«Любовь к детям – это ценность постоянная»

Альберт Лиханов,

      лауреат Международной премии

      им. Януша Корчака.

 

Права человека признаются высшей ценностью и охраняются большим количеством как международных, так и национальных правовых норм практически во всех государствах современного мира. Однако права человека – это термин, имеющий наиболее широкое определение, которое охватывает большой спектр различных правоотношений.  В таких условиях важно не забывать, что существуют уязвимые категории населения, для более эффективной защиты которых выделяются особые группы прав – в нашем случае, речь пойдёт о правах ребёнка.

Ребёнком согласно п. 1 ст. 54 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия). Этой же нормой устанавливается, что каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на совместное с ними проживание и заботу, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Потеря ребёнком своей семьи представляется серьёзной социальной проблемой, а масштабы, которые она приобретает в России, с каждым годом увеличиваются, что приводит к возникновению необходимости общегосударственного подхода к её решению. Согласно информации, предоставленной неправительственными правозащитными организациями, которые занимаются проблемами защиты прав материнства и детства, в России в настоящее время около 10 млн. детей растут в неполных семьях[1].

По данным разных источников, количество беспризорных детей в стране составляет от 3 до 5 млн человек[2]. Кроме того, в 2012 г. была опубликована статистика, согласно которой ежегодно более 60 тыс. родителей подвергаются лишению родительских прав, в результате чего более 70 тыс. детей остаются без родительского попечения, причем 70 % из них становятся социальными сиротами, поскольку в их случаях родительских прав лишены оба родителя или единственный родитель[3]. Такая тенденция и интенсивность лишения родительских прав сохраняется и сегодня.

Усыновление или удочерение в соответствии со ст. 124 СК РФ является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без родительского попечения по той или иной причине (напомним, что наряду с усыновлением СК РФ предусматривает также иные формы устройства детей: опека, попечительство, патронаж).

По своей правовой природе усыновление – это способ защиты прав ребёнка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и других родственников, права на общение с ними, на получение от них заботы и материального содержания, на реализацию своих наследственных прав, вытекающих из факта родства. Однако всё перечисленное ребёнок получает не в силу отношений, возникших из кровнородственных связей, а в результате реализации усыновителями своих правомочий. Усыновление – это единственная форма устройства детей, которая (при условии отсутствия факта отмены усыновления) является пожизненной и влечет за собой благоприятные для усыновленного юридические последствия, выражающиеся в приравнивании его в личных имущественных и неимущественных правах и обязанностях к детям по происхождению (п. 1 ст. 137 СК РФ). В этой связи усыновление представляется приоритетной формой устройства детей.

Усыновление – это один из самых действенных и эффективных способов решения острейшей государственной и социальной проблемы современной России – защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По различным данным, в России на данный момент действуют 1500 детских домов, 240 домов ребёнка, более 300 школ-интернатов для детей-сирот, более 700 социальных приютов и 750 социально-реабилитационных центров для детей и подростков[4]. Дети из этих учреждений, нуждаются в защите своего права на жизнь, права воспитываться в семье, поэтому для них усыновление является приоритетным вариантом.

Проблема сиротства в России до настоящего времени полностью не решена. Однако можно заметить тенденцию к уменьшению числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целом выявленных по данным Минобрнауки и, в частности, воспитывающихся в интернатных учреждениях по данным Росстата. Так, в период с 1997 г. до 2005 г. наблюдался рост числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – за этот промежуток времени количество таких детей возросло с отметки 105-160 тыс. человек до отметки 133-180 тыс. человек[5]. А уже с 2006 г. и до настоящего времени эти показатели сокращаются: за этот период число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, снизилось с отметки 127-180 тыс. человек до 30 тыс. человек[6].

Тем не менее, стоит обратиться и к другой статистике – статистике усыновлений. Очевидно, что число усыновлений непосредственно зависит от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в период с 1997 г. до 2004 г. наблюдалось увеличение количества усыновлений – с 14 до 16 тыс.[7] В свою очередь, с 2005 г. и до настоящего времени эта цифра непременно уменьшается, и на сегодняшний день число усыновлений составляет 6 тыс. Что касается усыновлений иностранными гражданами, то ситуация такова: в период с 1997 г. до 2004 г. (за весь период в целом) в среднем на общее количество усыновлений приходилось порядка 40% усыновлений с иностранным элементом. В период с 2005 г. до настоящего времени этот показатель упал на 10 %. Однако всё же усыновления иностранными гражданами, как видно, всегда имели значительную часть от общего количества усыновлений, поэтому к данной области правоотношений государство должно подходить с особым вниманием.

