24 сентября в Мультимедиа Арт Музее (МАММ) открылась выставка одного из ключевых представителей советского авангарда – художника, фотографа, скульптора, родоначальника рекламы и дизайна Александра Родченко. «Я создал сегодня затем, чтобы завтра искать новое…» – слова, которые легли в основу названия выставки, навсегда останутся творческим кредо мастера: на протяжении всей своей жизни Родченко стремился создать и воплотить в своем творчестве «новое искусство», где нет ограничений в выразительных средствах и формах. Искусство, ставшее памятником советской культуры. Вне времени, пространства и границ.
В этот раз масштаб выставки Александра Родченко в МАММ поистине грандиозный: в стенах музея представлены более 200 работ художника, занимающих 3 этажа экспозиции, каждый из которых становится своеобразной ступенью на пути к пониманию его творчества: со времен художника-живописца и фотомонтажера до становления ключевой фигурой в области фото индустрии.
Первый этаж экспозиции открывает эпоху 1920-х годов – значимого периода в жизни Родченко. Именно в это время происходит становление его как художника-абстракциониста: творчество приобретает особый смысл, декларируя новые подходы к искусству: отказ от привычных норм, изобретение особых форм и граней. Родченко активно экспериментирует с цветом, работает с плоскостью, фактурой, использует линии и точки как самостоятельный живописный элемент. Ряд работ, созданных в этот период времени («Чёрное на чёрном», «Необъективная композиция» и другие), можно назвать своеобразной данью родоначальникам абстракционизма – Кандинскому, Малевичу и Татлину.
Увлечение абстракционизмом приводит Родченко к созданию нового направления в архитектуре и фотографии – конструктивизму или прикладному искусству, в котором каждый художественный элемент приобретает свою форму. Данное направление становится важнейшей вехой в искусстве, открывая новые грани воздействия «картинки» на зрителя.
В 1921 году Родченко на время оставляет живопись и начинает активно работать во благо революции. «Пионер советской культуры» – прозвище, данное Александру Родченко ещё при жизни, во многом раскрывает суть его творчества. Живопись, фотографии, многочисленные фотомонтажи и иллюстрации – все насквозь пропитано духом советской революции. Вот почему так важно рассматривать творчество Родченко на фоне культурно-исторического контекста.
В 1922 году художник присоединяется к творческому объединению «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»), известному благодаря своим знаменитым участникам Владимиру Маяковскому, Осипу Брику, Алексею Крученых. В это время он активно занимается фотомонтажом, создаёт революционные плакаты и коллажи, а также обложки и иллюстрации для книг («Про это» Владимира Маяковского) и журналов (преимущественно для «Молодой гвардии» и «ЛЕФа»). Яркие цвета, геометрические фигуры, «кричащие» лозунги – революционное, новаторское искусство, воплощенное Родченко, дарует художнику поистине значимый статус – статус основоположника графического дизайна.
«Беспредметная живопись ушла из музеев, это – улица, площадь, город и весь мир…», – слова, произнесённые Родченко в период 30–50-х годов, во многом определяют заключительный этап в жизни мастера. Живопись у Родченко приобретает новую форму – перевоплощается в фотографию, а источником вдохновения становится город – места, где «кипит» жизнь.
Движение – одна из неотъемлемых частей снимков Родченко. Он один из первых воплотил, а главное оценил эстетику подобных фотографий: камера позволяет «сохранить» миг одним щелчком затвора. Мчащиеся на лошадях спортсмены, переливающееся яркими огоньками здание Большого театра, купающиеся в Москве реке рабочие и улыбающиеся дети-пионеры – здесь всё: свет, движение, улыбки, всплеск воды приобретает своё значение, становится целой симфонией жизни и предельного достижения момента в фотографии.
Однако настоящей «визитной карточкой» фотографа приянято считать ракурсные снимки. Отбросив каноны портретной и павильонной съёмки, Родченко проявил себя как новатор и на этом поприще: на его снимках нет выстроенной композиции, фотографии сделаны под непривычным углом, порой и в самом неожиданном ракурсе. Ярким примером подобной съёмки является знаменитая фотография «Пионер-трубач», за которую в 1932 Родченко был обвинен в противоречии пролетарскому режиму: высказывалось мнение, что снятый в таком ракурсе пионер похож на «откормленного буржуа».
Тема динамики приводит фотографа в театр. Средоточие постоянного движения, игра актёров, сменяемые чередой события, жесты, эмоции – вечная жизнь на сцене, жизнь, которой долгое время посвятил себя Родченко в качестве фоторепортера, сотрудничая с такими режиссёрами, как Лев Кулешов и Сергей Комаров. Для наиболее полного погружения в атмосферу театра текущая выставка сопровождается звуковыми и видео материалами – фрагментами из кинолент и театральных постановок.
Весь третий этаж экспозиции посвящён масштабному собранию снимков, сделанных Родченко во время строительства Беломорканала в 1933 году, где, по словам фотографа, ему удалось создать более 2000 снимков, из которых 30 ныне нам известных представлены в МАММ. Тема СССР становится одной из центральных в творчестве Александра Родченко. Его фотографии – это история советского общества, его культуры.
«Творить надо новыми средствами выражения!», – слова Александра Родченко, ставшие поистине лозунгом советской культуры 30-х годов. Яркий и импульсивный, яро отстаивающий всё новое, он никогда не делал различий между жанрами визуального искусства. Художник, дизайнер, фотограф? Невозможно определиться с творческим статусом Родченко, как и невозможно дать ему точную оценку. Его инструменты – кисть и затвор фотоаппарата – сочетать «несочетаемое» – вот цель его искусства. Видеть больше и обширнее, не зацикливаться на чем-то одном. Его феномен – художник-изобретатель, чье творчество – один сплошной эксперимент, важный не только для настоящего, но будущего.
Выставка продлится в МАММ до 13 ноября 2016 года.
Автор: Дарья Зарубина