество Аллы Яковлевны Шелест. Великая русская балерина XX века отдала «его величеству искусству» всю свою жизнь – сначала как непревзойденная исполнительница более 40 партий на сцене Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова (ныне – Мариинский театр), потом как педагог, создавший собственную программу обучения, и балетмейстер, оставивший в наследие потомкам свои версии классических балетов. С Самарой (в годы работы Аллы Шелест – Куйбышев) балерину связывают три года плодотворной работы: на протяжение нескольких сезонов (1970-1973 гг.) Алла Яковлевна возглавляла труппу Самарского театра оперы и балета.
В 1994 году возникла идея проведения фестиваля классического балета «В честь Аллы Шелест», участие в котором дважды принимала сама балерина, третий фестиваль тщательно готовился Аллой Яковлевной и должен был состояться весной 1999 года, однако в декабре 1998 г. балерины не стало, поэтому третий фестиваль прошёл как вечер памяти актрисы. Во время реконструкции Самарского театра оперы и балета фестиваль продолжал своё существование либо в формате телефестиваля, когда по главным каналам страны показывали программы, посвящённые балерины, либо балетные вечера проходили на других сценах города, отвечавшие необходимым требованиям. За десятилетия проведения фестиваля здесь успели выступить Диана Вешнёва, Ульяна Лопаткина, Владимир Шкляров (Мариинский театр), Надежда Грачёва, Галина Степаненко, Марианна Рыжкина, Николай Цискаридзе, Сергей Филин, Владислав Лантратов (Большой театр), Георги Смилевски, Сергей Мануйлов (Московский академический Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко).
С 21 по 30 октября проходит XVI балетный фестиваль имени Аллы Шелест. Автором идеи проекта и его координатором является заслуженный работник культуры России Светлана Петровна Хумарьян. Она лично приглашает на фестиваль артистов, нередко знакомя самарского зрителя с молодыми дарованиями балетного искусства, раскрывая их талант и грацию. В подборе номеров, представленных на суд публике, для Светланы Петровны главное – доверие и взаимоотношение с выступающими. Предлагая артистам различные варианты, Светлана Петровна прислушивается к их мнению и включает в программу гала-концертов неизвестные раннее номера, которые советуют танцоры, что объясняет изменения, произошедшие в программе фестиваля. В итоге, XVI фестиваль состоит из двух гала-концертов (открытия и закрытия) и 3 известных балетов (Жизель, Баядерка и Корсар) и охватывает представителей нескольких лучших театров страны: Большого театра, Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, Михайловского театра, Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Также принимает участие «родной» Самарский театр оперы и балета.
«В подборе номеров, представленных на суд публике, для Светланы Петровны главное – доверие и взаимоотношение с выступающими»
Увертюрой к череде балетных вечеров стал Гала-концерт. Вступительное слово представителя администрации Самарской области (фестиваль проходит при финансовой поддержке Правительства Самарской области) перед открытие занавеса ещё раз показало важность культурного события не только для жителей региона, но и всей страны. Последующее за ним первое действие состояло из премьеры Самарского театра – Grand pas из балета «Пахита» на музыку Людвига Минкуса. Этот балет, созданный в XIX веке, много раз возрождался и теперь чаще всего исполняется именно как концертный вариант – блестящий Grand pas со множеством вариаций и возможностью продемонстрировать мастерство всей труппы в бесконечных четверках. 21 октября выразительно смотрелись многие самарские артисты, особенно исполнители pas de trois Сергей Гаген и его очаровательные спутницы Диана Гимадиева и Марина Накадзима, в них необходимое нравственное величие сочеталось с технической стороной балета, что не вполне можно сказать о солистах – Екатерине Первушиной и Викторе Мулыгине, эффектно выполнивших верхние поддержки, но довольно «ученически» сольные моменты.