В связи с этим следует рассмотреть один важный аспект, связанный с усыновлением – это усыновление детей, являющихся гражданами России, иностранцами.

Источник: http://i.huffpost.com/gen/1653079/images/o-RUSSIA-USA-facebook.jpg

Согласно данным, размещенным на портале Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента воспитания и социализации детей, в год в среднем (до 2013г.) количество усыновленных иностранцами детей составляло порядка 2 тыс. человек. Среди них большое число усыновлённых гражданами Франции и Германии; гражданами Испании усыновляется в среднем 500 человек, а в 2009 г. ими были усыновлены 826 детей[8]. Италия также играет активную роль в устройстве более благополучной жизни российских детей: за период с 2009 по 2013 г. гражданами этой страны было усыновлено в среднем 700 детей[9]. Тем не менее, абсолютное первенство по количеству усыновлённых российских детей принадлежит США. В 2009 г. американскими гражданами было усыновлено 1432 из 3815 российских детей, переданных на усыновление иностранным гражданам, в 2010 г. – 1016 детей из 3355 усыновлённых иностранцами, а в 2011-2012 гг. это количество составило в среднем 900 детей[10].

Чем вызван такой интерес со стороны граждан США к международному усыновлению, в частности, к усыновлению российских детей? Во-первых, это объясняется сравнительно сложной процедурой усыновления детей-сирот в США. Во-вторых, в Америке большая проблема –  найти полностью здорового ребёнка-сироту или оставшегося без попечения родителей в возрасте до 3-х лет (в США большее число отказов происходит, как правило, в отношении детей, рождённых с выраженными дефектами).

Стоит отметить, что в Америке не существует какого-либо общегосударственного органа, регулирующего национальное и международное усыновление. Вопросы, связанные с сферой общественных отношений, решаются в основном на уровне штатов, где ими занимаются местные управления (администрации) по социальным вопросам, в рамках которых действуют специальные отделы по делам семьи, правам ребенка и т.п. В ведение последних входит как оказание помощи в усыновлении детей-сирот, так и лицензирование коммерческих агентств, занимающихся данной деятельностью. Негосударственные агентства ежегодно проходят перерегистрацию в контролирующих органах штатов, которые обязаны осуществлять периодическую проверку их деятельности. Выявление фактов нарушения законов, финансовой и налоговой дисциплины ведет к лишению лицензии[11].

В соответствии с решением Конгресса (Consolidated Omnibus Budget Reconciliation Act of 1986) была создана единственная действующая на общефедеральном уровне государственная организация, оказывающая информационную помощь гражданам США в усыновлении – Национальная информационная палата по усыновлению (National Adoption Information Clearinghouse), которая занимается изданием и распространением различной необходимой литературы и рекомендует, в какие агентства можно обратиться за помощью.

Кроме того, в консульской службе государственного департамента существует отдел, посвященный проблемам детей (Children’s Issues), занимающийся, в том числе, оказанием помощи американским гражданам в международном усыновлении. Любой интересующийся данным вопросом может обратиться и получить информацию о возможности международного усыновления в различных странах и процедуре получения американских виз для усыновляемых детей. Государственный департамент через американские посольства оказывает содействие в получении информации о конкретных делах по усыновлению, а в необходимых случаях предпринимает шаги с целью гарантировать беспристрастность, объективность и отсутствие дискриминации по отношению к гражданам США.

Важным моментом является то, что в делах международного усыновления неотъемлемую роль играет Служба гражданства и иммиграции (бывшая – СИН), которая призвана обеспечить выполнение процедуры международного усыновления на высоком уровне без каких-либо серьезных нарушений, а также максимальную защиту прав ребенка. В соответствии с законом об иммиграции и гражданстве для получения разрешения на въезд усыновленного ребенка в США необходимо согласие данной службы и соблюдение ряда формальностей. Заявитель должен подать в отделение Службы гражданства и иммиграции по месту жительства заполненный бланк ходатайства (так называемая «сиротская петиция»), в котором указываются данные приемных родителей-американцев и самого ребенка. Помимо этого, ходатайствующие представляют утвержденное отвечающим за усыновление органом соцобеспечения штата заключение об условиях жизни и добропорядочности усыновителей. В данном заключении должно быть документально подтверждено, что в отношении заявителей никогда не возбужлось уголовного дела, они не находились под следствием или арестом, не получали ранее отказа в усыновлении, не допускали актов насилия в отношении членов семьи (в особенности детей), не злоупотребляют алкоголем, не употребляют наркотики и т.п[12].

