Недавно в прокат вышел фильм финского режиссёра Аки Каурисмяки «По ту сторону надежды», картина о том, что происходит с беженцами, когда они приезжают в Европу за спокойной жизнью.

Повествование разворачивается вокруг двух людей: сирийца Халеда (Шеруон Хаджи), который выныривает из кучи угля на грузовом пароходе, отряхивается и идет покорять Финляндию, и финна Викстрёма (Сакари Куосманен), который снимает обручальное кольцо, кладет его на стол перед женой и уходит от нее восвояси. Это мир одиночек и байроновских романтиков, которые идут куда глаза глядят, в поисках лучшей жизни. Халед пытается получить политическое убежище и работу, а Викстрём покупает ресторан и старается преобразовать его в доходное место.

Кинолента получилась очень субъективной, с элементами доброй сказки. Все герои – люди хорошие, даже члены шайки самопровозглашенной «Армии освобождения Финляндии», которые подкарауливают Халеда и так и норовят его избить, отчего-то каждый раз выглядят очень нелепо, гротескно и никак не могут преуспеть в своем нехитром бизнесе. Все герои, будь то главные, второстепенные или вовсе даже эпизодические, имеют свою собственную индивидуальность и место в повествовании. Финляндия изображена очень душевной страной – но только душевная она лишь благодаря людям. Финны добрые и уютные, пускай даже молчаливые и с застывшим выражением лица (таковыми являются практически все герои этого фильма), а вот государство Финляндия – бездушная машина. Один из наиболее знаковых моментов фильма – когда Халеду отказывают в убежище, якобы в Сирии уже все спокойно, так что нечего ему так далеко от Родины ошиваться, а следующей сценой показывают телерепортаж, в котором диктор под кадры бомбардировок рассказывает, как весь мир обеспокоен судьбой несчастной Сирии.

Актеры играют в одном стиле: их герои мало говорят, особо не выражают эмоций и даже в наиболее комичных ситуациях сохраняют неподвижное лицо и максимум спокойствия. Однако это не значит, что они сухи и холодны, наоборот, весь фильм повествует о том, какими душевными могут быть люди вокруг. Актерам удалось выдержать баланс между этими двумя полюсами.

Фильм лаконичен и немногословен, юмора в нем предостаточно, но он не криклив, хотя порой комичность происходящего стремительно нарастает. Кинолента перенасыщена характерными для Каурисмяки приемами: красноречивым молчанием, музыкантами, странными диалогами, размеренностью и второстепенными персонажами. Стиль совершенно сбивает с толку: вроде вот тебе и бомбардировки в Алеппо, а вот и обстановка конца 70-х. Еще и сам фильм снят, будто на пленку. Из современного в нем только политика, человеческие отношения и один ноутбук.

«По ту сторону надежды» был показан в рамках специальной программы «Городские истории» кинофестиваля «Гиляй-фест», который приурочили к открытию Центра Гиляровского в Москве. Картина Каурисмяки идеально вписалась в заданную тематику — история Халеда разворачивается на улицах города, и, именно перемещаясь по городу, он знакомится с Финляндией и её жителями. Режиссер представляет зрителю целую галерею городских образов: музыкантов, прохожих, полицейских, бандитов, бездомных и других.

Основная, конкурсная, программа фестиваля же – «С Москвой накоротке» – состояла из более 20 короткометражных художественных и документальных фильмов, посвященных Москве и её жителям.

Автор: Анна Толстикова