Второе действие было почти полностью во власти «мэтров». Несколько номеров в исполнении пермских артистов: балерины Инны Билаш и премьера Никиты Четверикова и ведущих солистов Самарского театра сочетались с номерами Большого театра. Из «нестоличной» части особенно выделилась хореографическая миниатюра «Умирающий лебедь» (хореография Алексея Мирошниченко, музыка Камиля Сен-Санса), где показывается лебединая верность, история о попытке возрождения к жизни, заканчивающейся трагичным финалом.
Большой театр развернул целое созвездие мастеров, отстоявших не только громкое имя «Большого», но и всего русского классического балета. Денис Родькин и Юлия Степанова, занимающие высшую ступень в балетной иерархии театра (Юлия совсем недавно заняла столь высокое положение), проявили себя в совершенно разнохарактерных постановках. Открыли второе отделение трагичным дуэтом из балета «Макбет» (исполненное раннее в этом году на другом Гала – Benois de la Danse), а завершили блистательным Grand pas из другого балета на музыку Л.Минкуса – «Дон Кихот».
Сначала – буря сменяющих друг друга эмоций – страсть, гнев и жажда власти захватили дуэт и не отпускали исполнителей до последней звучащей ноты. Свою роль в драматургии номера сыграла музыка Кирилла Молчанова, наполняющая всё пространство театра неведомой силой, влияние которой на подсознание невозможно предугадать.
«Сначала – буря сменяющих друг друга эмоций – страсть, гнев и жажда власти захватили дуэт и не отпускали исполнителей до последней звучащей ноты»
Финальный «Дон Кихот» помог переместить зрителей из Самары в Лондон и Москву – города, в которых Денис Родькин уже исполнял своего харизматичного Базиля, и где уже смогли оценить как бесподобную техническую сторону, так и выдающийся артистизм. Конечно, Юлию пока нельзя ставить наравне с Ольгой Смирновой и Светланой Захаровой (исполняющих партию Китри вместе с Денисом в указанных выше городах), но, несмотря на это она справилась с трудной партией, показав имеющийся потенциал.
Пропитанный лиризмом номер Евгении Образцовой и Семёна Чудина «Соната» Уве Шольца на музыку Сергея Рахманинова был противопоставлением дуэту из балета «Макбет». На сцене царили иные чувства: нежность, забота и легкая меланхолия. Чуткое отношение Семёна Чудина к своей обворожительной партнерше, казавшейся парящей на сцене, красота рисунка танца завораживали и погружали в размышления. Деликатное прочтение музыки Рахманинова никого не оставило равнодушным, затронув самые тонкие струны человеческой души.
После изумительного дуэта последовали сольные номера артистов. Евгения Образцова раскрыла «русский характер» в музыке П.И. Чайковского и хореографии К. Голейзовского. Народный костюм дополнялся чарующей улыбкой и положением рук, а сочетание актерской игры и техники в совокупности сделали номер украшением Гала-концерта.
В качестве сольного номера Семёна Чудина был взят Монолог Ленского из балета Джона Крэнко «Онегин». Исполнение под звуки фортепиано только усилили трагичность Монолога. Красота линий и внутренний рисунок хореографического образа делают Семёна исполнителем «шелестовского» типа. По мнению Светланы Петровны Хумарьян Чудин является лицом фестиваля (артист уже в пятый раз принимает участие в фестивале), напоминая по вдохновенности и трагичности Аллу Шелест. Каждое движение прочувствованно, ни один такт не оставлен без глубокого анализа. Образ романтика-поэта, в последний раз встречающего новый день, бесподобно передан премьером Большого театра.
«Красота линий и внутренний рисунок хореографического образа делают Семёна исполнителем «шелестовского» типа»
Разноплановые номера, показанные артистами на открытии фестиваля, были различными как по технической, так и по актёрской стороне. В каждом выступлении было что-то запоминающее и придающее XVI Фестивалю им. Аллы Шелест волшебную обстановку.
Автор: Мария Тарасова