В Службу гражданства и иммиграции представляются также отпечатки пальцев ходатайствующих, которые затем проверяются ФБР на предмет постановки на учет по уголовным делам. Только после этого Служба дает разрешение на въезд ребенка и уведомляет об этом соответствующее американское консульство, которое в дальнейшем оформляет на него иммиграционную визу.

Тем не менее, усыновленные дети-иностранцы не становятся автоматически гражданами США, но приемные родители имеют право на их натурализацию в ускоренном порядке в соответствии с законом «Об иммиграции и гражданстве». Ускоренная натурализация возможна только в отношении лиц моложе 18 лет и при условии постоянного проживания родителей и ребенка в США.

В целом, существующая в США процедура усыновления американских и иностранных детей-сирот, соответствует стандартам и требованиям Гаагской конвенции «О защите детей и сотрудничестве в области международного усыновления», призванной всемерно защищать интересы усыновляемого ребенка, поэтому представляется ориентированной на защиту его прав. Этому свидетельствует не только отношение американского законодательства к международному усыновлению, но и к усыновлению внутри страны, а также к детям-сиротам, находящимся в приютах. Кроме того, стоит отметить колоссальную работу американских служба в направлении предотвращения сиротства.

Например, в соответствии с Законом о содействии в усыновлении и социальном обеспечении детей[13], принятом Конгрессом 1979-1980 гг., усыновление и помещение ребенка в специальное детское учреждение производится только после того, как были предприняты все возможные усилия для предотвращения распада семьи. До того, как ребенка забирают из семьи, осуществляется судебный надзор в случае, если родители хотят исправить положение. Предусматривается предоставление специальных субсидий для людей, усыновляющих детей с «особыми потребностями». Для достижения этих целей в общегосударственном масштабе создаются информационная сеть, методики наблюдения за каждым случаем, юридический контроль за помещением ребенка в учреждение, разрабатываются программы, ориентированные на семью, профилактические  и общегосударственные службы по социальному обеспечению детей[14].

В вопросах гарантирования и обеспечения прав ребёнка США занимают активную позицию, направляя средства на достижение данных целей. В последнее время службы социального обеспечения (например, уже упомянутая в рамках нашего исследования Национальная информационная палата по усыновлению) основное внимание уделяют вопросам нормальной жизни ребёнка в семье, обеспечения ему там надлежащих заботы и ухода, на которые он имеет право. В рамках такой деятельности социальные службы иногда сталкиваются со специфическими проблемами, которые находятся в центре общественного внимания:, пренебрежение детьми, плохое обращение с ними и т.д. Для решения этих проблем выделяются средства, направленные на исследования, разработку и апробирование программ и рекомендаций, на подбор персонала[15].

В свою очередь, усыновлению уделяется особая роль, которая касается не только успешного устройства ребенка, но и достижения общегосударственной цели по снижению количества детей, воспитывающихся в институциональных детских учреждениях (детские дома, приюты)[16].

Как мы видим, США на самом деле ориентированы на защиту прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение им достойной жизни и нормального будущего, возможно, в новой приемной семье, которую государство обязуется подобрать наилучшим способом.

Однако стоит признать, что процедура усыновления в США довольно сложная, и далеко не каждый человек или супружеская пара могут пройти через нее. В таком случае многие начинают искать возможные альтернативы за рубежом. В свое время, такой заманчивой альтернативой американцам казалась Россия.

Долгое время международное усыновление между этими двумя странами не было урегулировано каким-либо нормативным правовым актом. Таковой появился лишь в 2011 г.

