15 сентября исполняется 125 лет со дня рождения Агаты Кристи – королевы детективного жанра, автора ряда театральных пьес и создателя художественных образов Эркюля Пуаро и Мисс Марпл. В день юбилея гениальной английской писательницы мы вспоминаем о её литературном наследии.
Детство и начало карьеры
Агата не посещала школу, поскольку получала домашнее образование, которым занимался её отец. Однако родители не планировали обучать дочь чтению раньше 8 лет, поэтому будущей писательнице пришлось освоить чтение самостоятельно. Её мать, которая сама была прекрасным сочинителем и рассказчиком историй, часто шутила: «Когда перестанешь читать книги, начинай их писать» [1].
По одной из версий Агата Кристи написала свой первый детективный рассказ «Таинственное происшествие в Стайлз» («The MysteriousAffairatStyles») после спора с сестрой Мэдж (Маргарет Фрэри), которая утверждала, что Агата никогда не сможет написать хороший детектив. Именно на страницах «Таинственного происшествия в Стайлз»[2] впервые появляется Эркюль Пуаро. [3]
Образ главного героя одноимённой серии детективов был создан Кристи во время Первой мировой войны, когда в её родной город попало много беженцев из Бельгии, находившейся в оккупации. Будучи сестрой милосердия в госпитале, Агата находилась в поиске героя для своего будущего детективного рассказа. Однажды она стала свидетелем прибытия новой партии эмигрантов, среди которых оказался невысокий темноволосый человек с усами необычной формы. Прототип героя для будущего произведения был найден.
Первый рассказ об Эркюле Пуаро был подвержен критике: Агата получила серию отказов от издателей. Однако написанные в дальнейшем произведения пользовались огромной популярностью и любовью читателей. Рассказы о знаменитом сыщике были с успехом экранизированы (1989-2014 гг.).
Несмотря на огромную популярность героя, сама писательница, на долгое время ставшая заложником образа, недолюбливала Пуаро. Издатели же требовали всё новых сюжетов с его участием. По этой причине Агата Кристи решает «убить» Пуаро и создает заключительную часть «Занавес» («Curtain»). Однако финальная книга о сыщике в итоге была опубликована уже после её смерти.
Мисс Марпл
Не менее известная Мисс Марпл появилась гораздо позже, и, по словам автора, была во многом похожа на её бабушку, такую же внимательную к деталям, бодрую и жизнерадостную леди. Первый рассказ с участием героини («Тринадцать загадочных случаев») был опубликован в 1927 году в издании «The RoyalMagazine».
В отличие от профессионального сыщика Пуаро, уже знакомого и полюбившегося читателю, Мисс Марпл – обычная одинокая английская старушка, живущая в провинции, но от природы наделенная огромным любопытством. Именно оно вместе с проницательностью и вниманием к мелочам помогает ей раскрыть самые запутанные дела. Агата Кристи создала 12 романов с участием Мисс Марпл, которые так же, как и рассказы об Эркюле Пуаро, были экранизированы.
По словам писательницы, читатели часто интересовались, встретятся ли эти два популярных сыщика на страницах какого-либо рассказа, на что Агата Кристи часто отвечала, что это невозможно в силу того, что эти герои слишком разные.
В 1930 году Кристи, уставшая от детективного жанра, решила попробовать себя в совершенно другом направлении, взяв псевдоним, состоящий из одного из своих имён (Мэри) и фамилии её дальних родственников (Вестмакотт). Под этим псевдонимом было создано и опубликовано несколько психологических романов (дочь Кристи называла их «горьковато-сладкими любовными историями»), которые пользовались успехом (хоть и не таким оглушительным, как детективы), что искренне радовало писательницу. Среди них «Хлеб великанов», «Вдали весной», «Роза и тис», а также «Неоконченный портрет»[4]. По мотивам одного из произведений («Дочь есть дочь») была создана театральная постановка, однако вскоре она была снята с репертуара.
Писательская манера.
Перед тем, как начать работу над новым детективом, Агата Кристи составляла список из 6 вопросов, ответ на которые она планировала получить в новой книге. Эти вопросы звучали так: «Кто?», «Почему?», «Когда?», «Как?», «Где?», «Какой?».
Поскольку идеи сюжета приходили внезапно, Агата Кристи имела около десятка блокнотов, которые всегда были под рукой. Обычно рассказы записывались ею на диктофон, а затем, напечатанные секретарем, редактировались.
Когда новый детективный рассказ был уже написан, но ещё не опубликован, Агата Кристи часто проверяла то, как работает выдуманный ею сюжет, зачитывая некоторые отрывки из произведения. Обычно только её дочери Розалинде и супругу Максу удавалось точно угадать убийцу, что каждый раз невероятно злило остальных участников игры [5].
Книги Агаты Кристи являются абсолютными бестселлерами, уступая по популярности только Библии и творениям Уильяма Шекспира. Перу Кристи принадлежит самая длинная пьеса – «Мышеловка».
Писательница оставила после себя огромное художественное наследие: более шестидесяти романов и девятнадцать сборников детективных рассказов, многие из которых были экранизированы и стали основой театральных постановок. Её художественная манера характеризуется определенной консервативностью, высоким чувством морали. Примечательно, что детективы, созданные Кристи, не содержат сцен насилия, хотя их сюжет включает факт убийства. Писательница реалистично описывает состояние системы правосудия Великобритании первой половины ХХ века, не боясь говорить о её недостатках. Именно поэтому произведения Агаты Кристи являются мировым литературным достоянием.
Автор статьи: Нина Минина
[1] The Essence of Agatha Christie: Family Part II // https://www.youtube.com/watch?v=q9e7w35Emy0
[2] Agatha Christie // https://en.wikipedia.org/wiki/Agatha_Christie
[3] Porot is Born (1916-1924) // http://www.agathachristie.com/about-christie#poirot-is-born
[4] The Mary Westmacotts // http://www.agathachristie.com/about-christie/family-memories/the-mary-westmacotts
[5] The Guessing Game // http://www.agathachristie.com/about-christie/family-memories/the-guessing-game