Ретроспектива Марке «Распахнутое окно» открылась на этой неделе в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков[1]. Это художник меланхоличного Парижа и в то же время ярких пейзажей, зачастую наблюдаемых из окна.

Характерные черты, по которым можно узнать Альбера Марке: набережные Парижа, водоёмы, лодки (порт или пристань). Любовь к последним, возможно, обусловлена детством в портовом городе. Творчество Марке начинается с фовизма (fauve – дикий; фовизм отличается буйством ярких цветов — прим. автора), сочетающегося с интровертностью. После знакомства с Анри Матиссом в Париже Марке начинает заниматься в классе Гюстава Моро. Критики называли классы Моро колыбелью модернизма, так как он учил «думать цветом». В это время Марке следует советам наставника, экспериментируя на пленэрах с Раулем Дюфи.

Сена в Пуасси

Портовый бассейн дю Руа в Гавре

Марке любил писать парижские набережные: Турнель, Отель-де-Виль. Гран-Огюстен, Лувр, Орфевр. Дольше всего он прожил на набережной Сен-Мишель, откуда писал открывавшийся из мастерской вид. Париж зимой в видении художника – это белый снег на сероватых домах после реформы Османна. Несмотря на серость, которая выходит на первый план, Париж не кажется мёртвым городом: на картинах видны силуэты людей. Причислить Марке к импрессионистам едва ли возможно: палитра другая, созерцание и осмысление также отличается от видов Лондона Клода Моне или задумчивого настроения персонажей на картинах Гюстава Кайботта.

Собор Парижской Богоматери зимой

Когда Марке начинает путешествовать, то палитра картин снова меняется. Особенная перемена происходит после Алжира – на смену серым набережным приходят крыши и море Алжира, фовистское прошлое оживает.

Алжир. Вид на район Мустафа. Дождь

Почтовый корабль в дохе Алжир

Закрывает выставку раздел, посвящённый Марке и его влиянию на российскую живопись 1910-х годов. Масштабная выставка «Сто лет французской живописи» 1912 года познакомила российскую публику с художником и интерес со стороны коллекционеров Щукина и Морозова окончательно закрепили позицию Марке в истории искусства.

Борис Рыбаков. Одинокая

Борис Рыбаков. Одинокая

Автор: Наталья Белова

Картины Альбера Марке

[1] Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции http://www.arts-museum.ru/events/archive/2016/marquet/index.php[:]