В связи с тем, что Российская Федерация хотя и подписала, однако еще не ратифицировала Гаагскую конвенцию 1993 г., но является государством-участником Конвенции ООН о правах ребенка[17], а Соединенные Штаты Америки, напротив, подписали и ратифицировали Гаагскую конвенцию 1993 г., но не являются участником Конвенции ООН о правах ребенка, «Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей» (Заключено в г. Вашингтоне 13.07.2011) представлялось на тот момент единственной возможностью межгосударственного урегулирования отношений в данной сфере[18].

Однако 29 декабря 2012 г. в Российской Газете был опубликован Федеральный Закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», который в народе получил название «Закон Димы Яковлева». Документ назван в память о погибшем двухлетнем мальчике, которого приемный отец-американец запер на солнцепеке в автомобиле, и в память о тех маленьких россиянах,  которые погибли и пострадали от рук приемных родителей в США.  

Стоит отметить, что законодательные положения из «закона Димы Яковлева», содержатся непосредственно в ст. 4 федерального закона, где устанавливается, что «запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей»[19].

В ч. 2 ст. 4 настоящего закона предписано «прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 г. Так, 1 января 2013 г. МИД России официально передал посольству США в Москве ноту с уведомлением о прекращении действия упомянутого выше Соглашения в связи со вступлением в силу в этот день данного Федерального Закона.

     Однако, в свою очередь, в самом Соглашении закреплена норма, согласно которой оно имеет силу «до истечения одного года с даты, когда одна из сторон по дипломатическим каналам уведомит другую сторону о своем намерении прекратить действие настоящего соглашения»[20], то есть до 1 января 2014 г. За это время, как показывают статистические данные, число усыновлений резко сократилось, и за весь 2013 г. гражданами США было усыновлено всего 25 детей[21].

Сейчас ребенка из России могут усыновить только граждане тех стран, с которыми у РФ подписаны соответствующие двусторонние соглашения. Ограничения в этой сфере расширились после того, как в июле президент Владимир Путин подписал закон о запрете усыновления детей однополыми семьями. Документ также запрещает усыновление незамужними или неженатыми гражданами государств, в которых такие браки разрешены[22].

Вопрос о временном приостановлении или запрете международного усыновления поднимается всякий раз, как только обнаруживаются факты жестокого обращения или гибели российского ребенка, усыновленного иностранным гражданином.

В целях уменьшения случаев недостойного и грубого отношения к усыновлённому иностранцами ребёнку, «государство-донор», в частности, Правительство Российской Федерации, утвердило Правила постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами[23].

Правила определяют порядок постановки на учет детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, консульским учреждением Российской Федерации, находящимся в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей, а при отсутствии указанного учреждения – дипломатическим представительством Российской Федерации. Контроль за постановкой усыновителями усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей, представлявшие в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители при усыновлении ими ребенка на территории Российской Федерации.

В целях обеспечения своевременной постановки на учет консульскими учреждениями усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые 6 месяцев направляет им информацию об усыновленных детях, а консульские учреждения, в свою очередь, в конце каждого календарного года направляют в Министерство образования и науки РФ списки детей, поставленных на учет и информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка в приемной семье.

Помимо контроля за постановкой на консульский учет усыновленных иностранными гражданами детей – граждан Российской Федерации, Положением о деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением предусмотрена такая форма контроля за соблюдением прав усыновленных детей, проживающих в семьях иностранных граждан и лиц без гражданства на территории иностранных государств, как регулярные отчеты об условиях жизни и воспитания детей в семьях усыновителей. Такие отчеты готовятся органом государства, на территории которого проживает усыновленный ребенок[24].

Таким образом, система правового регулирования усыновлений (удочерений) в Российской Федерации неразрывно связана с другой деятельностью – с деятельностью по защите и обеспечению прав ребенка. Существующая система сотрудничества с иностранными государствами в данной области представляется ориентированной на защиту интересов усыновляемых и увозимых детей за границу. Государство, являющееся донором в деле международного усыновления, не прекращает покровительства и продолжает принимать надзирающее участие в жизни детей, следить за исполнением усыновителями положений соответствующего международного соглашения.

Что касается сотрудничества с США в сфере устройства детей, то здесь на данный момент наблюдается существенное «охлаждение» отношений. Принятие «Закона Димы Яковлева» вызвало большой общественный резонанс и поток негативных высказываний по поводу данного нормативного правового акта.

