Один из величайших гитаристов всех времён и самый известный среди всех ныне живущих, Эл Ди Меола родился 22 июля 1954 года в Нью-Джерси, в семье выходцев из Неаполя. В начале 1974 года Эл познакомился с Чиком Кориа и после первых репетиций с его группой “Return To Forever”, Эл уже дебютировал в Карнеги Холле, а на следующий вечер выступал перед сорокатысячной аудиторией в Атланте.
С 1980 года в течение трех лет Эл Ди Меола играл с Джоном Маклафлином и Пако де Лусиа в составе супергруппы The Trio. В 1990 Эл создает проект World Sinfonia. Первоначально этот проект ориентировался на современную аргентинскую музыку, прежде всего – музыку создателя современного танго Астора Пьяццоллы.
Выпустивший более 20 сольных альбомов, и получивший всевозможные музыкальные награды, Маэстро не перестает удивлять глубиной своего таланта и творческим долголетием. Из Касабланки в Санкт-Петербург, из аэропорта на концерт, с концерта – Al di Meola на недолгую ночь в отель Кемпински, и только проснувшись – спешит улетать в Стамбул, по дороге успев пообщаться о творчестве и пути к признанию.
Итак, вашим первым учителем музыки был армянин, Боб Асланян. В 1985 году вы с ним издали книгу, пособие по игре на гитаре. С тех пор, появились ли у вас какие-нибудь новые ценные советы для начинающих гитаристов?
Да, конечно. Главным образом, чтобы научиться хорошо играть на гитаре, нужно слушать своих любимых исполнителей, лучших гитаристов и стараться их копировать. Мои первые уроки музыки, кстати, случились с аккордеоном. Я тогда взял всего два урока и забросил его. В то время аккордеон был невыносимо скучным.
Ваши родители – итальянцы. Вы считаете себя итальянцем?
Да. Не всем известно, что фламенко возникло в Риме. Бедные римляне выражали с его помощью свои чувства. Но я играю не только фламенко – моя музыка скорее смесь разных стилей, ну например меня очень вдохновляет Бразильская сальса, да и множество других разновидностей латиноамериканской музыки. Но есть и множество других направлений, абсолютно не связанных друг с другом, которые меня вдохновляют. Что же касается Фламенко – я позаимствовал у них некоторые аспекты, при помощи которых они выражают чувственность.
Как вы пришли к выбору, как решили: «Вот это то, чем я хочу заниматься в жизни»?
Моя сестра на семь лет старше меня. И вот однажды, когда наших родителей не было дома, она устроила вечеринку. Пара ребят пришли с гитарами – тогда мне впервые довелось потрогать гитару, почувствовать её – мне было семь лет – в тот день я понял, что хочу обучаться игре на гитаре.
Расскажите о концерте своей мечты.
Если честно, я не задумывался об этом. Возможно, я уже сыграл на самых невообразимых концертах.
И какой же был самый лучший?
Возможно в Центральном парке Нью-Йорка, перед аудиторией в двадцать-тридцать тысяч человек. Фестиваль в Морокко, в Рабате, был так же очень славным. Могу долго перечислять – я играл по всему миру, и многие концерты были по-настоящему замечательными.
По всему миру, но по крайней мере в этот раз вы уезжаете, не успев приехать. У вас есть время посещать достопримечательности?
Не то чтобы я отношусь к обычным туристам, но поверьте – я вижу очень многое. Теперь вот я вижу много снега. Это ведь типично для Санкт-Петербурга, не так ли?
Расскажите, каково это – быть в чём-то лучшим в мире?
Наверное, я больше не воспринимаю это как комплимент. В мире множество хороших музыкантов. Многие из них в каких-то аспектах лучше меня. Мне вот ещё повезло стать известным, занимаясь игрой на гитаре. Это случилось после множества усилий и тяжелой работы. Но теперь я занимаю уникальное место в мире музыки и мне здесь очень даже нравится. Это стоило тех стараний, на которые я потратил годы жизни. И я могу этим гордиться.
А когда вы были молоды, вы осознавали что однажды станете вот таким вот известным музыкантом?
Нет, предвкушений никаких у меня не было. Хотя, конечно же, я об этом мечтал время от времени. Посмотрите на меня – я всего добился сам, тяжелым трудом.
У вас всё ещё есть мечты?
Вчера я видел один сон (шутит, игра слов – в английском языке слово dreams обозначает и «мечты» и «сны»). А если серьёзно, то пожалуй нет. Я не хочу там превзойти Beatles, я просто продолжаю заниматься любимым делом и хочу реализовать проекты, которые имеются у меня в голове.
Насчёт Beatles, вы в этот раз сыграли их в своей интерпретации – почему мы не услышали песню Back in USSR?
Я не очень-то хорошо помню эту песню, если честно. Но её не так-то и просто сыграть в акустике, песня больше подходит для электрогитары.
А какую музыку Вы сами-то слушаете?
Пьяццолу слушаю, Битлз. Из современных мне очень нравится Ральф Таунер.
Как вы прославились?
Просто в правильном месте и в правильное время я повстречал некоторых людей. Магия!
А есть ли у вас хобби, раз музыка стала вашей жизнью?
Я об этом даже и не задумывался. Часто, когда играю на гитаре, я смотрю телевизор – это хобби?
Да, похоже на то! А что вы любите смотреть?
Мне нравится всё, что делает Дауни Младший.
Вы хотели бы писать музыку для фильмов?
Да, но это не так-то просто сегодня. Кино – это как закрытый клуб, нужно быть его частью. Это требует множества усилий и поэтому я не тороплюсь. Но когда это случится, я буду очень рад.
Что вы любите больше всего в жизни?
Музыку – как средство самовыражения, для меня куда более лучшее чем слова. Хорошую еду (моя любимая кухня – итальянская). Вино, предпочитаю Rosé или Sauvignon blanc.
А русскую кухню вы пробовали? Борщ, например?
Борщ мне не очень нравится, но я люблю бефстроганов.
Скажите мне вот такую вещь. Исходя из вашего опыта, люди в США до сих пор думают, что Россия – это некий Мордор?
Наверное, это правда…
Но спасибо вам, что приехали в это непростое время.
И я обязательно вернусь.
Что вам нравится в России, и что не нравится?
Нравится отношение людей к музыке, как они всё чувствуют, как воспринимают классическую гитару – особенно тут, в Санкт-Петербурге.
А что не нравится?
Мне нравится всё!
Но борщ – не очень!
Борщ – да, не самое моё любимое блюдо (смотрит в окно) – да и пробки тут сегодня, видно из-за снега, побольше чем в Нью-Йорке…
Автор текста и фото: Лета Гордеева