Несомненно, существуют объективные причины с осторожностью и особым вниманием относиться к разрешению вопроса об усыновлении российских детей иностранными гражданами, поскольку такое усыновление чаще всего своим последствием имеет перемену гражданства усыновленного ребенка и его переезд на постоянное место жительства на территорию иностранного государства. Правильное и справедливое решение данного вопроса – деятельность по учету и надзору за жизнью усыновлённого и увезённого за рубеж ребёнка. Тем не менее, до сих пор спорным является вопрос о том, а стоит ли абсолютно всем гражданам США запрещать усыновление российских детей? Объективно, что приёмные родители из этой страны могут дать усыновлённому ребёнку лучшее будущее и большие перспективы. Кроме того, не стоит забывать, что теми же американцами, за последние 20 лет было усыновлено порядка 60 000 детей, многие из которых – с инвалидностью[25].

Автор: Гаяна Гулян

Фото: http://ru-an.info

[1] Дети, растущие в неполной семье, 19.03. 2015. URL: http://www.positivecenter.ru/blog/post_1426765073.html (дата обращения: 28.05.2015) – «Количество детей, растущих в неполных семьях в России на настоящий момент составляет 30%». По данным Росстата, детей всего в России порядка 30 млн. человек.

[2] Макаренко О. Пять миллионов беспризорников России – по три в каждом подъезде.23.03.2013. URL: http://echo.msk.ru/blog/fritz_morgen/1037814-echo/ (дата обращения: 28.05.2015).

[3]Воробьева Л.В. Проблемы защиты прав ребёнка и институт усыновления в Российской Федерации // Вопросы современной науки и практики. Тамбов. 2012, №38. С.20.

[4] Воробьева Л.В. Указ. Соч. С.21.

[5] Усыновление в России после вступления в силу «закона Димы Яковлева, 2015. URL: http://www.garant.ru/infografika/602710/ (дата обращения: 21.05.2015).

[6] Там же.

[7] Усыновление в России после вступления в силу «закона Димы Яковлева, 2015. URL: http://www.garant.ru/infografika/602710/ (дата обращения: 21.05.2015).

[8]Воробьева Л.В.  Указ. Соч. С.22.

[9] Усыновление в России после вступления в силу «закона Димы Яковлева, 2015. URL: http://www.garant.ru/infografika/602710/ (дата обращения: 21.05.2015).

[10] Усыновление в России после вступления в силу «закона Димы Яковлева, 2015. URL: http://www.garant.ru/infografika/602710/ (дата обращения: 21.05.2015).

[11] Соединенные Штаты Америки // Усыновление в США. URL:  http://geoportal.narod.ru/data/n_amer/usa/15.htm (дата обращения: 21.05.2015).

[12] Соединенные Штаты Америки // Усыновление в США. URL:  http://geoportal.narod.ru/data/n_amer/usa/15.htm (дата обращения: 21.05.2015).

[13] Adoption Assistance and Child Welfare Act of 1980. URL:https://www.govtrack.us/congress/bills/96/hr3434/text (дата обращения: 30.05.2015).

[14] Демченко В.И. Социальная помощь и поддержка семьи и детей в кризисной ситуации (зарубежный опыт) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2006, №14. С.52-53.

[15] Там же.

[16] Демченко В.И. Указ. Соч. С.53.

[17] Постановление Верховного Совета СССР № 1559-I от 13 июня 1990 г. // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

[18]Татаринцева Е.А. К вопросу о российско-американском сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей // Семейное и жилищное право. Ставрополь, 2013, №1. URL: http://www.center-bereg.ru/d175.html (дата обращения: 21.05.2015).

[19] Федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»  от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

[20] Соглашение между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о «сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей» // СПС «КонсультантПлюс», 2015.

[21] Усыновление в России после вступления в силу «закона Димы Яковлева, 2015. URL: http://www.garant.ru/infografika/602710/ (дата обращения: 21.05.2015).

[22] Проект ФЗ №229781-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» URL: http://test.vidparl.srvdev.ru/watch/?id=96127 (дата обращения: 21.05.2015).

[23] Воробьева Л.В. Указ. Соч. С.23.

[24] Воробьева Л.В. Указ. Соч. С.24-26

[25] Солаш Р. Глазами американских родителей. Словами усыновленных детей // Радио Свобода, 29.12.2012. URL: http://www.svoboda.org/content/article/24811373.html (дата обращения: 20.05.2015).